Способ определения эффективной мощности двигателя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения мощности двигателя транспортного средства при его диагностировании и в процессе эксплуатации. Целью изобретения является повышение точности определения эффективной мощности двигателя, работающего совместно с конической зубчатой передачей. Двигатель прогревают до рабочей температуры, нагружают и регистрируют величину реакции осевой силы на опорах конической шестерни передачи, выделяют постоянную и переменную составляющие этой силы, по величине произведения которых судят об эффективной мощности. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (gl) 4 С 01 . 3/24.у.;»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4311730/24-10 (22) 06.07.87 (46) 15.08..89. Бюл. У 30 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) В.В.Подкопаев и С.В.Подкопаев (53) 531.781(088.8). (56) Фламиш О. Диагностика автомобилей . М., 1975, с. 174-183.

Авторское свидетельство СССР

У 286296, кл. G 01 L 1/22, 1969. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО .

СРЕДСТВА

Изобретение относится к измери- . тельной технике и может быть использовано для измерения мощности двигателя транспортного средства при его диагностировании и в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — повышение точности определения эффективной мощности двигателя, работающего совместно с конической зубчатой передачей.

На фиг. 1 показана схема действия сил на конической шестерне зубчатой передачи; на фиг. 2, — графики зависимости эффективной мощности, постоянной и переменной составляющих силы реакции на опоре конической шестерни от частоты вращения вала двигателя.

„„Я0„„1500878 (57) Изобретение относится к измери-тельной технике и может быть использовано для измерения мощности двигателя транспортного средства при его диагностировании и в процессе эксплуатации. Целью изобретения является повышение точности определения эффективной мощности двигателя, работающего совместно с конической зубчатой передачей. Двигатель прогревают до рабочей температуры, нагружают и регистрируют величину реакции осевой силы на опорах конической шестерни передачи, выделяют постоянную и переменную составляющие этой силы, по величинв произведения которых судят об эффективной мощности. 2 ил.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что измеряют си.лу реакции на опоре конической шестерни зубчатой передачи двигателя, выделяют постоянную и переменную ОО составляющие этой силы, по величине ".4 произведения которых судят об эффек- QO тивной мощности.

При работе конической пары передачи транспортного средства на опору конической шестерни действует осевая, сила R (фиг. 1), постоянная состав)ляющая R» которой пропорциональна д, передаваемому крутящему моменту М .

Кроме постоянной составляющей силы R на опору воздействует переменная составляющая R возникающая вследствие колебаний условий зацеп

1500878 ления по профилю зуба шестерни и от зуба к зубу из-за отклонения профилей зубьев от заданного при изготовлении и от изнашивания. Основная гармоника переменной Составляющей определяется количеством зубьев ве-. дущей шестерни и частотой враще"», ния <)

2) и (Z где f — частота гармоники перемен9 ной составляющей R» силы реакции опоры;

Z — количество зубьев ведущей шестерни.

Таким образом, значение мощности двигателя автомобиля в процессе измерения можно найти по зависимости: (2) где К вЂ” коэффициент пропорциональ.ности, зависимый от конструкции передачи.

Способ осуществляют следующим образом, .Двигатель прогревают до рабочей температуры. Затем включают передачу в коробке передач, увеличивают подачу топлива до максимального значейия и нагружают двигатель любым известным способом.

Регистрируют величину реакции осевой силы на опорах ведущей шестерни конической пары передачи, напри1 мер, с помощью датчика силы установленного под один из болтов крепления фланца ведущей шестерни. Для повышения точности величина затяжки всех болтов фланца, включая болт с датчиком, устанавливается одинаковой с помощью динамометрического ключа.

С помощью любых известных средств анализируют сигнал от датчика осевой силы и выделяют его постоянную R„ и переменную R составляющие, по величине произведения значения постоянной составляющей на частоту перемен-, 15 ной находят эффективную мощность дви гателя.

Формула изобретения

20 Способ определения эффективной мощности двигателя транспортного средства, заключающийся в том, что измеряют силовой параметр в контуре передачи мощности от двигателя к колесам, по величине которого судят о мощности двигателя, о т л и ч аю шийся тем, что, с- целью по1 выпения точности при измерении силоного параметра в контуре передачи

З0 мощности, имеющем коническую передачу, определяют силу реакции на опоре конической шестерни,,выделяют постоянную и переменную составляющие этой силы и по величине произведения

35 значения постоянной составляющей на частоту переменной судят об эффективной мощности.

1500878

Составитель А.Амаханов

Техред И.Верес, Корректор С.Шекмар

Редактор И.Сегляник

Заказ 4856/36 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5,Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101