Устройство управления многоопорной фронтальной дождевальной машиной
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскому хозяйству. Цель изобретения - повышение качества полива и экономия воды. Устройство устанавливается на дождевальной машине (ДМ), включающей опорные тележки с электроприводами и концевыми выключателями, соединенными с блоками стабилизации машины в линию. С целью повышения равномерности полива и экономии поливной воды машина снабжена включенными между трубопроводом и дождевателями электроуправляемыми клапанами 30, разделенными на группы по числу концевых выключателей и установленными на трубопроводе симметрично опорным тележкам. Устройство включает прибор стабилизации курса 1 с двумя блоками 5 и 6 контактов коррекции левого и правого крыльев, электроприводы 21,24 крайних левой и правой тележек и два таймера 22,23. Переключение контактов в блоках 5 и 6 осуществляется посредством механического взаимодействия их со штангами 7 и 8, кинематически связанными с направляющим тросом 4. Кроме того, устройство снабжено формирователем импульсов включения, состоящим из формирователя 25, первой схемы ИЛИ 26 и RS - триггеров 30, число которых равно числу групп электроуправляемых клапанов, электронносчетным блоком, выполненным в виде счетчика с дешифратором 28, второй схемы ИЛИ 27 и генератора тактовых импульсов 31 и коммутатора выходов 28. В режиме коррекции скорости ДМ электронно-счетный блок с помощью коммутатора 28 и формирователя импульсов включения позволяет обеспечить пропорциональность между средней скоростью движения каждого дождевателя и средним расходом воды через него. Это устраняет появление зон избыточного полива, повышает равномерность полива и обеспечивает экономию поливной воды при управлении ее нормой полива путем задания соответствующей скорости движения дождевальной машины, что достигается изменением настройки таймеров. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СО)ОЗ СОБЕ!
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1501986 А1 (51) 4 А 01 () 25709
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
3.г 0
Щ(ИТ(;3
БИ Б.!3
Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4,3024!5)730-15 (22) 1:3.07.)37 (46) 2 3.08.89 13ю, I 31 (/ I ) . 1 < I t I I! I I р
Л l. 3 35)20), кл. 3 () Ci 25! 09, 19336. (5 У(:ТРОЙ(.Т13(3 У1!РЛВ,1ВНИ51 Ч110-! (н)1! О Р1!ОЙ ФРи1! Ã)3I,, 1ü 110É г10ж, 11 . ВА. 1Ь1!()11 . 4 А1!1И110Й (5 ) 11зобретс и,ц ()1носится к (ельскому х г):3ийс гву. 1!е. I b изобретения пг) вы игенив
2 качес3 Ва полив<3 и экономия ВОды, VcTроиство устанавливается на дождевальной машине (ДМ), включаюшей опорные тележки с электроприводами и концевыми выключателями. соединенными с блоками стабилизации машины в линию. С целью повышения равномерности полива и экономии поливной воды машина снабжена включенными между трубопроводом и дождевателями электроуправляемыми клапанами 30, разделенными на группы по числу конt(p(3bIx выкл(очателей и востановленными на грубопроводе симметрично опорным тележt.<) M. Устройство включает прибор стабилизации курса 1 с двумя блоками 5 и 6 кон1501986
10
35
55 тактов коррекции левого и правого крыльев, электроприводы 21, 24 крайних левой и правой тележек и два таймера 22, 23. Переключение контактов в блоках 5 и 6 осуществляется посредством механического взаимодействия их со штангами 7 и 8, кинематически связанными с направляющим тросом 4. Кроме того, устройство снабжено формирователем импульсов включения, состоящим из формирователя 25, первой схемы ИЛИ 26 и RS-триггеров 30, число которых равно числу групп электроуправляемых клапанов, электронно-счетным блоком, выполненным в виде счетчика с дешифратором 28, второй схемы ИЛИ 27 и генераИзобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в устройствах автоматического управления движением многоопорного широкозахватной дождевальной машины фронтальнои> действия.
1дельк> изобретения является повышение качества полива и экономия воды.
