Способ диагностирования зубчатых механизмов и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контрооля зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности за счет сокращения числа измеряемых параметров. Это достигается тем, что при прикладывании крутящего момента к валу зубчатого механизма регистрируют только один параметр - угол φ поворота этого вала. При этом происходит чередование двух процессов деформации упругого элемента и поворота вала. Первоначально деформируется упругий элемент, вал остается неподвижным. Затем вал начинает поворачиваться, а степень деформации упругого элемента остается неизменной. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.,зи„,дащвв (р 4 С 01 В 5/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕКНЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОМНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (2I) 4287688/25-28 (22) 21 .07 ° 87 (46) 07.08.89. Бюл. У 29 (71) Северо-Западный заочный политехнический институт (72) А.В. Едунов и В.С, Соколов (53) 531 .717.2:621 .833(088.8) (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых передач .
Цель изобретения - повышение точноИзобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средс твам контроля зубч а тых меха ниэмов .
Цель изобретения — и ов ышение точности за счет сокращения числа измеряемых параметров.
На фиг . 1 изображена конструктивная схема для реализации способа диагностирования зубчатых механизмов, на фиг . 2 — график изменения зазоров в каждом зубчатом сопряжении.
Устройство содержит зажим 1, закрепляемый на валу 2 диагностируемого механизма, рукоятку 3, прикрепленную к зажиму посредством упругого элемента 4. На подшипниках 5 зажима 1 установлен маятник 6, содержащий датчик 7 угла поворота, сое. диненный с зажимом 1 механической передачей 8. Датчик 7 подключен к регистратору (не показан) .
Способ осуществляют следующим образом.
2 сти за счет сокращения числа измеряемых параметров. Это достигается тем, что при прикладывании крутящего момента к валу зубчатого механизма регистрируют только один параметр угол 9 поворота этого вала. При этом происходит чередование двух процессов деформации упругого элемента и поворота вала . Первоначально деформируется упругий элемент, вал остается неподвижным. Затем вал начинает поворачиваться, а степень деформации упругого элемента остается неизменной. 2 с.п . ф-лы, 2 ил.
При приложении усилия к рукоятке
3 происходит сначала деформация упругого элемента 4 при неизменных положении вала 2, относительном поло-, жении зажима 1 и маятника 6, показаниях датчика 7, а затем осуществляется поворот вала диагностируемого механизма вместе с зажимом 1, рукояткой 3 и упругим элементом 4..
При этом маятник 6, установленный на подшипниках 5, сохраняет вертикальное положение, что приводит к изменению показаний датчика 7 угла поворота, соединенного с зажимом I механической передачей 8. Затем опять происходит деформация упругоro элемента 4 и т.д. Показания датчика 7 perистрируются записывающим устройством .
Таким образом, при прикладывании крутящего момента регистрируют толь— ко один параметр — угол Ч поворота этого вала. При этом происходит че3 1 499098 редование двух процессов — деформации упругого элемента и поворота вала.
Первоначально деформируется упру5 гий элемент, вал остается неподвижньи . Затем вал начинает поворачиваться до выбора зазора в первом по кинематической последовательности сопряжении, достигнутая степень деформации упругого элемента остается неизменной. При входе в зацепление последующего сопряжения вал останавливается и начинает увеличиваться степень деформации упругого элемента 15 и т.д. На участках 0 — I II-III
IV-Ч происходит деформация упругого элемента, а на участках E-II, III-IVповорот вала (фиг. 2) . При этом степень износа отдельных сопряжений on- 20 ределяется разницей в положении по вертикали соседних горизонтальных участков P и V
Формула изобретения
) . Сп особ диагностирования зубч атых механизмов, заключающийся в том, что прикладывают крутящий момент к валу меха ни яма, рег ис трируют угол поворота вала, определяют износ отдельных сопряжений механизма и по нему судят о его техническом состоянии, отличающийся тем, что, с целью повышения точности за счет сокращения числа измеряемых параметров, крутящий момент к валу механизма прикладывают через упругий элемент, а величину износа каждого сопряжения определяют по значениям угла поворота вала, достигнутым при неизменной деформации упругого элемента, 2. Устройство для диагностирования зубчатых механизмов, содержащее рукоятку с зажимом для установки на валу диагностируемого механизма, маятник и датчик угла noanpcrra вала, установленный между зажимом и маятником, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, рукоятка соединена с зажимом посредством упругого элемента, датчик угла поворота соединен с зажимом механической передачей, а устройство снабжено регистратором, соединенным с датчиком угла поворота.
1499098
Редактор А. Козориз
Техред Л.Сердюкова Корректор JI, Патай
Заказ 4676/35
Тира)к 683
Подп ис ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Уигород, ул. Гагарина, 101