Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к устройствам пассивной безопасности транспортных средств. Цель - повышение энергопоглощающих свойств при лобовых и боковых соударениях с препятствием. Устройство содержит профилированную ячеистую облицовку 1 с открытыми с тыльной стороны ячейками, образованными ребрами 2 и закрепленными на опорной панели 4 каркаса и на раме 6. Полости ячеек заполнены полимерным пеноматериалом 3, в тело которого входят профилированные шины 8 с отбуртованными концевыми частями. Причем профилированные шины 8 имеют концентраторы напряжений в виде локальных вмятин. Устройство работает следующим образом. При слабом лобовом ударе энергия поглощается за счет деформации метериалов облицовки и заполнителя. При сильном лобовом ударе к ним добавляется и деформация профилированных шипов. При ударе под углом кинематическая энергия удара поглощается главным образом за счет деформации заполнителя, взаимодействующего с профилированными шинами. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (1() А1

3 E ..() 93)14)) q-,ñöÿ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4337366/31-11 (22) 02.12.87 (46) 15.08.89. Бюл. N 30 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) M.Â.Цыцив (53) 629.113.011.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 965840, кл. В 60 R 19/03, 1980. (54) ЭНЕРГОПОГЛОЩА ()ЩЕЕ УСТРОЙСТВО

КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроении, в частности к устройствам пассивной безопасности транспортных средств. Цель изобретения . — повьппение энергопоглощающих свойств при лобовых и боковых соударениях с препятствием. Устройство содержит профилированную ячеис(51) 4 В 60 R 19/03//В 62 D 25/08

2 тую облицовку 1 с открытыми с тыльной стороны ячейками, образованными ребрами 2 и закрепленными на опорной

| панели 4 каркаса и на раме 6. Полости ячеек заполнены полимерным пеноматериалом 3, в тело которого входят профилированные шипы 8 с отбуртованными концевыми частями. Причем профилированные шипы 8 имеют концентраторы напряжений в виде локальных вмятин. Устройство работает следующим образом. При слабом ударе энергия поглощается за счет деформации материалов облицовки и заполнителя. При сильном. лобовом ударе к ним добавляется и деформация профилированных шипов. При ударе под углом кинетическая энергия удара поглощается главным образом за счет деформации заполнителя, взаимодействующего с .профилированными шипами. 2 ил.

1500529

Для обеспечения устойчивого склад"

50 кообразования при осевом сжатии шипов соотношение между толщиной стенки и средним диаметром трубы должно быть не менее 0,02, а на стенках трубы выполнены концентраторы деформации в виде локальных вмятин 10 глубиной 5-6 толщин стенки.

Количество шипов определяется по формуле

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам пассивной безопасности транспортных средств. 5

11ель изобретения — повышение энергопоглощающих свойств при лобовых и боковых соударениях с препятствием.

На фиг.1 изображена передняя 10 часть кузова транспортного средства с ячеистой облицовкой, продольный разрез; на фиг.2 — фрагмент сочленения профилированного шипа с заполнителем ячейки.

Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства содержит профилированную ячеистую облицовку 1 с открытыми- с тыльной стороны ячейками, которые образуются ребрами 2. Профиль облицовки 1 в продольном разрезе выполнен таким о6разом, чтобы в зоне повышенной вероятности соударений с препятствиями глубина ячеек была максимальной, 25 что придает этой зоне форму бамперного пояса с IIQBbllllpHHoA энергоемкостью

Полости всех ячеек заполнены полимерным пеноматериалом 3, например путем заливки пеноматериала в жидком виде в ячейки с последующей полимеризацией пеноматериала.

В части заполнителей ячеек, рас положенных в зонах крепления облицов- 35 ки 1 к опорной панели 4 каркаса 5 и раме 6 транспортного средства, выполнены полые гнезда 7. Этими гнездами облицовка путем силового воздействия насаживается на профилированные 40 шипы 8, выполненные в виде тонкостенных труб, имеющих отбуртовки 9 на свободных концах. Трубы, из которых изготовлены шипы 8, имеют преимущественно круглое сечение и жестко кре- 45 пятся к опорной панели 4 каркаса 5 и раме 6 соосно с полыми гнездами 7.

I п = е где Š— суммарное количество энергии, которую должны поглотить шипы; е — энергоемкость сочлененной пары шип — гнездо ячейки с заполнителем.

Тыльная сторона облицовки 1 ребрами своих ячеек и заполнителем упирается в опорную панель 4 каркаса 5 или раму 6 кузова транспортного средства.

Монтаж ячеистой облицовки 1 осуществляется путем насаживания ячеек с гнездами 7 на профилированные шипы 8. При силовом воздействии на облицовку отбуртованные концевые части

9 шипов 8 внедряются в пеноматериал заполнителя ячеек и фиксируют облицовку на опорной панели 4 и раме 6 транспортного средства. Боковые участки облицовки 1 соединяются с обшивкой наружной поверхности транспортного средства любым известным способом, например винтами 11,.защел-. ками, фиксаторами и т.п.

При лобовом соударении транспортного средства и воздействии на кузов незначительного прямого ударного усилия, например в зону бамперного пояса, его наружная поверхность, ребра 2 ячеек и пеноматериал 3 деформируются, поглощая кинетическую энергию удара, и затем восстанавливают свою первоначальную форму.

При ударе под углом кинетическая энергия частично поглощается вследствие трения свободных концов ребер

2 и пеноматериала 3 по поверхности опорной панели 4 каркаса 5 и рамы 6 транспортного средства и главным образом, вследствие деформации пеноматерИала 3 в процессе бокового перемещения облицовки относительно шипов .

8, связанных жестко с каркасом 5 или рамой 6. После поглощения энергии облицовка может восстановить прежнюю конфигурацию.

В случае более значительной энергии лобового удара помимо деформации ребер 2 ячеек и пеноматериала 3 происходит осевое сжатие трубчатых профилированных шипов 8, вследствие чего на чх стенках образуются складки, формирование которых сопровождаФормула изобретения

Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства, содержащее ячеистую облицовку из упруго пластического материала с открытыми ячейками различной глубины, закрепленную на опорной панели каркаса и раме кузова, о т л и ч а ю щ е е—

15

Составитель В.Ионова

Техред M.яндык

Корректор С.Черни

Редактор M.Ïåòðîâà

Заказ 4817/19

Подписное

Тираж 522

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

5 15005 ется эфАективным поглощением энергии.

При ударах под углом поглощение энергии обеспечивается вследствие поперечного изгиба шипов 8. с я тем, что, с целью повышения энергопоглощающих свойств при лобовых и боковых соударениях с препятствием, в полостях ячеек облицовки установлены заполнители из полимерных пеноматериалов, часть из которых выполнена с полыми гнездами, а на панели каркаса и раме жестко установлены профилированные шипы в виде тонкостенных труб с отбуртованными свободными концами, внедренными в заполнитель, причем на стенках шипов выполнены концентраторы напряжений в виде локальных вмятин.