Система смазки двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность работы системы смазки двигателя внутреннего сгорания. Система смазки двигателя содержит масляный насос, гидроциклон для очистки смазочной жидкости, центрифугу и главную масляную магистраль. Гидроциклон выполнен в виде корпуса 5 с тангенциальным патрубком, подключенным к его входному окну для подачи смазочной жидкости от масляного насоса, и двумя заборными трубками 19 и 21 для подачи смазочной жидкости из гидроциклона соответственно в центрифугу и главную масляную магистраль. В корпусе гидроциклона установлен полый цилиндроконический перфорированный ротор с приводом от турбины 21, размещенный в корпусе на уровне входного окна и входа в направляющую, выполненную в корпусе для закручивания потока смазочной жидкости. Заборная трубка 19 для подачи смазочной жидкости из гидроциклона в центрифугу размещена под вершиной конуса ротора 10 открытым концом вниз, а заборная трубка для подачи смазочной жидкости 12 из гидроциклона в главную масляную магистраль выполнена в виде полой оси ротора с прорезью 20 на боковой поверхности и с открытым концом, опущенным внутрь полости конуса ротора. Площадь основания конуса ротора больше площади основания цилиндра, а в выступающей части основания конуса выполнены окна 16 для сообщения полости внутри корпуса гидроциклона 17 с полостью внутри оси корпуса 12. При работе двигателя поток смазочной жидкости интенсивно закручивается в корпусе 5 гидроциклона, а частицы, находящиеся в потоке, отбрасываются к стенке корпуса и оседают затем в емкости 22, размещенной под корпусом. Смазочная жидкость подвергается дополнительной очистке в отверстиях перфорации ротора 14 и попадает внутрь его полой оси 12 в максимально очищенном виде. В случае загорания перфорации ротора 14 смазочная жидкость подается внутрь полой оси через окна 16. Отсутствие предохранительного клапана, эффективная полнопоточная комбинированная очистка смазочной жидкости и подача ее в главную масляную магистраль в максимально очищенном виде способствует повышению надежности работы системы смазки и двигателя внутреннего сгорания в целом. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1495456

<511 4 Е 01 М 1У10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 !

8 !, 17 )5. !

1, Г2, !

М»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4201192/25-06 (22) 27.02.88 (46) 23.07.89. Бюл. № 27 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Г. А. Бабкин, О. A. Алексеев, В. Ф. Макаренков, В. А. Осокин, М. А. Григорьев, H. В. Воропаев и В. Д. Исаенко (53) 62! .431-72 (088.8) (56) Scania service. Инструкция фирмы по эксплу атации. 1980, рис. 7, 8. (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИ ГАП=, 1Я

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет llnBI, нть н. !е;кность работы системы смазки .!!!!гатс.!!1 внутреннего сгорания. Система смазь: двигателя содержит масляный fl:Icîc, I .I111оц! к.1оН дл я Очистки см азоч нои ж и; к!!с I ., ц!. Ilтрифугу и главную масляну ю м;!гистр,-;л»

Гидроцик10н Выпо.1не!! в IIII. k коппмса;1 т а н ге. k I ц и а л ы I ы м и а т p l о 1:,0 с!, I о,", к. 1 !О l. ! ! I,! к его Bxoзному Окну д1я под;3чд;-! ":

1495456

20 смазочной жидкости из гидроциклона соответственно в центрифугу и главную масляную магистраль. В корпусе гидроциклона установлен полый цилиндроконический перфорированный ротор с приводом от турбины

2l, размещенный в корпусе на уровне входного окна и входа в направляющую, выполненную в корпусе для закручивания потока смазочной жидкости. Заборная трубка 19 для подачи смазочной жидкости из гидроциклона в центрифугу размещена под вершиной конуса ротора 10 открытым концом вниз, а заборная трубка 12 для подачи смазочной жидкости из гидроциклона в главную масляную магистраль выполнена в виде полой оси ротора с прорезью 20 на боковой поверхности и открытым концом, опущенным внутрь полости конуса ротора. Площадь основания конуса ротора больше площади основания цилиндра, а в выступающей части основания конуса выполнены окна 16 для сообщения полости 17 внутри

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности путем улучшения очистки масла.

