Устройство для подвода охлаждающей жидкости к полым проводникам обмотки ротора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 149825
Класс 21d, 55юi
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Л3 92
|О, В. Аргунов
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДА|О|ЦЕЙ ЖИДКОСТИ К
ПОЛЪ|М ПРОВОДНИКАМ ОБМОТКИ РОТОРА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИ НЪ|
Заявлено 15 сентября 1961 г. за Kе 744922/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Ме 17 за 1962 г.
Настоящее изобретение относится к устройствам для подвода охлаждающей жидкости из центрального отверстия, вала к т1олым проводникам обмоток ротора электрических машин при помощи трубок, соединяюших радиальные отверстия вала с полыми проводниками обмотки ротора.
В известных устройствах для подвода охлаждающей жидкости к полым проводникам обмотки ротора используются либо стальные изогнутые трубки, либо мягкие трубки из отожженной меди, В этих устройствах трубки жестко соединяются с элементами обмотки ротора и с валом ротора и им присущи следующие основные недостатки:
1) Устройства могут удовлетворительно работать лишь при относительно небольших перемещениях одного конца трубки относительно другого, обусловленных тепловой деформацией обмотки ротора.
При значительных перемещениях механические напряжения в материале трубки превышают предел текучести, |вследствие чего эти конструкции в таких случаях не могут считаться достаточно надежными.
2) При необходимости уменьшить механические напряжения в ма: тернале трубки при значительных относительных перемещениях концов ее, что мож т быть получено путем уменьшения жесткости трубки (путем увеличения ее длины или уменьшения диаметра), значительно возрастают габариты устройства или возникают трудности с обеспечением необходимого расхода охлаждающей жидкости через соединение, Такое мероприятие для обеспечения необходимого расхода жидкости, как увеличение числа трубок, не может быть признано целесообразным, поскольку для размещения этих соединений требуется много места и усложняется конструкция ротора, м 149825
3) При наличии жесткой связи концов трубки с радиальным отверстищ вала и обмоткой ротора (или только с обмоткой ротора) возможно нарушение гевметичности этих соединений вследствие воздействия на них вибрационных нагрузок. Кроме этого, жесткая неразъемная связь конца тзубки с обмоткой рстора неудобна при эксплуатации
I электри еской машины.
Целью настоящего:изобретения является создание такой конструкции устройства для подвода охлаждающей жидкости к полым проводникам обмотки ротора электрических машин, которая обеспечивала бы при значительных перемещениях одного конца трубки относительно другого отсутствие механических напряжений в трубке, превышающих предел текучести материала ее. Это достигается тем, что в качестве ссединительных трубок применены жесткие (в частности, неметаллические трубки), концы которых заделаны в радиальных отверстиях вала ротора и в элементах обмотки ротора при помощи уплотняющих эластичных колец.
На чертеже изображен продольный разрез предлагаемого устройства применительно к ротору короткозамкнутого асинхронного электродвигателя.
Охлаждающая жидкость из центрального отверстия вала 1 ротора подается к проводникам 2 обмотки и отводится от них по радиально расположенным трубкам 8. На концах трубок размещены уплотняющие кольца 4,и 5, выполненные из резины или другого эластичного материала. Герметичность соединения обеспечивается благодаря «самоуплотнению» колец 4 и 5 при наличии давления. Предохранение уплотняющих колец от выдавливания в зазоры и от разрушения при работе электрической машины без охлаждающей жидкости в роторе обеспечивается шайбами б, 7 и 8. Перемещение трубочки 3 в радиальном направлении от воздействия собственных центробежных сил предотвращается упором наконечника трубки 3 в короткозамыкающее кольцо 9 или иной элемент обмотки ротора. Элементы устройства фиксируются в радиальном направлении гайками 10 и 11, которые устанавливаются с небольшой предварительной затяжкой.
В отдельных случаях для облегчения разборки и сборки устройства может быть предусмотрен разъемный вкладыш 12.
В предлагаемом устройстве любые, даже весьма значительные, тепловые деформации обмотки ротора компенсируются вследствие соответствующей деформации уплотняющих колец 4 и 5. Напряжения в материале трубки при этом незначительны, что определяет исключительно высокую надежность устройства в эксплуатации.
Радиальная деформация обмотки ротора на работу устройства влияния не оказывает.
Поскольку осевое удлинение обмотки ротора в данном устройстве воспринимается уплотняющими кольцами, имеется возможность использовать как сравнительно короткие трубки, так и трубки значительных диаметров, что в совокупности даст возможность создать наиболее компактное гидравлическое соединение вала с обмоткой ротора.
Отсутствие в материале трубки значительных механических напряжений позволяет использовать в предлагаемом устройстве неметаллическую трубку, что является целесообразным при необходимости электрически изолировать обмотку ротора от вала.
Устройство практически нечувствительно к вибрации, а также легко разбирается и собирается, что является существенным фактором в условиях эксплуатации при профилактических осмотрах, ревизиях и ремонте электрической машины. № 149825
Предмет изобретения
Устройство для подвода охлаждаюшей жидкости к полым проводникагм обмотки ротора электрической машины, содержащее трубки, соединяющие радиальные отверстия вала с,полыми проводниками обмотки ротора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения высокой надежности при значительных температурных деформациях обмотки ротора, в качестве указанных трубок:применены жесткие трубки (в частности, неметаллические), концы которых заделаны в радиальных отверстиях вала,и B элементах обмотки ротора при помощи уплотняющи х эл а стич н ых колец.
Техред Т. П. Курилко Корректор Л. М Комарова
Редактор Б. Гурчев
Подп к печ. ЗОХ111-62 г Формат бум 70у,1081/, Объем 0,26 пзд, л.
3ак 9076 Тираж 1050 Цена 4 коп.
ЦБТИ Комитета по делам изобретений н открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Типография ЦБТИ Москва, Петровка, 14