Устройство для дросселирования выхлопа двигателя внутреннего сгорания при торможении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить эффективность дросселирования выхлопа двигателя при торможении. Устройство содержит основную дроссельную заслонку 2, установленную в выхлопном трубопроводе и снабженную периферийным уплотнением 3, дополнительную дроссельную заслонку 6, установленную в трубопроводе 4 перепуска газов мимо основной заслонки 2, и механизм привода заслонок. Дополнительная заслонка 6 установлена на оси 5, размещенной в вертикальном участке трубопровода 4 перепуска. Центр тяжести дополнительной заслонки 6 смещен относительно оси 5. Механизм привода заслонок выполнен в виде пневмоцилиндров с размещенными в них подпружиненными поршнями, которые связаны при помощи штоков с рычагами поворота заслонок. Дополнительная заслонка 6 снабжена жестко закрепленным на оси 5 управляющим рычагом 7 и свободно установленным дополнительным рычагом 8 с возможностью поворота вокруг оси 5 и фиксации в трех заданных положениях. Дополнительный рычаг 8 связан с управляющим рычагом 7 посредством пружины 9, степень натяжения которой регулируется регулировочным винтом 10. Положение дополнительной заслонки 6 в режиме "Пуск" обеспечивается установкой дополнительного рычага 8 на упор 11, а в режимах "Прогрев" и "Полное открытие" осуществляется силовым замыканием управляющего рычага 7 с дополнительным рычагом 8 на ограничитель 12. Повышение эффективности дросселирования обеспечивает ускоренное торможение, ускоряет запуск двигателя его прогрев и повышает эффективность моторного тормоза в работе. 1 с.п. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

| р < F 02 П 9/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ ГННТ СССР (21) 4344011/25-06 (22) 23.10.87 (46) 23.08.89. Вюл. М 31 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, Ярославский моторный завод и Кутаисский автомобильный завод (72) Н.С. Ханин, Э.В. Пхакадзе, С.А. Глаговский, В, F.. Виняр, Л. С. Аршинов, Г.В. Кикнавилидзе и Н.И. Суаришвили (53) 62 1.436-592 .64(088.8) (56) Заявка ФРГ Р 2363969, кл. F 02 D 9/06, опублик. 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДРОССЕЛИРОВАНИЯ

ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ

„„SU„„) 502866 А 1 (57) Изобретение позволяет повысить эффективность дросселирования выхлопа двигателя при торможении. Устройство содержит основную дроссельную заслонку 2, установленную в выхлопном трубопроводе и снабженную периферийным уплотнением 3, дополнительную дроссельную заслонку 6, установленную в трубопроводе 4 перепуска га. ов мимо основной заслонки 2, и механизм привода заслонок. Дополнительпая заслонка 6 установлена на оси 5, размещенной в вертикальном участке трубопровода 4 перепуска. Центр тяжести дополнительной заслонки 6 смещен относительно оси 5. Механизм при-, вода заслонок выполнен в виде пневмоцилиндров с размещенными в них под1502866 пружиненными поршнями, которые связаны при помощи штоков с рычагами поворота заслонок. Дополнительная заслонка 6 снабжена жестко закреплен5 ным на оси 5 управляющим рычагом 7 и свободно установленным дополнитель-. ным рычагом 8 с возможностью поворота вокруг оси 5 и фиксации н трех заданных положениях. Дополнительный рычаг 8 связан с управляющим рычагом

7 посредстном пружины 9, степень натяжения которой регулируетгя рег лировочным винтом 10. Положение дспол»тттте.l).ff(>If заслонк»т 6 н режиме "Пуск" обеспечин;((тся установкой дополнительного рычага 8 иа упор 11, а в режимах "Прогрев и Полное открытие" осуществляется силовым замыканием

VfIp Q H JINNI »()Vff. рь»Ч <? Г а с j»Oil ) Jl H»f TB»? » нь?»т рычагом 8 нэ oгppa»f»fчите.ть 12, Повышение эффектиьности др)о(..селироваиия обес»тетинает ускорен»тое торможеине, ускоряет запуск -,íèãàòå»fÿ и его прогрев и повьш»ас I эффективность моTOP»fOI O TOPHO! V F P-f )7T>. ? З,Л, ф-JIhf>

9 ип,.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания, в частности к выпускным системам двигателей.

