Устройство для намотки электрических катушек
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнической промышленности к м.б. .использовано для изготовления сверхпроводящих катушек, Целью изобретения является повышение качества изготовления электричес1сих катушек , J5 ,W .«,.. , тем стабилизации натяжения провода. Устройство состоит иэ станины I, каретки 2 с приводом 3, На станине установ.пены механизмы 4 плавного изменения линейной скорости каретки и концевые выключатели 5. Схема управления содержит бл-оки 6, 7, 8, 9 н 10, Б процессе намотки катушки 18 каретка совершает возвратно-поступательное движение вдоль оправки 19, при зтом ее линейная скорость изменяется по закону, обеспечиваюцему плавное перемещение с зубчатыми секторами , связанными с потенциометрами 14. При этом обеспечивается стабильность натяжения провода, исключающая рывки в начале и конце хода каретки. 1 3.п. ф-лы, 4 ил, V L о (Л с 4 Й/г.7
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (И1 (51)5 Н 01 F 41/04
К A BT0PCHO3VV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 С
° В
ЭВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ rent CCCP
,(46) 23.11.90. Вюл. ¹ 43 (21) 4278113/24-07 (22) 12 06,87 (72) В,Я,Потапов, В,М.Смирнов и А,Н,Сурков (53) 621.318.44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 822691, кл . H 01 41/04, 1980.
Авторское свидетельство СССР № 1106333) кл . Н 01 Г 41/04, 1985, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НА!"1ОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАТУШЕК (57) Изобретение относится к электротехнической промышленности и м.б,. .использовано для изготовления сверхпроводящих катушек, Целью изобретения является повышение качества изготовления электрических катушек пу. тем стабилизации натяжения провода.
Устройство состоит иэ с анины 1, каретки 2 с приводом 3 ° На станине ус" тановлены механизмы 4 плавного изменения линейной скорости каретки и концевые выключатели 5. Схема управ" ления содержит блоки 6, 7, 8, 9 и
10. В процессе намотки катушки 18 каретка совершает возвратно-поступа" тельное движение вдоль оправки !9, при этом ее линейная скорость изменя" ется по эакону, обеспечивающему плавное перемещение с зубчатыми сектора" ми, связанными с потенциометрами 14.
При этом обеспечивается стабильность, натяжения провода, исключающая рывки в начале и конце хода каретки .
l з.п. ф-лы, 4 ил °
t 96540
Изобретение относит ся к технологическому оборудованию для иэгoтонления свер хпроводящи х к атуш е к и може r быть использовано н электротехнической промышленности при производстве протяженных катушек для электрических аппаратов.
Целью изобретения является повышение качества изготовления электри- 10 ческих катушек эа счет стабилизации натяжения провода, На фиг.l показана функциональная схема устройства; гга фиг.2 - график изменения линейной скорости каретки при ее пр одол ьном пер емещении, на фиг.3 — пример схемной реализации усилителя, формирователя пилообраэноного напряжения H компаратора; на фиг.4 — схема формирователя импульсон 20 и блока тиристорного управления приводом каретки.
Устройство состоит из станины l, каретки 2 с приводом 3, Ila станине устанонлеиы механизмы 4 плавного изменения линейной скорости каретки, там же закреплены концевые выключатели 5, Система управления приводом каретки содержит усилитель б, компаратор 7, формирователь пилообразного напряжения 8, формирователь импульсов 9 и блок 10 тиристорного управления приводом каретки. Каретка 2 снабжена
;пором 11, при этом механизм 4 плав- . ного изменения линейной скорости сос- 35 тоит из зубчатого сектора с пружиной
12, зубчатого колеса 13, кинеиатически связанного с потенциометром 14.
Каретка 2 с отдающим устройством 15 перемещается вдоль станины с помощью 40 привода 3, кинематически связанного с зубчатой рейкой 16, установленной на станине 1, Двигатель привода 3 кинематически связан с тахогенератором
17, выход которого соединен с усили- 45 телем 6. Катушка 18 формируется при намотке на оправке 19, При подходе каретки н. крайнее положение она через. упоры 20 взаимодействует с концевыми выключателями 5. 50
Устройство работает следующим образом, В процессе намотки катушки 18 каретка со"ерша" воэвр н" поступа- 55 тельное перемещение оправки 1Р, при этом линейная скорость каретки должна изменяться ио закону, приведенно"
4 му на фиг.2, !! > пути г1е1 еиещения каретки, равном L г (н предлагаемом устройстве I,, 50 им), значение линейной скорости минимально (U> l м/мин), что обеспечивает плавный останов каретки при ее нэаииодействии с конц»выии упораьги, вырабатывающими коман.— ду останова привода каретки.
1!а подходе каретки 2, например, к левому крайнему положению со скоростью V» имеющей максимальное з начение 30 ... 40 и/мин упор 11 каретки начинает нзаииодействонать с зубчатым сектором механизма 4 плавного изменения скорости, который через зубчатое колесо 13 начнет разнорачи" вать движок потенциоиетра 14, изменяя тем самым текущее значение линейной скорости каретки от ее максимального значения до минимального, Зубчатый сектор расположен параллельно направлению перемещения каретки, его длина выбрана равной длине участка торможения (размер 1 +I, на фиг,2), 2 а профиль торцовой поверхности зубчатого сектора соо гнетствует требуе/ мому закону регулирования линейной скорости. Таким образом, при взаимодействии каретки с упором 1! с зубчатым сектором потенциометров 14 снижается сигнал управления, изменяю" щийся в соответствии с заданным законом регулирования, В системе управления (блоки 6-10) сигнал управления усиливается, преобразовывается и по дается на двигатель привода 3 каретки °
Устройство обеспечинает плавное, беэ рывков изменение линейной скорости каретки при ее возвратно-поступательном перемещении, позволяет поддерживать заданное натяжение наматшваемого кабеля с высокой стабильностью, что, в свою очередь, повьппает качество катушек. Кроме того, обеспечивается изменение линейной скорости каретки в соответствии с заданным законом н автоматическом режиме.
Формул а изобретения
1. Устройство для намотки электрических катушек, содержащее станину, на которой установлена каретка с отдающим устройством и приводом перемещений, и систему управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 149б540 целью пов; пиения качества изготовленияя электрических катушек путем стабилизации натяжения провода, оно снабжено механизмами изменения скорости каретки, каждый из которых выполнен в виде подпружиненных эубча" тых секторов, эакреппенных на станине и кинематиче ски связанных с ними потенциометрами и концевыми выключателями, установленными на станине, каретка снабжена упорами, имекщими возможность. взаимодействия с зубчатыми секторами и концевыми выключателями, при этом торцовая поверх4 ность зубчатого сектора, контактирующая с упорами каретки, выполнена в ,виде кулачка для изменения скорости каретки, а потенциометры и концевь е выключатели электрически связаны с входом системы управления, 2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что.система управления ссстоит из последовательно под-. ключенных усилителя, компаратора, формирователя импульсов, блока тирис торного управления приводом и формирователя пилообразного напряжения, 15 подключенного к входу компаратора.
l 496 540
Составитель А,Кирьянов
Техред Л,Олийнык
Редактор O,Стенина
Корректор Н.Гуйько
Заказ 4345 Тираж 461 Подписное
ВЙЙПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101