Планетарно-винтовой механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения поступательных перемещений с различной редукцией. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей за счет регулирования скорости винта. Планетарно-винтовой механизм содержит корпус 1, жестко связанное с ним центральное роликовое колесо 2, зацепляющееся с ним прецессионное колесо 3, в ступице которого размещена гайка 4. Последняя связана со ступицей посредством шариков 5, расположенных в пазах 6, выполненных на внутренней поверхности ступицы колеса 3. Гайка 4 зацепляется с винтом 7 и перемещается в осевом направлении устройством 8. Гайка совершает планетарное движение с частотой вращения ведущего вала 8 и вращается со скоростью, редуцированной в зубчато-роликовом зацеплении прецессионной передачи и, зацепляясь с винтом 7, заставляет последний перемещаться. Изменение передаточного отношения достигается перемещением гайки 4 в осевом направлении. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1499019 А 1!
5п 4 F 16 Н 37 02 1 32 25 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4275332/25-28 (22) 09.06.87 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (71) Кишиневский политехнический институт им. С. Лазо (72) Д. В. Бушенин, К. Б. Глушко, И. А. Бостан, В. Е. Дулгеру и П. Б. Колов (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1218210, кл. F 16 Н 1/32, 1986. (54) ПЛАНЕТАРНО-ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для получения поступательных перемещений с различной редукцией. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей за счет регулирования скорости винта. Планетарно-винтовой
2 механизм содержит корпус 1, жестко связанное с ним центральное роликовое колесо 2, зацепляющееся с ним процессионное колесо, в ступице которого размещена гайка 10, Последняя связана со ступицей посредством шариков, расположенных в пазах 8, выполненных на внутренней поверхности ступицы колеса. Гайка 10 зацепляется с винтом 11 и перемещается в осевом направлении устройством. Гайка совершает пла нетарное движение с частотой вращения ведущего вала 7 и вращается со скоростью, редуцированной в зубчато-роликовом зацеплении прецессионной передачи и, зацепляясь с винтом 11, заставляет последний перемещаться.
Изменение передаточного отношения достигается перемещением гайки 10 в осевом направлении, 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
1499019
15
30
40
Z5
Формула изобретения
55
Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в передаточных механизмах силовых и кинематических приводов с возвратно-поступательным движением винта.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей за счет регулирования скорости винта.
На фиг. 1 представлен предлагаемый механизм; на фиг. 2 — сечение А -А на фиг 1; на фиг. 3 механизм с автоматическим регулированием скорости винта в зависимости от нагрузки.
Планетарно-винтовой механизм (фиг. 1) содержит корпус 1, жестко связанное с ним центральное колесо 2 с зубьями в виде конических роликов 3, зацепляющийся с ним сателлит 4 с зубьями 5 прямолинейного профиля. Последний получает прецессионное движение от кривошипа 6, жестко связанного с полым ведущим валом 7. На внутренней поверхности ступицы сателлита 4 выполнены осевые пазы 8, в которых размегцены тела 9 качения. Г!оследний одновременно установлены в гнездах, выполненных на гайке 10, зацепляющейся с винтом 11.
Гайка 10 связана с устройством осевого перемещения, выполненным в виде полого диска 12 и наружной резьбовой обоймы 13.
Фланец 14 гайки 10 размегцен на телах 15 качения в полости диска 12. Устройство осевого перемещения гайки связано с корпусом 1 путем размещения тел 16 качения в осевых пазах 17, выполненных в корпусе 1, и в винтовой канавке 18, выполненной ни внутренней поверхности обоймы 13.
Устройство осевого перемещения гайки может быть выполнено и в виде одного диска 12 (фиг. 3), связанного непосредственно с корпусом 1 телами 16 качения.
При этом пазы 17 выполнены винтовыми, и гайка 10 подпружинена в осевом HBII()dBëeнии пружинами 19.
