Радиоэлектронный блок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при проектировании несущих конструкций радиоэлектронной аппаратуры. Цель изобретения - повышение надежности и удобств эксплуатации - достигается за счет того, что в радиоэлектронном блоке, содержащем корпус 4 с направляющими 2, субблоки 8 (на фигурах показан один субблок) с осями и узлы перемещения и поворота субблоков 8, каждый из узлов перемещения и поворота субблока 8 выполнен в виде зубчатой пары зубчатый сектор 18 - зубчатая рейка 29 со стопором относительного положения, образующих данную пару элементов, и каретки 5, установленной с возможностью возвратно-поступательного перемещения на направляющих 2 и шарнирно соединенной с субблоком 8 посредством его осей. На одной из осей жестко закреплен зубчатый сектор 18 упомянутой зубчатой пары, зубчатая рейка 29 которой установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно каретки 5. 13 ил.
СОЮЗ COBETCHHX
РЕСПУБЛИН
„.Я0„„1499531 (51) 4 H 05 К 5/00 7/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЛ
Г-Г
/@брак по3еонрт) СЛ
СИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И QTHPblTHRM
ПРИ ГННТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4295750/24-21 (22) 12.08.87 (46) 07.08.89. Бюл. Р 29 (71) Специальное конструкторское бюро биологического приборостроения с опытным производством АН АЗССР (72) Г.П.Козлов, М.Ш.Мехтиев и А.Г.Дуров (53) 62 1.3.049.002.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 924929, кл. Н 05 К 7/ 12, Н 05 К 7/14, 1980.
Авторское свидетельство СССР
Р 1444971, кл. Н 05 К 5/00, Н 05 К 7/14, 1987 °
2 (54) РАДИОЭЛЕКТРОННЪ|Й БЛОК (57) Изобретение относится к области радиотехники и может быть испльзовано при проектировании несущих конструкций радиоэлектронной аппаратуры. Цель изобретения — повышение надежности и удобств эксплуатации— достигается эа счет того, что в радиоэл ектронном блоке, с од ержащем корпус 4 с направляющими 2, субблоки 8 (на фигурах показан один субблок) с осями и узлы перемещения и поворота субблоков 8, каждый из ysлов перемещения и поворота субблока
8 выполнен в виде зубчатой пары зуб3 !4995З чатый сектор 18 — зубчатая рейка 29 со стопором относительного положения образующих данную пару элементов и каретки 5, установленной с возможностью возвратно-поступательного перемещения на направляющих 2 и шар"нирно соединенной с субблоком 8 по1
I средством его осей. На одной из осей жестко закреплен зубчатый сектор !8 упомянутой зубчатой пары, зубчатая рейка 29 которой установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно каретки 5.
13 ил .
Изобретение относится к радиотех-. нике и может быть использовано при проектировании несущих конструк- 15 ций радиоэлектронной аппаратуры.
Цель изобретения — повышение надежности и удобства в эксплуатации за счет обеспечения фиксированного положения субблоков в выдвинутом по- 20 ложении.
На фиг. t изображен радиоэлектронный блок, общий вид; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид В
hа фиг..1; на фиг. 4 — вид В на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 — то же, при повернутом положении субблока; на . фиг. 7 — сечение Д-Д на фиг. ; на фиг. 8 — сечение Е-Е на фиг. 4; на фиг. 9 — сечение Ж-Ж на фиг. 4; на фиг. 10 — сечение 3-3 на фиг. 5; на фиг. 11 — сечение И-И на фиг. 1; на фиг. 12 — радиоэлектронный блок при повернутом и перемещенном вниз поло- 35 жении субблока, вид сбоку; на фиг. 13 — схематическое изображение блока, установленного на столе, вид сбоку.
Радиоэлектронный блок содержит 40 вертикально расположенные цилиндри" ческие направляющие 1 и 2, закрепленные на раме 3, размещенной и закрепленной в корпусе 4. На направляющих
1 и 2 установлена каретка 5 с воз- 45 можностью перемещения вдоль них. Для уменьшения износа направляющих и снижения трения при движении каретки по направляющим в отверстие 6 каретки запрессована втулка изго 50 товленная иэ антифрикционного материала. Субблок 8 подвешен к каретке
5 на соосных осях 9 и 10, зафиксированных зеркально при помощи штифтов 11 и 12 на боковых гранях cy6" блока (условно показан один субблок).