На чертеже представлены блок-с>еМа устройства управления многоопорной фронта Ibной дождевальной машиной (ДМ).
Устройство включает прибор 1 стабили- 30 зации курса (ПСК), предназначенный для управления скоростями движения левой крайней 2 и правой крайней 3 тележек и позиоляк>ший изменить направление движения машины и стабилизировать его относительно направляющего троса 4.
Прибор 1 стабилизации курса включает блоки 5 и 6 контактов коррекции левого и пра вого кр blëьев ДМ соответственно.
Для управления ПСК служат две штанги 7 и 8 и механические связи 9 и 10, соединяющие штанги 7 и 8 с блоками 5 и 6 контактов коррекции левого и правого крыльев соответственно. Штанги 7 и 8 являются чувствительными элементами, воспринимающими боковые отклонения машины от направляющего троса 4, который предназначен для задания направления движения машины. Блоки 5 и 6 контактов коррекции левого и правого крыльев предназначены для коммутации электрических связей между элементами устройства. Блок контактов коррекции левого крыла включает группу основных контактов 11 — 14 для управления скоростями крайних нижних тележек 2 и 3 и замыкающие контакты 15 и 16 для управления включением дождевателей ДМ. Кроме того, блоки 5 и 6 контактов снабжены дополнительными контактами 17 - 20 для осуществления прерывистого включения групп дождевателей ДМ на разное время в затора тактовых импульсов 31 и коммутатора выходов 28. В режиме коррекции скорости ДМ электронно-счетный блок с помощью коммутатора 28 и формирователя импульсов включения позволяет обеспечить пропорциональность между средней скоростью движения каждого дождевателя и средним расходом воды через него. Это устраняет появление зон избыточного полива, повышает равномерность полива и обеспечивает экономию поливной воды при управлении ее нормой полива путем задания соответствующей скорости движения дождевальной машины, что достигается изменением настройки таймеров. 1 з. п. ф-лы, 1 ил. висимости от их удаленности от центральной опоры ДМ.
Г1ервый размыкающий контакт 11 и второй замыкающий контакт !3 предназначены для отключения входа электропривода 21 левой крайней тележки 2 в режимах коррекции по курсу от выхода первого таймера 22 и подключения его к выходу второго таймера 23. Первый размыкающий контакт 12 и второй замыкающий контакт 14 преднdçíà÷åíû для оTê >þ÷åния в режимàx коррокции машины по курсу входа электропривода 24 правой крайней тележки 3 от выхода пер> го таймера 22 и подключения его к вы.,оду второго таймера 23 через фомирователь импульсов вклк>чения с шлифовально вклк>ченными формировагелем 25 и первой схемой ИЛИ 26.
Электроприводы 21 и 24 соответственно левой крайней 2 и правой крайней 3 тележек предназначены для приведения этих тележек в движение. Третьи замыкак>щие контакты 15 и 16 служат для подключения в выходу первого таймера 22 входа формирователя 25 импульсов импульса ма;loH дл ительности, совп ада юшего с передним фронтом команды на включение электроприводов, поступающей с выхода первого таймера 22. Последовательно соединенные четвертые размыкающие контакты 17 и 18 предназначены для подключения вторых входов первого элемента ИЛИ 26 и второго элемента ИЛИ 27 к источнику электропитания в основном режиме движения машины. Пятые замыкающие контакты 19 и 20 служат для подключения к источнику электропитания первого и второго управляющих входов коммутатора 28 выходов. Выход формирователя 25 импульсов подключен к первому входу первого элемента ИЛИ 26 и к первому входу электронно-счетного. блока, выходы которого подключены к входам коммутатора 28 выходов.
Электронно-счетный блок включает счетчик 29 с дешифратором на выходе и вто1501986
5 рую схему ИЛ И 27. Электронно-счетный блок предназначен для формирования с разной задержкой команд закрытия электроуправляемых клапанов 30, через которые поливная вода подается на дождеватели машины. Коммутатор 28 выходов предназначен для изменения порядка подачи команд включения дожлевателей при коррекциях левого или правого крыльев машины, Последний выход счетчика с дешифратором 29, кроме того, подключен к первому входу второго элемента ИЛИ 27, выход которого соединен с вторым входом счетчика 29.
