Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет расширить кинематические возможности путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. Ведомая промежуточная шестерня 17 заднего хода зацеплена с шестерней 10 привода промежуточного вала 2, а ведущая шестерня 18 - с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая шестерня установлена на оси. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 В 60 К 17/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
zu ze zv и гк s
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4340681/27-11 (22) 08.12.87 (46) 15 ° 08.89. Бюл. У 30 (75) В.А.Миронов (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1207825, кл. В 60 К 17/06, 1982. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение позволяет расширить
„„SU„„1500518 А1 кинематические возможности путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки перебач. Ведомая промежуточная шестерня 17 заднего хода зацеплена с шестерней 10 привода промежуточного вала 2, а ведущая шестерня 18— с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая шестерня установлена на оси. 2 ил.
l 500518
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях большегрузных автомобилей.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. 10
На фиг ° 1 изображена коробка передач, общий вид; на фиг.2 — схема зацепления шестерен заднего хода.
Коробка передач содержит первичный 1, промежуточный 2 и вторичный 3 15 валы с шестернями 4-15 постоянного зацепления, а также узел заднего хо" да, включающий установленный на оси
16 блок шестерен 17 и 18 заднего хода, выполненный разъемным с возможностью соединения шестерен зубчатой муфтой 19. Шестерня 4 выполнена как одно целое с первичным валом 1. Шестерня 10 привода промежуточного вала
2 установлена с возможностью свободного вращения и может быть соединена с валом с помощью управляемой зубчатой муфты 20. Остальные шестерни промежуточного вала жестко закреплены на валу. Шестерни 5"9 вторичного вала 3 установлены с возможностью свободного вращения. Для соединения их с валом служат синхронизаторы 21 и 22 и односторонний синхронизатор
23 с зубчатой муфтой для включения 35 первой передачи.
Шестерни вторичного вала с соответствующими шестернями промежуточного вала образуют постоянные зубчатые пары: 9 и 15, 3 и 14, 7 и 13, 40
6 и 12, 5 и 11. Шестерня 4 первичного вала зацепляется с шестерней
10 привода промежуточного вала, ведомая шестерня 17 блока заднего хода введена в зацепление с шестерней 10 45 привода промежуточного вала, а ведущая шестерня 18 блока заднего хода— с шестерней 5 вторичного вала.
Каждая иэ промежуточных шестерен
17 и 18 заднего хода установлена на оси 16 с применением подшипников 24 качения и подшипников 25 скольжения
"сталь по стали" в зоне малых нагрузок и диска 26 между торцами ступиц шестерен. Ось 16 установлена в картере ?7 с применением втулки 28 и гайки 29 °
Коробка передач работает следующим образом.
При движении вперед шестерня 10 привода промежуточного вала жестко связана с валам 2 посредством управляемой зубчатой муфты 20. Шестерни
17 и 18 блока заднего хода в это время должны быть разъединены. Соединение одной иэ шестерен 5-9 с вторичным валом 3 с помощью синхронизаторов 2 1 — 23 обеспечивает получение шести передач, из которых высшей является прямая передача.
Для включения передач заднего хода необходимо вначале разъединить шестерню 10 и вал 2, а затем с помощью муфты 19 соединить в один блок шестерни 17 и 18 заднего хода. При этом происходит перемена направления вращения промежуточного вала. Последующее соединение с вторичным валом одной иэ шестерен 5-9 обеспечивает получение пяти передач заднего хода (для автомобилей практически целесообразно использование только двух низших передач заднего хода из пяти возможных, но не исключено, что в каких-либо других условиях практически полезными окажутся и другие передачи) .
Ф о р мул а и э о б р е т е н и я
Коробка передач транспортного средства, имеющая высшую прямую передачу, содержащая первичный, промежуточный и соосный первичному вторичный валы с шестернями постоянного зацепления, шестерню привода промежуточного вала, установленную на валу с возможностью свободного вращения, управляемую зубчатую муфту для соединения указанной шестерни с валом и блок шестерен заднего хода, выполненный разъемным с возможностью соединения шестерен управляемой зубчатой муфтой, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач, ведомая промежуточная шестерня заднего хода эацеплена с шестерней привода промежуточного вала, а ведущая — с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая из шестерен установлена свободно на оси.
1500518
Фиг. 2
Составитель С.Белоусько
Редактор М.Петрова Техред М.яндык Корректор ЭЛончакова
Заказ 4815/18 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101