Тренажер телеграфиста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к телеграфии. Цель изобретения - повышение эффективности обучения путем определения сбоев. Тренажер содержит блок ввода 1 ответов, блок сравнения 2, блоки счетчиков 3 и 4, дешифраторы 5 и 6, блок предъявления 9 учебной информации, переключатель 10, блок формирования 11 вопросов и блок регистрации 13. Цель достигается введением логических блоков 7 и 8, блока фиксации 12 сбоев и элемента ИЛИ 14, с помощью которых определяется число сбоев, произведенных соответствующими пальцами рук. По числу сбоев судят о степени выработки навыка ориентировки на буквенных рядах клавиатуры и определяют, какие части клавиатуры необходимо отрабатывать в первую очередь: правую или левую часть клавиатуры горизонтального ряда, всю клавиатуру горизонтального ряда, правую или левую часть клавиатуры символов. Тренажер по пп. 2 и 3 ф-лы отличается выполнением логических блоков 7 и 8 и блока фиксации 12. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 С 09 В 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4333694/24-09 (22) 02.11.87 (46) 30.07.89. Бюл. K 28 (72) Н.И.Кудряшов, В.А.Кирюхин, А.Г.Швец и В.В.11ухортов (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1314366, кл . G 09 В 13/02, 1985 (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к телеграфии. Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем определения сбоев. Тренажер содержит блок I ввода ответов, блок сравнения 2, блоки счетчиков 3 и 4, дешифраторы 5 и
6, блок предъявления 9 учебной информации, переключатель 10, блок формирования ll вопоосов и блок оегистоа„„SU„„1497632 А 1
2 ции 13. Цель достигается введением логических блоков 7 и 8, блока фиксации 12 сбоев и эл-та ИЛИ 14, с помощью которых определяется число сбоев, произведенных соответствующими пальцами рук . По числу сбоев судят о степени выработки навыка ориентировки на буквенных рядах клавиатуры и определяют, какие части клавиатуры необходимо отрабатывать в первую очередь: правую или левую часть клавиатуры горизонтального ряда, всю клавиатуру горизонтального ряда, правую или левую часть клавиатуры символов. Тренажер по пп. 2 и 3 ф-лы отличается выполнением логических блоков 7 и 8 и блока фиксации 12. 2 з .п . ф-лы, 4 ил.
1497632
Изобретение относится к телеграфии и может быть использовано для тренировки операторов "слепым методом работы на клавиатуре печатающих, набор- 5 ных и кодирующих аппаратов.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем определения сбоев.
На фиг. 1 изображена структурная !О электрическая схема предложенного тренажера; на фиг. 2 — структурная электрическая схема логйческого блока, на фиг. 3 — структурная электрическая схема блока фиксации сбоев; на фиг. 4 — структурная электрическая схема блока сравнения.
Тренажер телеграфиста содер жт блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, первый 3 и второй 4 блоки счетчиков, первый 5 и второй 6 дешифраторы, первый 7 и второй 8 логические блоки, блок 9 предъявления учебной информации, переключатель 10, блок ll формирования вопросов, блок 12 фикса25 ции сбоев, блок 13 регистрации и элементов ИЛИ 14.
Первый блок счетчиков содержит первый 15 и второй 16 кольцевые счетчики, первый 17, второй 18, третий
19 и четвертый 20 переключатели.
Второй блок счетчиков содержит первый 21 и второй 22 кольцевые счетчики, первый 23, второй 24, третий
25, четвертый 26 и пятый 27 переклю- 35 чатели.
Блок формирования вопросов содержит генератор 28 импульсов, одновибратор 29 и элемент И 30. Блок регистрации содержит счетчик 31 числа от- 40 ветов, счетчик 32 числа правильных ответов, элемент ИЛИ 33 и индикатор
34. Каждый логический блок содержит логические узлы 35 и элемент ИЛИ 36.