К третьему входу блока 29 подключен выход генератора 31 тактовых импульсов, периодичность сигналов которого определяет разность во временных задержка х кома нд закрытия клапанов 30, вырабатываемых в счетчике 29 электронно-счетного блока.
Выход первого элемента ИЛИ 26 соединен с входами установки всех RS-триггеров 32, которые предназначены для подачи команд на открытие электроуправляемых клапанов. Коммутатор 28 выходов подключен к входам сброса RS-триггеров 32.
Устройство может быть выполнено на серийных элементах типа ВЛ вЂ” 41 или ВЛ вЂ” 47 (таймеры 22 и 23), электродвигателях тиII? ЧАБАРЭО (приводы 21 и 24 тележек), иг. гегральных микросхемах серий К 176, К561, К 155, К 140 (счетчик 29 с демпфером, триггеры, схемы ИЛИ, формирователь 25 импульсов, коммутатор 28 выходов).
Устройство управления многоопорной фронтальной Д.М работает следуюшим образом.
После включения машины с выхода первого чаймера 22 через первые размыкающие контакты 1 l и 12 соответственно на вход электропривода 21 левой крайней тележки 2 и на вход электропривода 24 правой крайней тележки 3 подаются импульсные сигналы, периодически включающие и отк.чючающие эти электроприводы, в результате чего машина начинает движение. При
-этом скорость ее движения определяется настройкой первого таймера 22.
В этом, основном режиме движения на входы первого и второго элементов ИЛИ 26 и 27 через последовательно соединенные четверч ые размыкаюшие контакты 17 и 18 подается сигнал от источника электропитания, В результате с выхода первого элемента
ИЛИ 26 поступает сигнал на входы установки сразу всех RS-триггеров 32, с выходов которых подаются команды на открытие электроуправляемых клапанов 30 всех групп дождевателей. Таким образом, в основном режиме движения все дождеватели машины оказываются включенными, причем выполнение заданной нормы полива обеспечивается соответствуюшим отношением заданной скорости движения к расходу воды через дождеватели. При этом сигнал, появляющийся на выходе второго элемента
55 ь
ИЛИ 27, поступает на второй вход счсгчика с дешифратором 29, блокируя выдачу счетнорешаюшим блоком команд на закрытие кл а п а нов.
Если под действием внешних возмугцак ших факторов (например, неровностей почвы) машина отклонилась от заданного направления движения (например, влево), то через некоторое время боковое отделение машины от направляющего троса превысит некоторую заданную величину. При этом штанга 8, отклоняемая направляющим тросом от вертикального троса вправо, через механическую связь 10 изменит состояние всех контактов в блоке 6 контактов коррекции правого крыла ПСК 1. При этом вход электропривода 24 правой крайней тележки 3 отключается первым размыкаюшим контактом 12 от выхода первого таймера 22 и подключается вторым замыкающим контактом 14 к выходу второго таймера 23, который настроен таким образом, что его сигналы обеспечивают замедленноее движен ие правой кра и ней тележки 3.
Тем самым наступает режим выполнения коррекции машины по курсу (коррекция правого крыла). Разность скоростей левой крайней 2 и правой крайней 3 тележек приводит к тому, что машина разворачивается вправо, уменьшая боковое отклонение.
Одновременно при переходе в режим коррекции выход первого таймера 22 третьим замыкаюшим контактом 16 подключается к входу формирователя 25 импульсов запуска, а вторые входы первого и второго элементов ИЛИ 26 и 27 отключаются четвертым размыкаюшим контактом 18 от источника электропитания, который подключается к второму управляюшему входу коммутатора 28 выходов. В результате в режиме коррекции машины по курсу с выхода формирователя 25 импульсов запуска через элемент ИЛИ 26 на входы всех RS-триггеров 32 будут поступать импучьсные сигналы, совпадающие по времени с моментами включения электроприводов, задаваемыми первым таймером 22. Следовательно, в эти моменты времени все электроуправляемые клапаны 30 будут открываться выходными сигналами RS-триггеров 32. При этом счетчик 29 с дешифратором после прихода на его первый вход каждого импульса запуска с выхода формирователя 25 импульсов запуска вырабатывает команды на закрытие электроуправляемых клапанов 30.
