Клапанный распределитель двух адсорберов сжатого воздуха
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для переключения двух адсорберов. Цель изобретения - повышение надежности работы адсорберов путем обеспечения заданной скорости повышения и понижения в них давления при переключениях. При необходимости переключения режимов работы адсорберов подают управляющий сжатый воздух в полость 5. Под действием возрастающего давления в полости 5 поочередно срабатывают за счет различной настройки пружин 10 установленные соосно клапаны Г, В, Б и А. При снятии управляющего воздействия клапаны срабатывают в обратном порядке. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 F !6 К 11 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4310538/31-29 (22) 28.09.87 (46) 30.07.89. Бюл. № 28 (71) Институт ядерной энергетики АН БССР (72) В. П. Волчок, В. А. Рыжков и А. В. Наганов (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1087731, кл. F 16 К 11/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР № 983367, кл. F 16 К 11/00, 1981.
„„SU„„1497426 А1
2 (54) КЛАПАННЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ
ДВУХ АДСОРБЕРОВ СЖАТОГО В03ДУХА (57) Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для переключения двух адсорберов. Цель изобретения — повышение надежности работы адсорберов путем обеспечения заданной скорости повышения и понижения в них давления при переключениях. При необходимости переключения режимов работы адсорберов подают управляющий сжатый воздух в полость 5.
Под действием возрастающего давления в полости 5 поочередно срабатывают за счет различной настройки пружин 10 установленные соосно клапаны Г, В, Б и А. При снятии управляющего воздействия клапаны срабатывают в обратном порядке. 2 ил.
1497426
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для переключения двух адсорберов.
Цель изобретения — повышение надежности работы адсорберов путем обеспечения заданной скорости повышения и понижения в них давления при переключениях.
На фиг. 1 представлен разрез распределителя развернутым по осям клапанов; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Распределитель содержит корпус 1, в котором выполнены снабженные соответствующими штуцерами полости: 2 — подвода рабочего сжатого воздуха, 3 — отвода рабочего сжатого воздуха к первому и 4 — ко второму адсорберам, а также полость 5 подвода управляющего сжатого воздуха, отверстие
6 сброса воздуха из первого и 7 — сброса воздуха из второго адсорбера. Упомянутые полости разделены установленными в корпусе седлами 8. В расточках корпуса установлены четыре клапана А, Б, В и Г, содержащих каждый шток 9, пружину 10, поршень 11 с уплотнительными кольцами 12, дросселируюший элемент 13 и запорный элемент 14 с уплотнительным кольцом 15. B клапанах Б и Г поршень совмещен с запорным элементом. Все клапаны могут быть составлены из унифицированных деталей.
Начальное усилие пружины 10 в каждом клапане устанавливается настроечными втулками 16 (на чертеже клапан показан с втулкой нулевой длины), длина которых подобрана таким образом, что при подаче в управляющую полость 5 командного сжатого воздуха обеспечено поочередное перемещение штоков 9 и соответствующее перекрытию запорными элементами 4 седел 8.
Клапаны установлены в корпусе 1 в параллельных плоскостях и попарно (клапаны
А и  — нормально закрытые и клапаны Б и I — нормально открытые). В управляющую полость 5 воздух подводится через дроссель 7.
Распределитель работает следующим образом.
В положении, приведенном на фиг. 1, давление управляющего воздуха в полости 5 отсутствует и все штоки 9 находятся под действием пружин 10 в крайнем левом положении.
Подаваемый на очистку сжатый воздух через штуцер полости 2 и каналы в корпусе 1 поступает через нормально открытый клапан 6 в полость 3 отвода воздуха к первому адсорберу и направляется на осушку. При этом клапан А закрыт и сброса воздуха из первого адсорбера не происходит.
Второй адсорбер, подключенный к распределителю через штуцер полости 4, находится в это время на регенерации, слой его сорбента продувают осушенным воздухом.
При этом воздух от второго адсорбера поступает в полость 4 и через нормально
55 открытый клапан Г поступает в полость отверстия 7 и сбрасывается в атмосферу.
Клапан В усилием своей пружины перекрывает в это время седло 8 между полостью 2 подачи рабочего сжатого воздуха и полостью 4 подключения второго адсорбера.
При необходимости подключить второй адсорбер в режим осушки сжатого воздуха, а первый — в режим регенерации сорбента подают управляющий сжатый воздух в полость 5. Давление в полости 5 начинает увеличиваться, при этом за счет того, что предварительные деформации пружин, обеспеченные соответствующими длинами втулок 16, увеличиваются в направлении от клапана I к клапану А, первым начинает перемещаться клапан Г. После соприкосновения уплотнительного кольца 15 запорного элемента 14 с буртиком седла 8 полость 4 будет разобщена с атмосферой, соответственно герметизируется второй адсорбер. Затем по иере роста давления начинает перемешаться клапан
В, при этом сжатый воздух из полости 2 через дросселирующий элемент 13 начинает поступать в полость 4 и далее во второй адсорбер, повышая в нем давление. Расходные характеристики дросселя 17 и дросселируюгцего элемента 13 подобраны таким образом, что заполнение полости 4 и второго адсорбера сжатым воздухом до номинального давления происходит раньше, чем клапан В переместится до упора. После этого начинает перемещаться клапан Б и происходит разобщение полостей 2 и 3. С началом перемещения клапана А происходит сдувка сжатого воздуха из полости 3 и первого адсорбера в атмосферу. При номинальном значении давления сжатого воздуха в полости 3 проходное сечение дросселирующего элемента будет минимальным, а при минимальном давлении — максимальным: его и дросселя 17 расходные характеристики обеспечивают понижение да.вления в полости 3 и первом адсорбере до атмосферного раньше, чем клапан А переместится до упора. Так как при подаче управляющего давления воздуха в полость 5 заполнение полости происходит при постоянном давлении до дросселя 17 и переменном после дросселя, а при сбросе — при переменном в полости 5 и постоянном (атмосферном) после дросселя 16, расходная характеристика дросселя 17 выбирается по минимальной скорости повышения давления в полости 5.
Для уменьшения влияния неуравновешенных сил на последовательность переключения адсорберов площади поршня 11 и средняя эффективная площадь дросселируюшего элемента 13 выбраны одинаковыми.
Для обратного переключения адсорберов полость 5 управляющего давления соединяют со сбросом в атмосферу (например, с
1497426
Формула изобретения
Составитель П. Балашов
Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 4427/40 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415
Производственно-издательский комбинат <Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 помощью переключателя в системе управляющего воздуха), при этом перемещение клапанов распределителя происходит в обратной последовательности под действием пружин 10 по мере снижения давления в полости 5.
Клапанный распределитель двух адсорберов сжатого воздуха, содержащий корпус с полостями подвода и отвода сжатого воздуха к двум адсорберам и полость подвода управляющего сжатого воздуха, размещенные в корпусе и установленные попарно клапаны, разобщающие эти полости, причем один из клапанов пары выполнен нормально открытым, другой — нормально закрытым, а каждый клапан нагружен пружиной, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, оси клапанов расположены параллельно, каждый клапан снабжен поршнем, причем надпоршневые полости сообщены с управляющей полостью, а нагружающие пружины расположены со стороны, противоположной этой полости, и снабжены настроечными втулками различной длины.