Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к производству конических колес с круговыми зубьями в автомобильной и тракторной промышленности. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины резов на поверхности зубьев по линии делительного конуса. Обрабатываемому колесу сообщают переменную угловую скорость вращения в зависимости от изменения угловой скорости вращения производящего колеса с обеспечением постоянного передаточного отношения обкатки, при этом угловую скорость воображаемого производящего и обрабатываемого колес изменяют обратно пропорционально изменению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса. 5 ил.

COlO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1495029 (51)4 В 23 F 9/12 (3g .. ) I 5, g

1 ;I 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П<НТ СССР (21) 4263557/27-08 (22) 17. Об, 87 (46) 23 ° 07. 89. Бюл. N 2 j (71) Московский автомобил ьпый з авод им. И.А.Лихачева (72) А.С. Калашников, А.С.Нясенков, М,Е.Стольников, B.Д.Депиховский и В,Т.Кондратюк (53) 6- 1.914.7:621.833.23(088.8) (56) Кедринский В.Н., Писманик К.М.

Станки для обработки коничес ..их зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1967, с. 448-452. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОГО НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЬБ КОЛЕС С КРУГОВЬЦ Я

ЗУБЬЯМИ (57) Изобретение относится к машино-i

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству конических колес с круговыми зубьями в автомобильной и тракторной промышленности.

Цель изобретения — повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины рядов па поверхности зубьев по линии делительного кону са.

На фиг. и фиг ° 2 показаны схемы образования резов на вогнутой и выпуклой боковых поверхностях зубьев соответственно, на фиг. 3 — развертка эвольвенты зуба в плоскости, перпендикулярной линии резов; па фиг. 4 и 5 — схемы нареэания зубьев от внутреннего к внешнему торцу и от внешне1 го к внутреннему соответственно. строению, в частности к произ водству конических колес с кру го вими зуб ьями в автомобильной и тракторной промпзленности. Цель иэобретешш — повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины резов па поверхности зубьев по линии делительчого конуса. Обрабатываемому колесу сообщают переменнук угловую скорость вращения в зависимости от изменения угловой скорости вращения производящего колеса с обеспечением постоянного гередаточного отношения обкатки. при этом угловую скорость вообразя мого производящего и обрабатываемого колес изменяют обратно про.юрционально изменению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса. 5 ил.

При нарезании конических и гипоидных колес с круговыя зубьями методом 4 » обкатки на боковых поверхностях зубьев Я„) образуются следы резов. Характер рас- (; Г положения резов 1 па боковых поверхностях зуба колеса с левым направлением показан на фиг. 1. Резы имеют определенную ширину М и наклонены под углом у к основанию зуба 2. Следы резов 3 на выпуклой стороне зубьев колеса с левым направлением показаны на фиг. 2.

При рассмотрении развертки эвольвенты зуба в плоскости, перпендикулярной линии реэов (фиг. 3), можно видеть, что ширина II и высота гребешков (микронеровностей) Н при определенном радиусе основной окружности гд увеличивается по мере увеличения угля

Так как делительные (начапьные) поверхности сопряженных конических и гипоидных колес представляют собой поверхности усеченных конусов, катя15 щихся друг относительно друга беэ скольжения, то радиус основной окружности при образовании звольвенты, а следовательно, и ширина реза M в различных сечениях по длине зуба изменяется ° Радиус Основной окружности на внешнем и. внутреннем торцах зуба можно определить, используя следующие формулы

de 25

r: = — 1 созе(; tgof y ое 2 Se

cosД

tà с1

cosa(" to а(cos!3

1 о где д, с, — внешний, внутренний де- 30 лительньш диаметр;

Qtse q 4gI Угол пРофилЯ HG внешнем внутреннем торце; л, Д . — угол наклона линии зуба

-e

BHeeIHpI o и BHутреннегО 35 торца; с — у гол профиля исходно го контура.

Таким образом ширина реза на поверхности зубьев у конических и гипо- 10 идных колес изменяется как по высоте, так и по длине зуба. Чтобы сообщить обрабатываемому колесу переменную угловую скорость вращения, взаимосвязаннуюю с переменной угловой скоростью А5 производящего колеса с условием обеспечения постоянного передаточного отношения обкатки на внутренней стороне люльки станка (типа 5С280П), устанавливают копир, который через сопротивление во- время обкатки окаэынает воздействие на двигатель постоянного тока, приводящий в движение кинематическую цепь обкатки (не показано).

При нарез анин вогнутых сторон зубьев колеса от внутреннего 4 к внешнему 5 торцу по стрелке б (фиг. 4) копир устанавливают на люльке так, чтобы его средняя часть сонпадапа с

3 1495029 развернутости эвольненты 8, а следовательно, и радиуса кривизны профиля зуба р. Заменяя энольвентную кривизну зуба дугой окружности с радиусом, равным радиусу кривизны зуба, приближенно можно определить высоту гребешков: центром качания люльки, что обеспечивает получение н середине зубчатого венца на линии делительного конуса 7 требуемой ширины реза, например M=

=0,25 мм. Форма копира выполнена так, что, воздействуя через сопротивление на двигатель постоянного тока и кинематическую цепь обкатки, она обеспечивает при нарезании зубьев от внутреннего к внешнему торцу уменьшение угловой скорости воображаемого производящего колеса (люльки) и обрабатываемого колеса пропорционально увеличению радиуса его основной окружности. Таким образом на боковой поверхности зубьев на линии дополнительного конуса получена постоянная ширина резон (M=0,25 мм) по всей ширине зубчатого венца и тем самым обеспечивается постоянная высота ьмкронеровностей, При нарезании выпуклой стороны зубьев шестерни (фпг. 5) используют тот же копир. Нарезание зубьев выпол— няют от внешнего 8 к внутреннему 9 торцу по стрелке 10. При этом для обеспечения постоянной ширины резон (M=0,25 мм) на боковой поверхности зубьев на линии делительного конуса

11 угловую скорость воображаемого производящего и обрабатываемого колес увеличивают пропор ионально уменьшению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса.

Предлагаемый способ нарезания зубьев может быть реализован на зуборезных станках с ЧПУ, имеющих управление по четырем координатам: вращение резценой головки, вращение люльки, вращение шпинделя бабки изделия и подача стол а.

Закаленные и притертые зубчатые колеса, изготовленные предлагаемым способом, имеют более низкий уровень звукового давления (на 1,5...2,0 dB) за счет снижения высокочастотных составляющих шума.

ФормуJ1а изобретения

Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с кру1овыми зубьями в условиях заданного передаточного отношения обката с воображаемым производящим колесом, вращающимся с переменной угловой скоростью, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества обработки эа

1495029 где д

Р при этом та между мым колес а а4)p

1 о фиг. 5 счет обеспечения постоянной щирины реэов на поверхности эубьев по линии делительного конуса, обрабатываемому коническому колесу сообщают переменную угловую скорость в соответствии

5 с эависимостью:

Расчетная угловая скорость обрабатываемого колеса; радиус основной окружности колеса в среднем сечении; радиус основной окружности колеса в расчетном сечении, передаточное отнонение обкапроиэводящим.и обрабатываеами сохраняют постоянным.

1495029

Составитель И.Кузнецова

Техред Л,Олийнык Редактор С.Патру ева

Корректор 3.Лончаков»

Заказ 4156/8 Тираж 831 Подлы сн о е

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101