Устройство для отворачивания труб в скважине

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности. Цель - упрощение конструкции устройства. Устройство содержит корпус 3 с пазами, внутри которого с возможностью осевого перемещения установлен полый вал 2, связанный с ним реверсивный механизм. Оно имеет узел торможения в виде установленной с возможностью вращения относительно вала 2 конусной втулку 5, размещенной в пазах корпуса заякоривающих плашек 6 и клинового фиксатора. Вал 2 на наружной поверхности под втулкой 5 имеет конический выступ с большим основанием в нижней части. Клиновый фиксатор на последнем установлен с возможностью ограниченного осевого перемещения. Корпус 3 под коническим выступом имеет внутренний кольцевой бурт 8 для взаимодействия с фиксатором. Втулка 5, перемещаясь вниз, возвращает плашки в транспортное положение. Фиксатор, перемещаясь с валом 2, упирается своим торцом в бурт 8 и перемещается вверх относительно вала 2. Вес заловленных труб через корпус, фиксатор передается на вал 2 и бурильные трубы не действуют на плашки 6. Благодаря этому последние в процессе подъема аварийных труб из скважины остаются в транспортном положении. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Е 21 В 31/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТЙЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4142032/23-03 (22) 29. 10.86 (46) 23.08.89. Бюл. У 31 (71) Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (72) Ф.М.Абасов, Ю.Г.Сметанов и С.Л.Айдынов (53) 622.248.13(088.8) (56) Патент Румынии У 51353, кл . 5 а 34/20, опублик. 1968.

Авторское свидетельство СССР

В 1320387,,кл. E 21 В 31/00, 1984.

„„SU„„1502803 А 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОРАЧИВАНИЯ

ТРУБ В СКВАЖИНЕ (57) Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности. Цель— упрощение конструкции устройства.

Устройство содержит корпус 3 с пазами, внутри которого с возможностью осевого перемещения установлен по-. лый вал 2, связанный с ним реверсивный механизм. Оно имеет узел торможения в виде установленной с возможностью вращения относительно вала

2 конусной втулку 5, размещенной в пазах корпуса эаякоривающих плашек

1502803

10

25

45 ь и клинового фиксатора. Вал 2 нз наружной поверхности под втулкой

5 имеет конический выступ с большим основанием в нижней части. Клиновый фиксатор «а последнем установлен с возможностью ограниченного осевого перемещения. Корпус 3 под коническим выступом имеет внутренний кольцевой борт 8 для взаимодействия с фиксатором. Втулка 5, перемещаясь вниз, возвращает плашки в транспортное поI

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности,а именно к устройствам, применяющимся для отворачивания труб, оставшихся в скважине в результате аварии.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства.

На фиг.1 и 2 изображено устройство в транспортном положении; на фиг.3 — узел торможения в рабочем положении; на фиг.4 — узел торможения в момент подъема из скважины после отворачивания труб.

Устройство состоит из переводника 1, полого вала 2, установленного в корпусе 3 с возможностью ограниченного осевого перемещения, реверсивного механизма 4, связанного с 35 полым валом, и узла торможения в виде установленной с возможностью вращения относительно полого вала конусной втулки 5, заякоривающих плашек 6, размещенных на втулке 5 в 40 пазах корпуса, и фиксатора, выполненного, например, в виде цанги 7, установленной с возможностью ограниченного осевого перемещения, Полый вал на наружной поверхности под втулкой 5 имеет конический выступ с большим основанием в нижней части для размещения цанги 7, а корпус для взаимодействия с последней имеет внутренний кольцевой бурт 8 под коническим выступом полого вала.

Корпус 3 зафиксирован в исходном положении на полом валу 2 при помощи срезного штифта 9. Между налом

2 и конусной втулкой 5 установлен элемент качения, например упорный шарикоподшипник 10 ° При этом вал 2 взаимодействует с нижним кольцом, а конусная втулка 5 с верхним кольцом ложение. Фиксатор, перемещаясь с налом 2, упирается своим торцом в бурт 8 и перемещается вверх относительно вала 2. Вес заловленных труб через корпус, фиксатор передается на вал 2 и бурильные трубы не действуют на плашки 6. Благодаря этому последние в процессе подъема аварийных труб из скважины остаются в транспортном положении.4 ил., шарикоподшипника 10. Между валом 2 и конусной втулкой 5 имеется гарантированный зазор, который обеспечивается за счет того, что наружный диаметр вала 2 меньше внутреннего диаметра конусной втулки 5. Цанга 7 выполнена с упругими лепестками и установлена на валу 2 в крайнем нижнем положении, При этом наружный диаметр лепестков цанги 7 больше внутреннего диаметра кольцевого бурта 8 корпуса 3. Это положение обеспечивается за счет упругости пружины 11, которая установлена между упором 12 и цангой 7. Упор 12 жестко установлен на валу 2.