Число команд на единицу меньше числа групп дождевателей. Разность во времени задержки команд закрытия, следующих друг за другом, равна периоду поступления тактовых импульсов на третий вход счетчика 29 с выхода генератора 31 тактовых импульсов. Сигнал, поступаюший на второй управл яюши и вход ком мутатора 28 выходов, обеспечивает такой порядок подачи команд закрытия на входы сброса RS-триггеров 32, 15(!1986
Ilpit (О(ором груlllla .(Ожденателей, приhttкак)(ц 35I к пр;)н()й крайней тележке 3, 01
НК;(IОЧ
1(к Iio««litt<)i <> «О« гояния дождеват«лей 1>1 у61,»3;!е(ol .I< ьч>й кра йн«й 2 к нр;!ной край н(и, 3 ил(ih< к. («ч «ачыч О< ун(«с, нляется так<5«!!!Яроги» Hh! flhль«)i()(3 IlpilB.I«ние расxo,(ОМ 130 (hl 1(р«.3 .(Orh, («!3<> I <> IH, tl pH K>O I OpOXI
«p«;(»Hi! ра«хОД (я>ды ч(р«дождеватели убыI3;1). I 0T,K НОП> .Р;!Я ht(t.t»I!It>l К ПРаНОМ, ITO (ИК < >1()»„t<. I .(; 116)»t.I!h f() пропорцпо l <..!. 1) «)(,! 1< и, BOP< . I ЬИ) Ilt P(h),« f)IIrI .; )rh ц Iti I(Л»;! р,(lfitht ()ИСXO:(0)t Во ,(hl («Р(< и I() и I«ht !,thill.(О iiilBKOBX 1<) !3(. »(ЧИН) « IОЯ;) Oih,(» и )) E>(>.l<) 1 ЬНОМ Н (1011«(>«Ч
)l(>ih1 li<1il p<??3.l<. l(1151x, ЛЬНО, H <а ,(lt IIIlX K) норм > Il<>,l»13 оч р«жнч« III!(ал «(!0«.!«диего Bt>lx(l 1
h<)h16)1tli !. ИО53B1»K)tl(HH«
11; >I t)(r. I Ь l i t «Et 3, . ((. p >h h < ) i i, < I < j) «3 13 I О р О И ЭГ! < М < ; i I ((Л(! 27»О«гхп;!«т и;3 второй вход сч(1 I I i! I t >, (h 1 р 0 I » I О - < (<. 11 О < > 6. 1 О h < 3, О 6 (. с и (. ñl Ы
1<ь>1 « 13E I <О l ill>IX КО 1 сl El, (I!»O;(l )1Ol3hh «П) h IIO Ih littK) ОЧ(РЕДНО ! () it h» I ), »>«;> (<(Н » < h i. (X()l;lit (КН,ОНО«ОГК.I»I!(. НИС THEI«T ДО«Г;(Ii) (ll() ч;),»>lhl, I!!1;11!Г<1 (3 (((.(х 1, 0(кл(и)ч«1;!» н;1»р;IБ I)»<>ll(ilht три Oh1 4, рнб.(и <и I.
