Способ испытания на трение пары вал-втулка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике ,в частности, к способам испытания на трение. Цель изобретения - упрощение процесса испытаний и повышение точности. Давление в зоне контакта вала и втулки создают сопряжением рабочих поверхностей вала и втулки с гарантированным натягом, а на цилиндрической поверхности вала выполняют продольные проточки. Это позволяет получить эпюру напряжений, характерную для подшипника скольжения с макрозазором. Исключение операции создания давления внешним источником позволяет упростить испытания и исключить погрешность измерения, обусловленную потерями на трение. 3 ил.
CO/03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 N 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬГГИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4354190/25-28 (22) 30,12.87 (46) 30, 07.89. Бюл. № 28 (71) Институт проблем механики
АН СССР (72) Н.M.Àëåêñååâ, Ю.P.Àñðèÿíö, А.И.Иелашенко и Е.А.Шувалова (53) 620.178.16(088 ° 8) (56) Воробьев Ю.А, Бежелукова Е.Ф.
Стенд для исследования работоспособности подшипников скольжения из пластмасс. Сб.трудов МВТУ им.Н.Э.Баумана. M., 1964, ¹ 4, с.106, рис.1. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА ТРЕНИЕ ПАРЫ
ВАЛ вЂ” ВТУЛКА (57) Изобретение относится к испытаИзобретение относится к испытательной технике, в частности к способам испытания на трение, например, подшипников скольжения.
Целью изобретения является упрощение испытания и повышение точности за счет исключения дополнительной операции создания давления внешним источником, который усложняет про- ведение испытания и вносит погрешность в измерение за счет наличия потерь на трение.
На фиг,l и 2 схематично изображены варианты конструкции образцов, на фиг.3 — схема измерения момента сил трения.
Способ испытания на трение по схеме вал — втулка заключается в том, что внутреннюю поверхность втулки 1 и внешнюю поверхность вала 2 сопря„„ЯО„,М97497
2 тельной технике, в частности к спо собам испытания на трение, Цель изобретения — упрощение процесса испытаний и повышение точности. Давление в зоне контакта вала и втулки создают сопряжением рабочих поверхностей вала и втулки с гарантированным натягoM а на цилиндрической поверхности вала. выполняют продольные проточки, Это позволяет получить эпюру напряжений, характерную для подшипника скольжения с макрозазором. Исключение операции создания давления внешним источником позволяет упростить испытания и исключить погрешность измерения, обусловленную потерями на трение, 3 ил, гают с созданием давления в зоне контакта, перемещают вал 2 и втулку 1 относительно друг друга и определяют значения параметров процесса трения.
Давления в зоне контакта создают сопряжением рабочих поверхностей вала и втулки с гарантированным натягом.
При этом продольные проточки 3 на цилиндрической поверхности вала позволяют получить эпюру 4 напряжений, характерную для подшипника скольжения с макрозаэором. Так как напряженное состояние в контакте оказывает существенное влияние на параметры процесса трения, то моделирование этого сс аяния позволяет определить параметры с высокой точностью.
Например, параметр процесса трения — момент сил трения определяется следующим образом. При перемещении
Составитель Н,Вартанова
:?едактор О.Спесивых Техред N.Ходанич Корректор M,Ïîæo Заказ 4435/43 Тираж 789 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
3 1497 вана 2 относительно втулки 1 возникающий момент сил трения деформирует упругий элемент тензометрического измерителя 5 (например, упругое коль— цо с тензорезисторами), электрический сигнал от которого усиливается тензоусилителем 6 (Hànðèìåð, 8 А11Ч или ТОпаз-3) и регистрируется аппаратурой 7 (например, потенциометром
КСЙ-4 или осциллографом С8-17). Вал выфолнен диаметром d = D К, где d наружный диаметр вала, м; D — внутренний диаметр втулки, »; К вЂ” безразмерный коэффициент, выбираемый в пределах 1,001-1,010.
Выбор коэффициента К = 1,001
1,01 определяет величину контактных давлений в сопряжении вал — втулка, При К < 1,001 контактные давления в
497
4 сопряжении практически равны нулю, а при К > 1,01, как показали эксперименты, происходит разрушение одного из элементов пары трения, формула изобретения
Способ испытания на трение пары вал — втулка, заключающийся в том, что создают давление в зоне контакта вала и втулки, перемещают их друг относительно друга и определяют значение параметров процесса трения, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с
15 целью упрощения испытания и повышения точности, на цилиндрической поверхности вала выполняют продольные проточки, а давление в зоне контакта создают путем сопряжения поверхнос20 тей вала и втулки с натягом.