На фиг. 1 приведена схема системы смазки двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — гидроциклон с заборными трубками для подачи смазочной жидкости в центрифугу и главную масляную магистраль; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит масляный насос l, гидроциклон 2, центрифугу 3 и главную масляную магистраль 4. Гидроциклон 2 (фиг. 2 и 3) выполнен в виде цилиндроконического корпуса 5 с тангенциальным патрубком 6, подключенным к входному окну 7 корпуса для подачи смазочной жидкости от масляного насоса 1 на уровне входа в направляющую 8, выполненную в виде спирали в корпусе 5. Гидроциклон 2 снабжен полым ротором, состоящим из цилиндра 9 и конуса 10, установленным в корпусе 5 на подшипниках 11 соосно с ним на полой оси 12. Последняя пропущена через крышку 13 корпуса и жестко соединена с ней, конус 10 ротора прилегает своим основанием к основанию цилиндра 9, причем площадь основания конуса ротора больше площади основания цилиндра в 1,2 — 1,5 раза.

Цилиндр 9 и конус 10 соединены между собой выше линии соединения конуса корпуса 5 с его цилиндром и выполнены с пер30

55 корпуса гидроциклона с полостью внутри оси 12 корпуса. При работе двигателя поток смазочной жидкости интенсивно закручивается в корпусе 5 гидроциклона, а частицы, находящиеся в потоке, отбрасываются к стенке корпуса и оседают затем в емкости 22, размещенной под корпусом. Смазочная жидкость подвергается дополнительной очистке в отверстиях перфорации ротора 14 и попадает внутрь его полой оси 12 в максимально очищенном виде. В случае загорания перфорации ротора 14 смазочная жидкость подается внутрь полой оси через окна 16. Отсутствие предохранительного клапана, эффективная полнопоточная комбинированная очистка смазочной жидкости и подача ее в главную масляную магистраль в максимально очищенном виде способствует повышению надежности работы системы смазки и двигателя внутреннего сгорания в целом. 3 ил. форацией 14 на их боковых поверхностях с размером ячеек на цилиндре 9 25 — 40 мкм и 40 — 60 мкм на конусе 10. В выступающей части 15 основания конуса 10 выполнены открытые окна 16 для сообщения полости 17 внутри корпуса 5 с полостью 18 внутри оси 12. Гидроциклон снабжен заборной трубкой 19 для подачи смазочной жидкости из гидроциклона 2 в центрифугу 3 и заборной трубкой для подачи смазочной жидкости из гидроциклона 2 в главную масляную магистраль 4, выполненную в виде полой оси 12, имеющей прорезь 20 на боковой поверхности и опущенной открытым концом внутрь полости конуса 10 ротора. Заборная трубка 19 размещена под вершиной конуса 10 ротора открытым концом вниз. Гидроциклон 2 снабжен турбиной 21, жестко связанной с ротором и размещенной в корпусе 5 на уровне входного окна 7 и направляющей 8.

Под нижней частью корпуса 5 гидроцикло. на 2 размещена емкость 22 с узким входом для сбора инородных частиц, проходное сечение входа в нее в три-четыре раза меньше, чем проходное сечение цилиндрической части корпуса.

Система смазки работает следующим образом.

