Механизм преобразования вращательного движения в поступательное
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования движения, и может быть использовано в приводах малых линейных перемещений. Целью изобретения является повышение надежности за счет уменьшения возможности нарушения взаимодействия приводного и передаточных элементов. Передаточный элемент 3 взаимодействует с резьбой винта 2, а передаточный элемент 4 кинематически связан с винтом 2 посредством зубчатого колеса 13, которое взаимодействует с зубчатыми венцами 15 и 16 передаточного элемента 4 и винта 2, соответственно. При этом винту 2 сообщается вращение в направлении, противоположном направлению сил взаимодействия приводного элемента 10 с передаточными элементами 3, 4, а момент трения, возникающий в резьбе 12 передаточного элемента 3, компенсирует действие этих сил. Таким образом повышается надежность работы механизма. Осевое перемещение винта 2 обеспечивается за счет относительного перемещения передаточных элементов 3 и 4 в плоскости, перпендикулярной оси винта 2. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 16Н 25 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4353656/25-28 (22) 30.12.87 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (7l) Научно-производственное объединение
«Энергия» (72) В. В. Конюхов, Б. И. Грибов, А. П. Клименок, М. Б. Бакиров и В. М, Семин (53) 621.231.233 (088.8) (56) Патент США № 3449971, кл. 74- 89--15, 1969. (54) МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ВРА1ЦАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования движения, и может быть использовано в приводах малых линейных перемещений. Целью изобретения является повышение надежности за счет уменьшения
ÄÄSUÄÄ 1499014 А1
2 возможности нарушения взаимодействия приводного и передаточных элементов.
Передаточный элемент 3 взаимодействует с резьбой винта 2, а передаточный элемент
4 кинематически связан с винтом 2 посредством зубчатого колеса 13, которое взаимодействует с зубчатыми венцами 15 и 16 передаточного элемента 4 и винта 2 соответственно. При этом винту 2 сообщается вращение в направлении, противоположном направлению сил взаимодействия приводного элемента 10 с передаточными элементами 3, 4, а момент трения, возникающий в резьбе 12 передаточного элемента
3, компенсирует действие этих сил. Таким образом повышается надежность работы механизма. Осевое перемещение винта 2 обеспечивается за счет относительного перемещения передаточных элементов 3 и 4 в плоскости, перпендикулярной оси винта 2.
2 ил.
1499014
Формула изобретения
Изобретение относится к маши ностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное малыми линейными скоростямии.
Цель изобретения — повышение надежности путем уменыиения возможности нарушения взаимодействия приводного и передаточных элементов.
На фиг. 1 показана конструктивная схема предлагаемого механизма; на фиг.
2 — — то же, вариант.
Механизм содержит корпус 1, размегценные в нем винт 2, передаточные элементы
3 и 4, установленные в подшипниках 5- -7 с возможностью относительного перемещения в плоскости, перпендикулярной оси винта 2, при этом передаточный элемент 4 установлен свободно fto отношению к передаточному элементу 3, например, в подшипнике 8 на ступице 9 передаточного лемента 3. С обоими передаточными элементами 3 и 4 взаимодействует приводной элемент 10, установленный в корпусе, например в подшипниках 1. Передаточный элемент 3 имеет резьбу 12, взаимодействующую с резьбой винта 2, а передаточный элемент 4 связан с винтом кинематической связью, выполненной в виде зубчатого колеса 13, установленного н подшипниках 14, предназначенного для взаимодействия с зубчатыми венцами 15 и 16, выполненными на передаточном элементе 4 и винте 2 соответственно.
Передаточные элементы 3 и 4 могут быть выполнены, например, в виде червячных колес, а приводной элемент 10 — в виде червяка (фиг. 1). В этом случае относительное перемещение передаточных элементов
3 и 4 осуществляется за счет выполнения последних с разным числом зубьев.
В случае выполнения приводного элемента 10. например, в виде ремня, а передаточных элементов 3 и 4 в виде дисков с конической поверхностью (фиг. 2) относительное перемещение последних осуществляется за счет их выполнения с разными углами x) и иэ наклона образукэщих и, следовательно, разными диаметрами d и д контактныx окружностей.
Механизм работает следующим образом.
При взаимодействии приводного элемента 10 с передаточными элементами 3 и 4 последние перемещаются относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной оси винта 2, зубчатое колесо 13, взаимодействуя с зубчатым венцом 15 передаточного элемента 4, вращается в подшипниках 14, а, взаимодействуя с зубчатым венцом 16 винта 2, приводит последний во вращение. При этом из-за относительного перемещения передаточных элементов 3 и 4 в плоскости, перпендикулярной оси винта
2, последний, взаимодействуя с резьбой 12 передаточного элемента 3, перемещается в осевом направлении малой линейной скоростью. Зубчатое колесо 13 вращает винт 2 в направлении, противоположном перемещению передаточных элементов 3 и 4. За счет этого момент трения, возникающий в резьбе 12 передаточного элемента 3, компенсирует действие сил, возникающих при взаимодействии приводного элемента 10 с передаточным элементами
3 и 4, направление действия которых противоположно направлению момента трения.
Это позволяет уменьшить возможность нарушения взаимодействия приводного и передаточных элементов и тем самым повысить надежность работы механизма.
Механизм преобразования вращательного движения в поступательное, содержащий корпус, размещенные в нем винт, два передаточных элемента, установленные с возможностью относительного перемещения в плоскости, перпендикулярной оси винта, один из которых выполнен с резьбой, взаимодействующей с резьбой винта, а второй кинематически связан с винтом, и приводной элемент, взаимодействующий одновременно с обоими передаточными элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения возможности нарушения взаимодействия приводного и передаточных элементов, на винте и втором передаточном элементе выполнены зубчатые венцы, а кинематическая связь винта и второго передаточного элемента выполнена в виде по крайней мере одного зубчатого колеса, предназначенного для взаимодействия с зубчатыми венцами винта и передаточного элемента.
14 .!!) {!14
5 (>) l,lllill),>ь ll )р)и>
1)е,l tt I )1,1 .5,»tlí ии 1 )ри.i 1!.!5> р) I). ) ) I> I > t. )) (t 1 i . ) » . и, I.5 > к > ) Ii)t)«5 I il>) И >К I 1) > l» и и и ) >>
I!IIIIIIIIII ) .)»риl и) >и>)г() к()ы»1 I;i >и») >)5)р) > ttll»)l I! и>к!»»»и)> Iil>i Кl{ I ).(>.I) { I It> 55, Моикв;>, Ж:5 и 1,) и>сл;)я и; >),, 1,>! !рии l» ) ь тииtil»> ии i t Itльикий ) I>÷i>i>í it ° I l il) it: . I У кt >р,). 1. 1 > >ti, «» !