«» к 13«Р I ик;! 11>ll»hi) ш>лож«ншо и !«Р< . х!«х;>ннч«скун) «нязь l
K
I3 H(х<>,(Il0«!loë<)iK(ни(.. (3 Р«зчль, I
Н X(>, (>. 1<. К(РОП Р lt НО,(
Г«. 1«h hit,3 ОТ К, I К)ч И Гс 1 н(Opl>1 М за м I KB K)ll(fl <1 ??????!((??(????((4 ??) ???????????? ?????????????? ????????????; 23 ?? ????;??.,ifo ???????? ???????????? ????????????????>шич
hoItT(3K1ohI 12 к !31!хО,(у п«рного таймера 22
ЭIO прин«дс! к (оиру, чго режим Kopp(h1(И» hl !litt!!!hi Il<> К> p< h (И КОИ (ИТ«Я и ()6( край(и«г(л(жки 2 и 3 I!0«ле его oh»i! 1tlH» 6XДч1.,»<»гать«» «0 !I)liсг»М и, it) lh»t «К»РОС I и )>«11013IIOI O РЕЖИ,I, .! 13K +><. (II(Я, Зад!3 E3 1 М Тс(й ht(P() >1 ().(ÍOI3P(Ч«I»10 «ОК< НЧ Iiilit>hl Р(жИМ
Р(Kilt!H BX();1, фС>Р (НРО(3;! П:. !5! ") ИХ(ПХ,!Ь(OB <ь
IIX <. K<1 (>Тh, (Н>Ч О 13 IK. P B(>l <> 1 < Й .
Х! t Рсl т Р(ГЬН»! .3IЫ h<(К)il(È М K(>НТс(К 1051 (t), НЭ 0 P < i t! >> I i P,! 11. 1511011! I I H 13 X 0, (КО Х! Х(Х 1; ) I < )
p;I 28 ttt,)x(),loB От источника >л(h) (>()
1;It Г;3»пrl 11>IГЫЧ ЗВМЫКВK)lilHXI KOIIГИKT()h(2().
К РО 1(1 (>1 О, «и(нть!»1 р;!.<м I Kit K> lt!II ht I!< )Et i B h т<>÷ 18 бхай«т (н>да н и:1 B l <) ()olt B xo (Il(p! )) <) «, K )1<-IIТ;) (1, 11! ti !! I(.>(< Ii<>Г > Н
I I< ) 1 р«ж И t(> )1íiK! 1111» XI > (II и lt t>i á>> J < ò I I<>(T<)» iiilO ИОСТ) П
1<. 3-Tplli п рон 32, ot)! «!I(. !иная посто»t!Iti) <.:крыт н «Остояние электроуправляемых клапанов 30. Этот же -игнал от источника
ЭЛ«ктропнтаиня ЧЕРЕЗ ЧЕтВЕртЫй раЗМЫКаЮший контакт 18 и через второй элемент
ИЛИ 27 по окончании режима коррекции поступит на второй вход счетчика 29 электронно-счетного блока, блокируя выдачу им команд на закрЫтие клапанов.
Аналогично происходит работа устройства в режиме коррекции левого крыла. Б этом режиме подключение и отключение выходов первого и второго таймеров 22 и 23 к нх<>ду электропринода 21 левой крайней тележки 2 осушесгнляются и< рным размыкаюшим контактом l,l и вторым замыкаюшим контактом 13. Подключение и отключение Входа формирователя импульсов запускt) 25 к выходу первого таймсра 22 ocyil((< I <. 15 . Л ) I <» ГP(. Th>if>1 За hi f I hEII<>ti(H Ч КОНТИ К10! t (5 (. >Тк»о tBHèå и н>дключение источиt!h;) эл«ктропитанич к ()горым вх )дам Г;ерь )го li вт()(»>I o элементов ИЛИ 26 и 27
)(. »(естнляют четверты м раз м ыкаю(цим ко-! нВк >м !7,,1 к Il«рному упранляюшеh(у нх< (h к0 (мутат()ра 28 выходов — пятым
:3 B xIE>Ih;t K)»;им контактом 19 Подача сигн а.1;! 1);1 II<. ри,lH пранляк>шии вход коммута-! а "!< н Ix»:(îB обеспечивает такой поря, t< >K н(,l,(E .«и .Оманд на ВхОды с ) p0(а R Sг р и) Ii«! B 3<) при котороч группа loжден:(.(.л ll, !!ричыкаюшая к празой крайней
;<.<(.-. Х(.3, 6)h («T нк (юч(на пост >янl(0 ь ре3 <> с)() ) ">1 « h (> р р< К ц И И, ñl Г р у l l П IK,Ц>Ч»(РИОД(ПОДИЧИ С(!ГНаЛа ПЕР131>th Г;:!(мер<) 1 22.