Смазочная жидкость от масляного насоса

I по тангенциальному патрубку 6 через входное окно 7 поступает на турбину 21, приводя ее и связанный с ней ротор во вращение. Вследствие вращения ротора от турбины 21, а также вследствие наличия

1495456 тангенциального патрубка 6 и направляющей 8 в виде спирали поток смазочной жидкости интенсивно закручивается в корпусе 5 гидроциклона. Частицы, находящиеся в потоке, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке корпуса 5 н оседают затем в емкости 22. Частицы, попадающие на вращающийся ротор, отбрасываются его конусом 10 также вниз. Турбина 21 обеспечивает необходимую частоту вращения ротора для самоочистки фильтрующего элемента. Попадающие в емкость инородные частицы могут быть удалены при очистке во время технического обслуживания, Узкий вход в емкость не позволяет частицам вернуться в полость фильтра.

Смазочная жидкость из зон, примыкающих к перфорированному полому ротору, проходит отверстия перфорации 14 и подвергается в них дополнительной очистке, а затем через прорезь 20 и открытый конец полой оси 12 попадает внутрь ее и максимально очищенной подается далее в главную масляную магистраль 4. Поскольку ячейки на цилиндре 9 имеют меньший размер, чем ячейки на конусе 10 обеспечивается равномерный пропуск смазочной жидкости через ротор. Через открытый конец заборной трубки 19, размещенной под вершиной конуса 10 ротора, смазочная жидкость отбирается в центрифугу 3. Через окна 16 при вращении ротора смазочная жидкость 30 практически не поступает. B случае, если перфорация цилиндра и конуса ротора засорена, смазочная жидкость подается через эти окна внутрь полой оси 12 ротора неочищенной. Иными словами, в этом случае окна выполняют функцию предохрани- 35 тельного клапана. Выполнение основания конуса 10 большим основания цилиндра 9 обеспечивает размещение окон 16, выполняющих роль предохранительного клапана.

Когда гидроциклонная очистка не работает, от попадания абразивных частиц предотвращает сетка на роторе.

Таким образом, повышение надежности работы смазки и двигателя в целом достигается за счет повышения эффективности полнопоточной комбинированной очис ки смазочной жидкости в системе смазки двигателя и подачи смазочной жидкости в главную масляную магистраль в максима1hно очищенном виде.

Формула изобретения

Система смазки двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащая масляный насос, гидроциклон, для очистки смазочной жидкости, центрифугу и главную масляную магистраль, при этом гидроциклон выполнен в виде цилиндроконического корпуса с тангенциальным патрубком, подключенным к его входному окну для подачи смазочной жидкости от масляного насоса, и двумя заборными трубками для подачи смазочной жидкости из гидроциклона соответственно в центрифугу и главную масляную магистраль, отличаюи(аяся тем, что, с целью повышения надежности, система снабжена полым ротором, установленым в корпусе гидроциклона соосно с ним на закрепленной в нем полой оси и состоящим нз цилиндра и конуса, прилегающего своим основанием к нижнему осно анию цилиндра, турбиной, жестко связан.. i с ротором и размещенной в упомянутом корпусе на уровне входного окна и входа в направляющую, выполненную в корпусе для закручивания потока смазочной жидкости, и емкостью для сбора инородных частиц, при этом цилнндр и конус ротора соединены между собой выше линии соединения конуса корпуса с его цилиндром и выполнены с перфорацией на их боковых поверхностях, заборная трубка для подачи смазочной жидкости из гидроциклона в центрифугу размещена иод вершиной конуса ротора открытым концом вниз, а заборная трубка для подачи смазочной жидкости из гидроциклона в главную магистраль выполнена в виде упомянутой полой оси ротора с прорезью на боковой поверхности и с открытым концом, опущенным внутрь полости конца ротора, причем площадь основания конуса ротора больше площади основания цилиндра, а в выступающей части основания конус» выполнены окна для сообщения полости внутрн корпуса гидроциклона с полостью внутри оси корпуса.

1495456 фиг. 7

Составитель С. Аронов

Pc;UIKTop H. Тупица Техред И. Верес Корректор О. Кравцова

За каз 4226/29 Ти раж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 3035, Москва, Ж- — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, О!