Каждый логический узел содержит фор- 45 мирователь 37 короткого импульса, счетчик 38, элемент 39 запрета и элемент 40 задержки. Блок фиксации сбоев содержит в каждом канале RS-триггер 41, ключ 42 .и счетчик 43. Блок 50 сравнения содержит элемент И 44, первый 45 и второй 46 элементы ИЛИ, элемент 47 задержки и элемент 48 эацрета.
Тренажер работает следующим обра- 55 эом.
Предварительно переключатель 10 устанавливают в положение "Цифры", а на блоке 3 счетчиков; переключатель
17 — н положение "П", переключатель
18 — в положение "Выкл", переключатели 19 и 20 — в положение "Вкл".
Переключатель (не показано) счетчика 32 установить в положение 100„ а переключатель (не показано) на счетчике 38 — в положение 10.
Включают питание, запускается генератор 28. На табло (не показано) блока 9 высвечивается индикатор "Цифры", предписывающий обучаемому работать на цифровом ряду клавиатуры блока 1 ввода ответов. Обучаемый нажимает кнопку "Сброс" не показана устанавливая тренажер в исходное состояние, а затем кнопку "Пуск", обеспечив подачу импульса на вход одновибратора 29. Импульс с выхода одновибратора 29 поступает на вход элемента И 30, обеспечив прохождение через него импульсов с выхода генератора 28 импульсов, Длительность импульсов генератора 28 в сотни раз меньше длительности одновибратора 29, а число импульсов, поступающих в блоки 3 и 4 счетчиков за время действия импульса в одновибратора 29, превышает разрядность кольцевых счетчиков
15, 16 и 21, 28 вместе взятых.
Импульсы с выхода элемента И 30 через элемент ИЛИ 14 и переключатель
10 подаются на вход блока 3 счетчиков и через переключатель 17 на вход последовательно соединенных счетчиков
15, 16 (работающих как один счетчик), обеспечивая его случайное состояние.
На одном из выходов дешифратора 5, который соответствует состоянию счетчика 15, 16 появляется единичный потенциал, поступающий на соответствующий вход логического блока 7, на вход элемента 40 задержки и на вход формирователя 37 короткого импульса, вызвав за счет переднего фронта появление на его выходе короткого импульса, который фиксируется счетчиком 38. Задержанный импульс с выхода элемента
40 задержки через информационный выход элемента 39 запрета, на управляющий вход которого подается нулевой потенциал с выхода счетчика 38, поступает на соответствующий вход блока 9 предъявления учебной информации, высветив на табло его цифрового ряда моторную характеристику, например П2 (правая вторым), на соответствующий данной моторной характеристике один
1497632
55 из видов блока 12 фиксации сбоев на первый вход соответствующего R$триггера 41, обеспечив появление на
его выходе единичного потенциала, который прйкладывается к управляющему входу ключа 42, Обучаемый по высвеченной моторной характеристике (П2) выполняет движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1 ввода ответов, т.е. производит удар вторым пальцем руки по клавише.
При ударе по клавише происходит замыкание контактов микровыключателя (не показан), обеспечивающего появление импульса. Этот импульс поступает на вход элемента ИЛИ 46 и далее на вход элемента 47 задержки, длительность задержки которого равна длительности срабатывания элемента
ИЛИ 46.
Если обучаемый правильно выполнил движение, то на выходе элемента И 44 появится импульс, так как на втором входе данного элемента И 44 имеется единичный потенциал с выхода логического блока 7, который поступил через элемент HllH 45 на управляющий вход элемента 48 запрета, на информационный вход которого в данный момент подается импульс с выхода элемента 47 задержки, предотвратив появление импульса на втором синхронизирующем выходе блока 2 сравнения, на вход блока 13 регистрации, зафиксировав в счетчике 32 правильный ответ, в счетчике 31 — первый ответ . отработку од-, ного движения) и на вторые выходы PSтриггеров 41, возвратив последние в исходное состояние. Одновременно импульс с первого выхода результата блока 3 сравнения поступает на вход одновибратора 29, импульс с выхода которого обеспечивает кратковременное погашение моторной характеристики, перевод в новое случайное состояние счетчика 15, 16 и последующее высве-. чивание на цифровом ряду табло блока
9 предъявдения учебной информации следующей моторной характеристики.