«)I < крыла «р«,)(tttt jl расход воды через .! >,! Д(на гели уб(!В(!ет от нраногo края
51;»»,I t»>t E(.1((ЗОЯХ>, «ТО Та К ж(>б Cll«ЧИ Всl»0(» ян«т.. > слоя дождя и <>ыполнение
<;. i;Etio>I нормы (к>лина и н этом случае
"": (>
T tI и ч 06ра <()ч, исполь<онание предлагае<»>, О;. ) (i:) Ili 513d (EOBBO I »«T ", IIP3B.(Я1 h PBCXO,l0iht E3<>,(ы ц р«з дожд«в,>тели н режимах кО();)«кции Гак, <то Обес(цчинается пропорilH(>f1
ИО:» I через н«I<>. Гго устраня«т появление
«>II и и> 11<) )11010 (юлина, у)!учи(а«(вследст:!)!с >1()I(> раг(ночсрность полива и обесI:(I (на«г э)(0 t<>hзможшкTI х правления нормой
il0 HitB .3;<,.,!Иием скорости движения (T. е. .) )1:.)«!к;)з«:,) и л« ро(!ки таймеров) к(>айних
«»<)p)f11> I! l<. К h .1,11.
Г) >ð,3(ö.tà «Hot)p<>г<.ни.<(1.,> «т;)Оист(30 x праВл(. ниЯ многоопорнои () ))(>1 Гi»1 ° Il(>H Д<) ск, )(На,l ЬНОИ Ма ШИНОЙ, НКЛ Ю
1;>к> !ц«прибор стабилизации курса, подE.,»О и нньlé к двум I аим«раM задания ско ()<>С ГИ Кpс>И)(ИX Гi .1< ж(К 1) НЫПО. (И«ННЫЙ В
1501986
Составитель Г. 11»раен
Ре.>иктор.1. Гратн.>ло Гекред И. Верес Корректор Н Король
Заказ 49833 Тираж 621 11 од и и с нос
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
l (3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул Гагарина, IOI
9 виде двух блоков контактов коррекции положения левого и правого крыльев, имеющих механическую связь со штангами, установленными с возможностью взаимодействия с направляющим тросом, а также блок управления электроуправляемыми клапанам и включения дожде вателей, разделенны х на группы по числу опорных тележек, подключенных к источнику питания через замыкающие контакты прибора стабилизации курса, отличающееся тем, что, с целью повышения качества полива и экономии воды, устройство снабжено RS-триггерами, число которых соответствует числу электроуправляемых клапанов, включенных между блоками контактов коррекции положения правого и левого крыльев и электроуправляемыми клапанами, формирователем импульсов включения, выполненным в виде последовательно соединенных формирователя импульсов, первой схемы ИЛИ и параллельно подключенных к ее выходу входами установки RS-триггеров, а также дополнительными парами размыкающих и .ым>инин>щих контактов в каждом блоке контактов прибора стабилизации курса, последовательно включенным и электронно-счетны м блоно и. первый вход которого подключен к послсдовательно включенным между источником питания и вторым входом первой схемы ИЛИ дополнительным размыкающим контактам, а второй — к выходу формирователя, и коммутатором выходов, два управляющих входа которого подключены к допо.чните.чьным замыкающим контактам, а выходы к входам сброса RS-триггеров.
2. Устройство по и. 1, отличающеес» тем, что электронно-счетный блок выполнен в виде генератора тактовых импульсов, подключенного к входу счетчика с дешиф ратором и включает подключенную к блокирующему входу счетчика вторую схему ИЛИ, входы которой подключены к
20 последнему выходу дешифратора и второму входу первой схемы ИЛИ.