Оси 9 и 10 размещены во втулках 13 и 14, изготовленных иэ антифрикционного материала, запрессованных в отверстиях 15 и 16 каретки 5 и ее дополнительного выступа 17. Один конец оси 9 выполнен в виде зубчатого сектора 18. На каретке 5 выполнены выступы 19 и 20, направляющие выступы 21 и 22 с направляющими пазами
23 и 24 соответственно и направляющий паз 25. На каретке закреплены стойка 26 и крышка 27 ° Выступ 19 служит для перемещения оператором каретки 5 по направлякщим. В проеме
28 между крышкой 27 и телом каретки
5 установлена зубчатая рейка 29 с возможностью взаимодействия ее с зубчатым сектором 18 и перемещения ее по направляющему пазу 25, для чего на рейке 29 закреплены на осях
30 и 31 ролики 32. На рейке 29 выполнен выступ 33. Рейка 29 подпружинена пружиной 34 растяжения, закрепленной одним концом за стойку
26 каретки 5, а другим — эа стойку
35, закрепленную на рейке 29, на которой выполнен выступ 36, служащий для перемещения оператором рейки rio направляющему пазу 25.
В проеме 37 между крышкой 27 и направляющими пазами 23 и 24 каретки
5 установлен стопор 38 с возможностью перемещения его по направляющим выступам 21 и 22, для чего на стопоре 38 закреплены на осях 39 и 40 ролики 41. Стопор 38 подпружинен двумя пружинами 42 и 43 растяжения, закрепленными одними своими концами за стойки 44 и 45 крышки 27, а другими - за ось 46 стопора 38, для чего в крышке 27 выполнен паз 47. Стопор 38 имеет воэможность взаимодействия с выступом 33 рейки 29 и фиксации ее своим выступом 48 в положении, когда рейка, перемещаясь по направляющему пазу 25, упирается в выступ 20 каретки 5. При этом в ре.зультате взаимодействия рейки 29 с зубчатым сектором 18 субблок, :. 8 оказывается повернутым на угол 75 ото
45
5 149953 носительно исходного вертикального положения. Фиксация рейки 29 стопором 38 происходит благодаря взаимодействию последнего с поверхностью
49 шаблона 50 при движении каретки
5 по направляющим 1 и 2. Шаблон 50 установлен параллельно направлению движения каретки (параллельно направляющим 1 и 2) и закреплен на раме 3. Взаимодействие стопора 38 с поверхностью 49 шаблона 50 происходит благодаря ролику 51, установленному на оси 46. Поверхность 49 шаблона 50 имеет четыре участка, управляющих положением стопора: участок
52, на котором стопор фиксирует каретку, не фиксируя рейку; участок
53, по которому стопор, перемещаясь, фиксирует рейку; участок 54, по которому стопор удерживает рейку в фиксированном положении; участок
55 в виде Ч-образной прорези, на котором стопор, удерживая рейку в фиксированном положении, дополнительно фиксирует каретку 5 от самопроизвольных перемещений по направляющим 1 и 2. На раме 3 установлены регулируемые упоры 56 и 57, определяющие крайние положения каретки 5 при ее перемещениях по направлякщим
1 и 2. Зубчатая пара зубчатый сектор 18 — зубчатая рейка 29 и каретка 5 образуют узел перемещения и поворота субблока 8.
Для того, чтобы выдвинуть субблок
8 из корпуса 4, нажимают сверху вниз на выступ 36 рейки 29, при этом выступ 19 каретки 5 может служить в качестве опоры для пальцев руки one40 ратора, и, преодолевая сопротивление пружины 34 растяжения, перемещают рейку до упора ее в выступ 20 каретки 5, которая в исходный момент находится в верхнем крайнем положении и зафиксирована от перемещений по направляющим 1 и 2 регулируемым упором 56, закрепленным на раме 3, и стопором 38, который с одной стороны своим выступом 48 упирается в выступ
33 рейки 5, а с другой — роликом 51 в наклонную плоскость участка 53 ,поверхности 49 шаблона 50. При перемещении рейки 29 поворачивается зубчатый сектор 18, взаимодействующий с рейкой. При этом поворачивается субблок 8, так как ось 9, на конце которой выполнен зубчатый сектор
18, зафиксирована на субблоке 8 штиф1 6 том 11. Величина хода рейки выбрана такой, что зубчатый сектор 18 повоо рачивается на угол 0-75 . При достижении рейкой выступа 20 каретки 5 (крайнее положение, при котором субблок 8 поворачивается на максимальный угол 75 ) выступ 33 рейки 29 освобождает стопор 38, в результате чего дальнейшее нажатие сверху вниз на выступ 36 приводит к перемещению вниз каретки 5 по направляющим 1 и
2. При движении каретки 5 ролик 51 стопора 38 скользит по наклонной плоскости участка 53 поверхности 49 шаблона 50 и приводит в движение стопор 38, который, двигаясь по направляющим выступам 21 и 22, заходит своим выступом 48 за выступ 33 рейки 29, тем самым фиксируя ее в нажатом положении. Дальнейшее перемещение каретки 5 (а значит суббло7 ка 8) происходит до тех пор, пока каретка не упрется в регулируемый упор 57, закрепленный на раме 3.