Если обучаемый не правильно выполнил движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1 ввода ответов, то импульс появится только на выходе элемента HJIH 46 и через элемент 47 задержки и элемент 48 запрета, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ
45, поступит на вход блока 13 регист5
1О
30 рации, зафиксировав в счетчике 31 числа ответов (произведенное дн гкение), и на вторые выходы ключей 42 зафиксировав в соответствующем счетчике 43 сбой — неправильное выполнение движения обучаемым.
При появлении на одном и том же выходе дешифратора 5 единичного потенциала 11-A раэ, т.е. 11-ro повтора одной и той же моторной характеристики, на входе счетчика 38 появится импульс (переполнения), который, поступив на управляющий вход элемента 39 запрета, предотвратит подачу единичного потенциала на соответствующие входы блока 2 сравнения, блока
9 предъявления учебной информации и блока 12 Ьикоации сбоев. Этот же импульс с выхода счетчика 38 через элементы И11И 36 и 14 поступит на вход счетчика 15, 16 осуществив перемеще. ние единичного потенциала на входе дешифратора 5 на следующий ряд и обеспечив предъявление одной и той же моторной характеристики только заданное число раз (10 предъявлений).
При фиксации сотого правильного ответа (no десять на каждуи цифру) на выходе счетчика 32 появится импульс переполнения, который засветит индикатор 34 "Стоп", предупреждающий обучающего (преподавателя) о снятии показания со счетчиков 43 и 31. По числу сбоев, произведенных соответствующими пальцами рук судят о степени выработки навыка ориентирования на цифровом ряду клавиатуры и необходимости перехода к обработке по частям (на правой или левой частях цифрового ряда клавиатуры), а по числу ответов — о степени тренированности.
Лнало гич но произ водится выработка навыка ориентирования на клавиатуре символов (букв) . Для этого переключатель IO устанавливаем в положение
"буквы", а на блоке 4 счетчиков: переключатель 23 — в положение "П", переключатели 24, 25 и 27 — в положение "Выкл", переключатель 26 — в положение "Вкл". Переключатель не показан на счетчике 32 устанавливают в положение 10, а переключатель на счетчике 38 оставляют в положении 10.
На табло блока 9 предъявления учебной информации высвечивается индикатор "буквы", предписывающий обучающему работать на своей буквенной клавиатуре блока 1 ввода ответов.
1497632
Обучаемьш нажимает кнопку сброса, а затем Пуск", обеспечив подачу с выхода генератора 28 на вход счетчика 21, 22, включенных последовательно, импульсов, которые приводят последний в случайное состояние. На одном иэ выходов дешифратора 6, соответствующих данному случайному состоянию счетчика 21, 22, появится единичньп» потенциал, который поступит на вход логического блока 7, зашифровав на счетчике 38 соответствующего логического узла 35 предъявление соответствующей моторной характеристики. 15
Единичный потенциал с выхода логического блока 7 подается на соответствующий вход блока 9 предъявления учебной информации, высветив на табло, например, горизонтального ряда 2Р моторной характеристики Л4 (левый четвертый) и на соответствующей данной моторной характеристике один из входов блока 2 сравнения и блока 12 фиксации сбоев. 25
При появлении на одном и том же ! выходе-дешифратора 6 единичного по тенциала ll-й раз, т.е. 11-го повтора одной и той же моторной характе- 3Р ристики, «а выходе счетчика 38 логического узла 35 появится импульс (лев реполнения), который, поступив на управляющий вход элемента 39 запрета, предотвратит подачу единичного потенциала на соответствующие входы блока 2 сравнения, блок 9 предъявления учебной информации и блока 12 фиксации сбоев. Этот же импульс с выхода счетчика 38 через элементы ИЛИ 4р
36 и 14 поступит на вход счетчика
21, 22, осуществив перемещение единичного потенциала на выходе дешифратора 6 па следующий разряд, т.е. обеспечив предъявление одной и той же 45 моторной характеристики только заданное число раз (десять предъявлений).