Цель изобретения — повышение эффективности дросселирования.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 заслонки устройства при запуске двигателя; на фиг. 4 — то же, при прогреве двигателя; на фиг. 5 -. то же, ЗО на рабочих режимах; на фиг. 6 — то же, при торможении; на фиг.7 — электрическая схема подключения исполни=тельных механизмов к блоку управления; на фиг. 8 — установка устройств, -(5 на двигателе; иа фиг. 9 — график зависимос ги мощноСти от площадей кана-лов.

Устройство дпя пpoсселир )Вания вьгхлопа двигателя внутреннего егора- 0 ния содержит выхлопной трубопровод 1, в котором установлена основная дроссельная заслонка ? с возможностью перекрытия его проходного сечения, снабженная периферийным уплотнением

3, трубопровод 4 т(ет)епуска газов мимо основной заслонки 2, выполненный с вертикальным участком, в котором на оси 5 установлена дополнительная дроссельная заслонка 6, центр тя50 жести которой смещен относительно ее. оси 5. Периметр дополнительной дроссельной заслонки 6 выполнен меньше периметра основной дроссельной заслонки 2 при ) T()hf о»»тималь»foe соотн(.

75 шение пл()ща»?е»»»»рокадного сечения нь»пускного труб(провода 1 и прохо;?но„го сечен»тя (е.», учета площади (. и 7 дополните.ill н i ) l(. ». мки 6) трт опровода 4 переттуска ра»)»- 8- 10, H,I oc»)

5 к;стко эакре»»пен управ»»»()»цттй рычаг

7 и свободно устад()нлеи допопиитепьньтй т)ь»ча т" 8 с Bo »Mo))(»(o(тью I) о Ворота

I вокруг иее и (!ffK(»?Ifff н трех ттоложеииях, задаваемых с помощью органа управления, находящегося н кабине водителя: Пуск, "Прогрев пссле пуска" и режим могорногo ()рмоэа. Допслиитель»итй рычаг 8 OP.)f ýv»f у»»ранляющим рычагом 7 »;осрепстном пружины 9, стенеиь floëoæå»fèÿ которой регулируется регулироночным нин ом 10, обеспечиьающ»тм открь»тиг дополнительной засзо»»ки 6 при определенном данлении поpoi? основной заслонкой ".. П(ложение J?0II(!JIH,»òåJII íoé дросс =льной заслонки 6 н режиме "Пуск" обеспечивается установкой дополнительного рычага 8 на упоп 11. Положение доп-.)лниТе.т»т.»тот(заслонки 6 в ре.»(имах "Прогрев и Полное открытие" осуществляется я c HJfoph»M з амь»кани ем упранл яюще го

p(. (if? a o дополнительпым рычагом 8 при уст ановк» HB ограничитегть 12.

Дгтя управления основной 2 и дополнительной 6 заслонками н кабине водителя размещены органы управления, например ручной для первых режимов

)и ножной для третьего режима, связанные с заслонками через механиЗм привода, который выполнен в виде пнев(то)?и7»иидров 13-15 и с размещенными н них подпружиненными поршнями 16-!8, снабженными пружинами 19 (ее усилие б(тт(ьше усилия пружины 9), 20 и .21 и штоками 2? 24. Шток 22 »тневмоцилиндра

13 соедит(ен посредством промежуточной тяги с дсч»олнительным рычагом 8 дополнит".пьной заслонки 6. Шток 23 тт)т(нмоцштиидра 14 соели»тем посредст—

1502866 вом промежуточной тяги с рычагом 25 основной заслонки 3, жестко закрепленном на ее оси. Шток 24 пневмоцилиндра 15 соединен посредством пр< межуточной тяги с рейкой 26 топливного насоса 27 высокого давления. Полости перед поршнями 28-30 сообщены с источником 31 сжатого гаia, например, пневматической тормозной системой 10 транспортного средства через электрцмагнитные клапаны 32-34. Каждый иэ электромагнитных клапанов падк.гючен к соответствующему входу 35-17 блока