При этом ролик 51 стопора 38 западает в Ч-образную прорезт 55 поверхности 49 шаблона 50, что обеспечивает фиксацию каретки 5 от произвольных перемещений по направляющим 1 и 2 вверх. Стопор при этом продолжает фиксировать рейку 29, так как
V-образная прорезь 55 меньше по глубине, чем то расстояние, на которое стопор 38 заходит за выступ 33 рейки.
Субблок 8 при крайнем нижнем положении каретки 5 занимает рабочее
Ф положение, а именно максимально пр иближа ет с я к и ов ерх но стн с т ола и располагается под небольшим углом (около 15 ) к ней. Чтобы вернуть субблок в исходное положение, нажимают снизу вверх на выступ 19 каретки 5, и преодолевая сопротивление пружин 42 и 43 растяжения, выводят ролик 51 из V-образной прорези 55 поверхности 49 шаблона 50, Дальнейшее нажатие снизу вверх на выступ 19 каретки 5 вызывает перемещение каретки вверх (а значит, и субблока) до того момента, когда ролик 51, перемещаясь по прямому участку 54 поверхности 49 шаблона 50, не скатится по наклонной плоскости участка 53 под действием усилий пружин 42 и 43 растяжения, которые в этот момент выведут из зацепления выступ
1499531
48 стопора 38 с выступом 33 рейки 29.
Рейка 29, освободившись от фиксации стопором 38, под действием веса субблока, который образует вра-щающий момент на оси 9 и соответственно на зубчатом секторе 18, и усилия пружины 34 растяжения перемещается вверх до упора своим выступом
33 в выступ 2 1 каретки 5. Субблок 8 при этом, поворачиваясь в исходное вертикальное положение, оказывается вдвинутым в корпус 4, При снятии усилия руки оператора с выступа 19 каретка 5 под действием веса субблока 8 незначительно опускается до того момента, пока стопор 38 не упрется с одной стороны своим выступом 48 в выступ 33 рейки 20
29, а с другой — роликом 51 в наклонную плоскость участка 53 поверхности 49 шаблона 50. Этот незначительный ход (порядка долей миллиметра) зависит от зазора между взаимодей- 25 ствующими парами шаблона, стопора, рейки и каретки.
Выполнение узла перемещения и поворота субблока в виде зубчатой пары зубчатый сектор — зубчатая рейка со стопором относительного положения образующих ее элементов и каретки, установленной с воэможностью возвратно-поступательного перемещения относительно направляющих корпуса и шарнирно соединенной с соответствующим субблоком посредством его осей„на одной из которых жестко закреплен зубчатый сектор указанной зубчатой пары, рейка которой установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно каретки, позволяет повысить надежность и удобства в эксплуатации радиоэлектронного блока.
Формула и з о б р е т ения
Радиоэлектронный блок, содержащий корпус с направляющлыт,, размещенны в корпусе субблоки с закрепленными на них одними своими концами осями и узлы перемещения и поворота субблоков, о т л и ч а ю .шийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации, каждый узел перемещения и поворота субблока выполнен в виде зубчатой пары зубчатый сектор — зубчатая рейка со стопором относительного положения образующих данную пару элементов и каретки, установленной на направляющих корпуса с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно них и шарнирно соединенной с другими концами осей соответствующего субблока, причем на одной из осей каждого субблока жестко закреплен зубчатый сектор его механизма перемещения и поворота, а зубчатая рейка указанного механизма установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно каретки.
1499531
: °,ю .Л
149953!
149953l
1499531
Составитель Ю.Сотников
Редактор И.Шмакова Техред М.Ходанич Корректор М.Самборская
«ф ч !
Заказ 4711/57 Тираж 775 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4