Действия обучаемого и работа блоков и элементов тренажера происходит аналогично вышеописанному (при высве- 5р чивании индикатора "Цифры" ).
По числу сбоев, произведенных соответствующими пальцами рук судят о степени выработки навыка ориентировбуквенных Рядах клавиатуры H 55 определяют какие части клавиатуры необходимо отрабатывать в первую очередь: правую или левую часть клавиатуры горизонтального ряда, всю клавиатуру горизонтального ряда, правую ипи левую часть клавиатуры символов.
Использование тренажера для тренировки телеграфистов в сравнении с прототипом повышает точность тренажера, так как позволяет предварительно выявить моторные характеристики, на которых обучаемые допускают сбои, т.е. неправильно определяет или местонахождение, или маршрут движения.
Это дает возможность преподавателю тренировать обучаемого на той части клавиатуры телеграфного аппарата, где больше всего допущено ошибочных движений. 11оторные характеристики, по которым обучаемый допустил больнее число сбоев при дальнейшей тренировке предъявляются обучаемому больше (установкой в соответствующее положение переключателя на соответствующем счетчике 38). Тренировки превращаются в целенаправленные, не тратится время на отработку твердо усвоенных моторных характеристик, тем самым сокранается время освоения клавиатуры на начальном этапе обучения.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я.
1. Тренажер телеграфиста, содержащий блок ввода ответов, выходы которого соединены с первой группой соответствующих входов блока сравнения, первый выход которого соединен с входом блока формирования вопросов и с первым входом блока регистрации, второй вход которого подключен к второму выходу блока сравнения, переключатель, первый и второй выходы которого соединены с входами соответственно первого и второго блоков счетчиков, выходы которых подключепы к соответствующим входам соответственно первого и второго дешифраторов, и блок предъявления учебной информации, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения путем определения сбоев, введены два логических блока, элемент ИЛИ и блок фиксации сбоев, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму выходам блока сравнения, вторая и третья группы входов которого соединены с соответствующими выходами первого и второго логических блоков, соответственно с первой и второй группами входов блока предъявления учебной ин1497632
Фиг.2 формации и соответственно с первой и второй группами входов блока фиксации сбоев, при этом выходы первого и второго дешифраторов подключены к входам соответственно первого и второго логических блоков, дополнительные выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами элемента HJIH третий вход которого подключен к выходу блока формирования вопросов, а выход элемента ИЛИ соединен с входом переключателя.
2. Тренажер по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что каждый ло- 15 гический блок содержит логические узлы и элемент ИЛИ, входы которого подключены к вторым выходам логических узлов, первые выходы которых являются выходами логического блока, входа- gp ми которого являются входы логических узлов, первые выходы которых являются выходами логического блока, входами которого являются входы логических узлов, дополнительным выходом 25 логического блока является выход элемента ИЧИ, при этом каждый логический узел содержит элемент задержки и по следовательно соединенные формирователь коротких импульсов, счетчик и элемент запрета, второй вход которого соединен с выходом элемента задержки, вход которого подключен к входу формирователя коротких импульсов и является выходом логического узла, первыми вторым выходами которого являются соответственно выход элемента запрета и выход счетчика.
3, Тренажер по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что блок фиксации сбоев содержит в каждом канале последовательно соединенные РЯ-триггер, ключ и счетчик, при этом вторые входы R5-триггеров каждого канала объединены и являются первым входом блока фиксации сбоев, вторым входом которого являются вторые объединенные входы ключей каждого канала, а первой и второй группами входов блока фиксации сбоев являются первые входы RS-триггеров.
1497632
Составитель О.Геллер
Редактор Т.Лазоренко Техред M.Äèäûê Корректор М. Васильева
3аказ 4447/50 Тирах 469 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ухгород, ул. Гагарина, 101