38 управления, который выполнен в виде группы электромагнитных реле 39"

41. Каждое из реле содержит обмотки

42-44 и контакты 45-47. Плюсовой вывод обмотки 42 реле 39 связан через диоды 48 и 49 с плюсовыми выво- 20 дами обмотки 43 реле ч0 и обмотки 45 реле 41. Плюсовые выводы контактов

45 реле 39 соединены с плюсовыми выводами контактов 46 реле 40 и контактов 47 реле 41 и подключены к источ- 25 нику 50 электрического тока. Соответствующие входы 51-53 блока 38 управления подключены к источнику 50 электрического тока через соответствующие контактные выключатели 54-56 управления электромагнитными клапанами 32-34.

Устройство работает следующим об- разом.

При запуске холодного двигателя (фиг. 3) водитель воздействует на

35 контактный выключатель 55, включает реле 40 и посредством его электромагнитный клапан«34. Диод 49 не проводит электрический ток к реле 39 и 41. 4О

Сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 14 перед поршнем 17, вследствие чего посредством штока 23 и рычага 25 основная дроссельная заслонка 2 закрывается. Дополнительная дроссельная заслонка 6 в этот момент также закрыта. Таким образом. проходное сечение выпускного трубопровода 1 в процессе прокручивания двигателя стартером оказывается перекрытым, а давление и температура воздуха в пространстве перед основной дроссельной заслонкой 2 возрастает за счет нагнетания в него воэдуха из цилиндров.

При достижении определенного расчетного давления (2,45-2,5 кг/см ) происхопит частичное открытие выпускных клапанс в эа счет преодоления усп<п<я клапанпой пружины. <1ерез при< тh рытый клапан в цилиндр в прс<цессе впуск;l поступает подогpc ThBi B

«оспламенение, и благодаря возврату г< нилин<эры части несгоревшего топлива, но активированного в предыдущих циклах, облегчается запуск двигателя.

11осле запуска двигателя благодаря смещению центра тяжести дополнительной заслонки 6 относительно ее оси 5 д< и<:гнительная эас-лонка 6 автоматически приоткрывается и выпускные га<м по трубопроводу 4 перепуска вытекают в атмосферу, что предотвращает чреэмернсе повышение давления перед основной заслонкой 2 после запуска двигателя, которое может вызывать остановку двигателя или соударение выпускных клапанов с поршнем и поломку двигателя.

После запуска двигателя водитель возвращает контактньп выключатель 55 н исходное положение и, воздействуя на контактный выкчючатель 54,включает электромагнитньпi клапан 32.Электр<.магнитный клапан 13 также включаетгя, так как диод ч9 пропускает электрический ток к реле 40.

При поступлении сжатого воздуха в полость 28 пневмоцилиндра 13 дополнительная дроссельная заслонка 6 открывается, занимая промежуточное положение (фиг. 4). Тем самым предотвращается черезмерное повышение давления в пространстве перес основной заслонкой 2, но сохраняется величина противодавления, необходимая для ускоренного прогрева двигателя. Последнее связано с повышением индикаторной мощности, часового расхода топлива и интенсивности тепл< передачи от газа к стенкам.

После прогрева двигателя, воздействуя на контактные выключатели 55 и

54, основная 2 и дополнительная 6 заслонки посредств м усилия пружин

19 и 20 воэвращактся в положение для обеспечения нормальн<1й работы двигателя (фиг. 5).

При использовании двигателя в качестве вспомогатепьп< го тормоза водитель воздействует на контактный вык.<ючатель 56 и нкпкгч:<ет электромагнитные клапаны 32-34 (дис ды 49 и 48 пропускают электр<; «ч<й ток ко всем

1502866 клапанам). В результате основная заслонка 2 закрывается, наличие периферийного уплотнения 3 повышает эффективность торможения, выключается подача топлива в цилиндры двигателя топливным насосом 27 высокого давления, а дополнительная заслонка 6 ока>эывается открытой на угол, значение которого зависит от противодавления в 1г3 в выпускном трубопроводе 1.

