Подвесная операторская дорога

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение предназначено для профессиональной киносъемки. Операторская дорога состоит из отрезков цепи 1, 2, 3 (фиг.1), которые соединены с помощью замков 4. Отрезки цепи крепятся на узлах подвеса 5. Повороты выполняются в виде жестких профилей 9, к которым прикрепляется соответствующий отрезок цепи 10. Каретка 11 содержит две несущие звездочки, которые могут поворачиваться вокруг вертикальной оси, устанавливаясь в соответствии с положением цепи, и транспортирующую звездочку, соединенную с электродвигателем. Управление камерой производится дистанционно с пульта управления, причем на каретке установлен электронный блок с радиоприемником, позволяющий автоматически выполнять различные команды. Кроме того, имеется возможность регулирования скорости при отклонении каретки от вертикального положения. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (111 (511 4 В 61 В 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЛ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4297203/24-10 (22) 12.08.87 (46) 15.08.89. Бюл. Р 30 (71) Киевская киностудия художественных фильмов им. А.П.Довженко (72) А.А.Кокуш, Г.В.Горбаренко, А.А.Золотарев, Ю.Н.Поповский и Б.Б.Тищенко (53) 625.5 (088.8) (56) Механизм управления перемещением киносъемочных аппаратов, НИКФИ, ЦООНТИ, МКБК, каталог, 1983.

2 . (54) ПОДВЕСНАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ ДОРОГА !. (57) Изобретение предназначено для профессиональной киносъемки. Операторская дорога состоит из отрезков цепи 1, 2, 3 (фиг. 1), которые соединены с помощью замков 4. Отрезки цепи крепятся на узлах подвеса 5 .Повороты выполняются в виде жестких профилей 9, к которым прикрепляется соответствующий отрезок цепи

10. Каретка 11 содержит две несущие

3 1500535 звездочки, которые могут поворачиваться вокруг вертикальной оси, устанавливаясь в соответствии с поло жением цепи, и транспортирующую звез- 5 дочку, соединенную с электродвигателем. Управление камерой производится дистанционно с пульта управления, причем на каретке установлен электронный блок с радиоприемником, позволяющий автоматически выполнять различные команды. Кроме того, имеется возможность регулирования скорости нри отклонении каретки от вертикального положения. 3 ил.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть 15 использовано дпя дистанционного перемещения киносъемочной камеры по сложной траектории.

Цель изобретения — расширение диапазона перемещения кинокамеры в пространстве и расширение творческих возможностей кинооператора.

На фиг.1 показан участок дороги, общий вид; на фиг.2 — каретка, на фиг.3 — пульт управления.

Начальная секция 1 цепи (фиг.1) связана с секцией 2 отрезком цепи 3 с помощью замков 4. В свою очередь отрезок 3 закреплен на промежуточном узле подвеса 5, связанном с опорами 6, растяжками 7 с.талрепами 8.

Узел поворота содержит жесткий направляющий элемент 9 с закрепленным на нем отрезком цепи 10, связанным с участком дороги замками 4, и установ- 35 лен в свою очередь на узлах подвеса

5. Позиция 11 — каретка.

Каретка 11 (фиг.2) состоит из двух разъемных частей 11а и 11б, связанных направляющими 12 и 13 и 40 винтовой парой 14, 15. Верхняя часть

11а содержит пару опорных звездочек

16, установленных на радиальных сферических подшипниках 17, а нижняя ,часть — транспортирующую звездочку 18,45 связанную с приводом 19. Блоки 20 аккумуляторного питания и блок 21 электронного управления системой установлены на поддоне 22, который свободно подвешен на оси 23, уста- 50 новленной в нижней части каретки 11б.

Панорамная головка 24 (фиг. 1), на которой установлена камера 25, сое- динена с поддоном 22 °

Пульт управления киносъемкой. (фиг.3) содержит орган 26 управления движением каретки 11, органы 27 и 28 горизонтального и вертикального панорамирования камерой, орган 29 управления фокусировкой объектива, тумблер 30 включения камеры, монитор 31 телевизионного визира и блок 32 питания °

Сборка дороги начинается с предварительной установки узлов подвеса

5 на растяжках 7 (фиг.1) и закрепления на их промежуточных опорах 6.