Отворачивание труб, оставленных в скважине, осуществляется следующим обр азом.

Устройство для отворачивания труб верхним концом крепится к бурильным трубам, а к нижнему концу реверсивного механизма присоединяют ловильный инструмент, например внутреннюю труболовку. Собранное таким образом устройство спускают в скважину до аварийных труб и обеспечивают подачу промывочной жидкости. После захода труболовки в аварийную трубу дают натяг с целью захвата труболовкой аварийной трубы и среза штифта 9. Вал 2, перемещаясь вверх, перемещает конусную втулку 5, которая выдвигает наружу плашки 6, переводя их из транспортного положения в рабочее. При этом плашки 6 цепляются за внутреннюю поверхность обсадной колонны скважины, удерживая корпус 3 в неподвижном положении (фиг .3) .

Таким образом, исключается возможность вращения узла торможения. Это позволяет известным способом реверсировать (изменить) правое вращение

1502803 колонны бурильных труб в левое враще ние ловильного инструмента и произвести отворот аварийных труб.Вращение вала 2 после захвата плашек 6 эа внутреннюю стенку колонны труб возможно эа счет гарантированного зазора между валом 2 и конусной втулкой 5, который взаимодействует с плашками 6, а также упорным подшипником, установленным между валом 2 и конусной втулкой 5.

После отворота производят посадку инструмента вниз. Вал 2 перемещается вниз вместе с конусной втулкой

5 и цангой 7, которая находится в транспортном (раздвинутом) положении. При этом конусная втулка 5, перемещаясь вниз, возвращает плашки 6 в транспортное положение (фиг.4).

Цанга 7, перемещаясь вместе с валом 2, упирается своим торцом в кольцевой бурт 8 корпуса 3 и перемещается вверх относительно вала

2 и одновременно сжимается эа счет упругости лепестков, При этом ее наружный диаметр станет меньше внутреннего диаметра кольцевого бурта 8, что обеспечивает проход цанги 7 под кольцевой бурт 8, где пружиной 11 она будет возвращена в нижнее положение. При этом наружный диаметр цанги 7 по лепесткам будет больше внутреннего диаметра кольцевого бурта 8 корпуса 3. Затем дают натяжение бурильной .колонне вверх, При подъеме вместе с валом 2 цанга 7 упирается в кольцевой бурт 8 корпуса 3 и останавливается, а так как вал 2 продолжает перемещаться вверх, то его конусный выступ раздвигает цанги 7 в радиальном направлении и производится стопорение вала 2 относи5 тельно корпуса 3 в осевом направле— нии.

Таким образом, вес заловленных труб через корпус 3, цангу 7 передается на вал 2, и бурильные трубы не действуют на плашки 6, которые благодаря этому в процессе подъема аварийных труб из скважины остаются в транспортном положении.

Формула

I изобретения

Устройство для отворачивания труб в скважине, включающее корпус с паэа2О. ми, установленный внутри корпуса с воэможностью ограниченного осевого перемещения полый вал, связанный с ним реверсивный механизм, узел торможения в виде установленной с

25 воэможностью вращения относительно полого вала конусной втулки, размещенных в пазах корпуса заякориваю-. щих плашек и клинового фиксатора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции устройства, полый вал на наружной поверхности под втулкой узла торможения имеет конический выступ с большим основанием в нижней части, клиновой фиксатор установлен на по35 следнем с воэможностью ограниченного осевого перемещения, а корпус под кони-, ческим выступом полого вала имеет ,внутренний кольцевой бурт для вэаимо40 действия с фиксатором.

1502803 фиа 3

Фиг 2

Составитель И.Левкоева

Редактор В.Бугренкова Техред Л.Оли 1нь|к KopPetcToP С.Шекмар

Заказ 5062/44 Тираж 514 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101