Расположение дополнительной заслонки 6 вне горючей зоны уменьшает вероятность ее заклинивания, а смещение центра тяжести заслонки 6 относительно ее оси обеспечивает автоматическое приоткрывание заслонки 6 и предотвращает возможность поломки двигателя. Отноп>ение площади проходного сечения трубопровода 1 к площади 20 проходного сечения трубопровода 4 перепуска, равное 8-10, обеспечивает минимальную пропускную способность кольцевой щели между стенкой трубопровода 4 иере.>уска и дополнительной )5 заслонкой 6 при ее закрытом положении и увеличение противодавления выпуску, кроме того, достигается высокая плавность регулирования величины противодавления, уменьшатся выделение бе- Зр лого дь3ма, снижается износ детал<.й двигателя, уменьшается расход топлива и вреггя прогрева двигателя. При увеличении отношения площадей больше десяти воз>333кает опасность нарушения динамики движения выпускных клапанов, а при отношении площадей меньше восьми не достигается требуемая вели<ива противоданле.

На)т>1<ие свобод>го установленного на оси 5 дополнительной заслонки 6 лополнительнс гс рычага 8, имеющего уli ругую связь с упра>3>>яющим рычагои 7, жестко связанным с зтой зас.понкай, обеспечивает возможность автоматического регучировапия величины прптиводавления.

Благодаря выполнению трубопровода

5 перепус на с вертикальным участком снижается нагарообраэование и отла59 жение продуктов неполного сгорания топлива if ма<-ла «>а < телках трубопровода - 3 и<< р< пус iоты «ас <анки 6.

Т<3к>1м > бра з <>м, if<>I>bffffe ние )ффе к, 55 тин33<>с (il !3 f> ><.< в <33(р а13а33ия абеcIIP чипа ет

gbfc T()f f>f Запуск цвиг)>теля, ускоряет его 3>ро грев и па>>ыыае т >ффе к THI>ность работы моторного тормоза.

Ф о р w y JI R H .3 <) б J> C

1 ° Устройство д и сгорания при торможении, содержащее ос— новную дрс ссепьн.ю заслонку, установленную в выхлоп»ом трубопроводе с возможностью перекрытия pго проходного сечения и сн;<бженнун> liepffyepffil— ным уплотнением, >>еханизм ее привода, ВЫПО.>НЕННЫй В ВИДЕ ПНЕНМОЦИЛННДРа с подпружиненным поршнем и источника сжатого вс.здуха, дсп алнительнук> цросriай зàcfi< нки смещена î I"— носительно центра тяжести последней и дополнительньп» рычаг установлен на аси дополнительной заслонки с возможностью поворота вокруг flee и фиксации в трех заданных положениях и связчн с .пра>3>1>fк>щим,>ычагом черpç упругун> <)нязь.

Устройство по п.1, о т л и ч а ю Зц е е с я тем, что оно снаб)fef > блокам упрагления с входами и нь>ходами, электромагнитными клапанаNH контактными IibfKJII<>чателями и дополнительным пневмоцилиндром с размещенным в нсм подпружиненньгм поршнем„

vp3I«c м дополнительный рычаг связан с цопс>лнитепьным пневмоцилиндром, чис.по входов и выходов блока управления

e-<>îòâåòñòâópò числу;певмоцилиндров, источник сжатого воздуха подключен к каждому пневмоцилиндру через электромагнитные клапаны, каждый иэ последних установлен на выходе блока управления и на каждом входе блока управчения установлен контактный выключатель.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что трубо1>ровод перепуска газов выполнен с вертикальным участком и ось допс1л>сительной дроссельной заслонки размещена в зтом участке горизонтально.

) 502866

Л-4 фис. Г! 50286 ;

7Z 7

1 502866

1502866

Р

fp

Составитель Н. Лаиушкин

Р =, а ктор Л. Заицева Те хред II. Îëèéø ïñ Корректор И. Муска

"aкз 5067/47 Тираж 462 Подписное

ЗНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям лри J KhT СССР

113П35, .Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-иэдательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. агарина, 101