Планетарно-винтовой механизм работаег следующим образом.
Вращение от ведущего вала 7 посредством кривошипа 6 преобразуется в процессион ное дви жение càòåëë ита 4. В резул ьтате зацепления зубьев 6 сателлита 4 с роликами 3 колеса 2 сателлит 4 вращается редукцией где Лз и Z, — соответственно число роликов 3 и зубьев 5. 1ри этом гайка 10, размещенная в стпице сателлита 4, совершаег планетарное движенис вокруг сгси винти 1 частотой, равной числу оборотов ведущего вала 7, а также вращательное движение вокруг оси винта 11 с редуцированной частотой вращения сателлита 4. Осевое перемегцение винта 11 состоит из двух составляющих: осевое перемещение от пла нетирного движения гайки с частотой со и осевое перемещение от вращения гайки с частотой ьi/i .
Если планетарное движение гайки 10 и ее вращательное движение вокруг своей оси противоположны, то суммарная осевая скорость определяется из выражения где V и V, — скорость осевого перемещения винта 11 соответственно от планетарного движения и вращения вокруг своей оси гайки 10.
Изменение скорости осевого перемещения достигается путем вращения обоймы 13.
При этом тела 16 качения, размещенные в винтовой канавке 18, перемещаются в осевом направлении в пазах 17, вызывая тем самым осевое перемещение диска 12, а следовательно, и гайки 10. При осевом перемещении гайки 10 на некоторую величину а эксцентриситет планетарного движения гайки 10, а следовательно, и ее текущий радис р уменьшатся на величину Ле=а/ду, где у — угол прецессии сателлита 4. А это вызывает изменение передаточного отношения между винтом 11 и гайкой 10, т. е!
2=
Ps р> — Ле
При перемещении гайки 10 до совмещения ее средней плоскости с центром прецессии прецессионного колеса винт 1! получает осевое перемещение только от вращения гайки
10 вокруг своей оси, поскольку в центре прецессии отсутствует планетарное движение точек сателлита 4.
При этом передача винт †гай работает как соосная передача (если витки резьбы гайки не вышли из зацепления с витками резьбы винта) или не работает (если витки резьбы гайки 10 вышли из зацепления с витками резьбы винта 11).
В передаче по (фиг. 3) при достижении нагрузки на винте 11 определенной величины, соразмерной с усилием пружин 19 и сопротивлением преодоления угла наклона винтовых пазов 17, происходит автоматическое осевое перемещение гайки 10 в осевом направлении. Перемещение гайки в осевом направлении удерживается в этом положении до тех пор, пока нагрузка на винте не у ме ныл ится.
1. Планетарно-винтовой механизм, содержащий корпус, две последовательно установленные передачи, первая из которых, прецессионная, включает центральное колесо, соединенное с корпусом, и сателлит, вторая, винтовая, включает имеющие резьбу с равным шагом винт и гайку, размещенную в ступице сателлита и связанную с ней посредством тел качения, отличающийся тем, !
499019! б
< ()< i (it
Р<. !t Iêò<>ð. I З,<ипвва 1< хр<ь 1! и< р« Корр< кт<>р 11 hr)f><>.)ь
Заказ 4667 (31 1 ир(< в 7З1 11оа«и нов
В!1111! !1И Г<к i ..„)рв t и t (>!<t!> ив и при Г h111 « ... (.I
l 1 И),Р>..Чо ква, ж:1 >, Ри <.) к;:н н;<П . а 5
1!рои I <и l, 1(>! что, с целью расширения кинематических возможностей за счет регулирования скорости винта, механизм снабжен устройством осевого перемещения гайки, на наружной поверхности последней выполнены гнезда и на внутренней поверхности ступицы сателлита в осевом направлении — пазы для размещения тел качения.
2. Механизм по и. 1, отличактщийгя тем, что пазы выполнены винтовыми, а гайка подпружинена в осевом направлении упругими элементами.