Узлы поворота устанавливаются вместе с закрепленными на них узлами подвеса

5 за счет растяжки последних на опорах 6. При этом траекторию подъемов и спусков определяет взаимное расположение узлов подвеса 5 в пространстве.

Затем устанавливается начальная секция 1 цепи нужной длины между начальной опорой и первым узлом подвеса 5, а потом остальные секции дороги между узлами подвеса. Для сокращения времени подбора секций цепи ,йроизводят предварительный замер ,расстояний между этими узлами и из набора различных по длине секций выбирают наиболее подходящие по длине, при необходимости доращивая или сокращая их на малые отрезки стандартной длины, из которых набраны все секции цепи. После такой предварительной подвески секций начинают их натяжку и выравнивание растяжками 7 и талрепами 8, начиная от начальной секции цепи.

Установка каретки 11 на цепь производится при раздвинутых ее частях

11а и 11б. Затем производится стяжка частей винтовой парой 14, 15 (фиг.2) до необходимого зазора между транспортирующей звездочкой 18 и цепью.

При этом обеспечивается надежное зацепление цепи с парой опорных звездочек 16, а радиально-сферические подшипники 17, на которых они установлены, дают возможность взаимного разворота звездочек при проходе по500535

5 t воротов дороги. Свободный подвес сис темы на оси 23 обеспечивает сохранение вертикального положения панорамной головки ?4 с камерой 25 при проходе каретки подъемов и спусков.

Вертикальность подвеса всей системы обеспечивается за счет сбалансированного расположения всех блоков оборудования.

После подвески системы, подготовки камеры к съемке и коммутации электронного оборудования приступают к киносъемке.

Для этого производится включение питания подвесной части и пульта управления киносъемкой. Управление киносъемкой, а также визирование снимаемого изображения осуществляется с пульта управления по радиоканалу.

По команде режиссера тумблером ЗО (фиг.3) на пульте управления производится включение камеры. Органом-26 управления движением каретки осуществляется включение ее привода, управление скоростью движения, а также реверс. При этом с помощью органов

27 и 28 осуществляется панорамирование камерой в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а органом 29— управление фокусировкой объектива.

Визирование снимаемого иэображения осуществляется по монитору 31.

Использование при киносъемках предлагаемой подвесной дороги дает возможность оператору добиться пере— мещения камеры по сложной простран- ственной траектории с использованием поворота, подъемов и спусков движущейся камеры в широком пределе. При этом возможно использование практически неограниченной длйны дороги при перепадах высот с углом подъема дороги до 45 и более °

Малые габариты подвесной части системы и ее полная автономность позволяют осуществлять проезды камеры в трудодоступных местах декорации, 10 интерьера, а также натуры. Большой диапазон скоростей движения каретки, а также верхних и нижних ракурсов позволяет получить на экране иэображение длинных проездов с непривыч15 ным глазу построением динамических панорам. формула и з обретения

20 Подвесная операторская дорога,содержащая подвесной направляющий элемент с системой натяжки, каретку с кинокамерой, приводом движения каретки и элементами вспомогательного

2 Б оборудования, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей за счет увеличения диапазона перемещения, подвесной направляющий элемент вы30 полнен в виде набора разъемных отрезков цепи, соединенных между собой замками и закрепленнйх на узлах подвеса, причем участки поворота направляющего элемента выполнены в виЗ де жестких профилей, к которым прикреплены отрезки цепей, а каретка содержит две несущие звездочки, установленные с возможностью произвольного поворота вокруг вертикаль40 ной оси, и транспортирующую звездочку, связанную с приводом движения каретки.

1500535

Составитель 10.Иванов

Техред M,Äèäûê Корректор М.Самборская

Редактор М.Петрова

Заказ 4818/19 Тираж 430 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101