Способ контроля приработки механизма

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано для контроля степени приработки агрегатов автомобиля после их капитального ремонта. Цель изобретения - сокращение времени и повышение точности контроля степени приработки механизмов во время их послеремонтной обкатки. Способ заключается в том, что вал прирабатываемого механизма раскручивают на стенде с изменением скорости вращения по колебательному закону. Новым в способе является передача нагрузки на механизм через последовательно соединенные маховик и гибкий вал. Частоту изменения скорости вращения вала механизма изменяют от частоты меньшей, чем собственная частота колебаний системы маховик - гибкий вал - механизм, до большей частоты и наоборот. Степень приработки при этом контролируют по наличию или отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы. 3 ил.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (11) А1

> ГК32Ц

)л. (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕНИЯ

К АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ разом.

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4349083/25-06 (22) 23.12.87 (46) 23.08.89. Бюл ° 1(- 3 1 (7 1) Ульяновский научно-исследовательский филиал Научно-проиэводстll tl венного объединения Авторемонт (72) 1(J.Â.ÈoèñååB (53) 62 1.436.001.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(i 911651, кл. F 02 В 79/00, 1982. (54) СПОСОБ KOHTPOJM ПРИРАБОТКИ

МЕХАНИЗМА (57) Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано для контроля степени приработки агрегатов автомобиля после их капитального ремонта. Цель изобретения — сокращение времени и повышение точности контроля степени

Изобретение относится к авторемонтному производству и может быть использовано для контроля степенн приработки агрегатов автомобилей после их капитального ремонта.

Целью изобретения является сокра- . щение времени и повышение точности контроля степени приработки механизмов во время их обкатки.

На фиг. 1 приведены зависимости отремонтированных двигателей ЗИЛ-130 (кривая 1 — для необкатанного двигателя, кривая 2 — для обкатанного), полученных при их холодной обкатке на обкаточно-тормозном стенде„ на фиг.2 — зависимость изменения частоты вращения коленчатого вала дви(51) 4 С 01 И 15/00 F 02 В 79/00

2 приработки механизмов во время их послеремонтной обкатки. Способ заключается в том, что вал йрирабатьваемого механизма раскручивают на стенде с изменением скорости вращения по колебательному закону ° Новым в способе является передача нагрузки на механизм через последовательно соединенные маховик и гибкий вал .

Частоту изменения скорости вращения нала механизма изменяют от частоты меньшей, чем собственная частота колебаний системы маховик — гибкий вал — механизм, до большей частоты и наоборот. Степень приработки

) при этом контролируют по наличию или отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы.

3 ил. гателя во времени (Т вЂ” период собственных колебаний системы маховик — гибкий вал — механизм); на фиг.3 — - зависимость изменения угла закручивания гибкого вала от изменения скорости вращения вала прирабатываемого механизма (изменение скорости вращения вала механизма дано в относительных единицах, где М - частота собственных колебаний системы маховик — гибкий вал — механизм), причем кривая 3 характеризует изменения угла закрутки для неприработанного механизма, а кривая 4 — для приработанного.

Способ осуществляют следующим об3 15029

Обкатываемый механизм устанавливают на стенд, оснащенный приводом и контрольно-регистрирующей аппаратурой. К обкатываемому механизму присоединяют гибкий вал с датчиком угла закрутки, причем другой конец гибкого вала жестко соединен с маховиком, к которому присоединяют привод стенда. Далее включают привод 1р и приводят во вращение систему маховик — гибкий вал — прирабатываемый механизм, причем частоту ш изменения скорости вращения прирабатываемого механизма изменяют от частоты мень- 15 шей, чем собственная частота колебаний й) системы маховик — гибкий вал— механизм, до большей частоты (фиг.2), а степень приработки контролируют контрольно-измерительной аппаратурой 20 стенда по наличию или отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы маховик — гибкий вал — механизм (фиг.3) . Наличие скач- 25 кообразных изменений угла закрутки гибкого вала (фиг.3, кривая 3) свидетельствует о том, что механизм не приработан, а их отсутствие (фиг ° 3, кривая 4) — о полной его приработке. 30

Система маховик — гибкий вал— прирабатываемый механизм представляет собой колебательную систему с вязким демпфированием, причем эта система может быть как нелинейной, так и линейной. Неприработанный механизм в совокупности с гибким валом и маховиком представляет собой нелинейную систему (фиг.1, кривая 1), а приработанный — линейную (фиг.2, кри- 4р вая 2) ° В линейных колебательных системах фазовый угол между воэмущаю73 4 щей силой и вынужденными колебаниями (угол закрутки гибкого вала) изменяется непрерывно и при совпадении частоты вынужденных колебаний с собственной частотой линейной системы (при резонансе) этот угол равен 90 . В о нелинейных колебательных системах фазовый угол при изменении частоты вынужденных колебаний также изменяется непрерывно, однако при резонансе он изменяется скачком от величины меньшей, чем 90, до большей, и наоборот. формула изобретения

Способ контроля приработки механизма, заключающийся в том, что вал прирабатываемого механизма вращают от постороннего источника с изменением скорости вращения по колебательному закону, регистрируют параметр приработки, по которому судят о ее завершении, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и повышения точности, вращение вала прирабатываемого механизма ведут через последовательно соединенные маховик и гибкий вал, причем частоту изменения скорости вращения изменяют от частоты, меньшей, чем собственная чаетота колебаний системы маховик — гибкий вал — механизм, до частоты, большей ее и обратно, в качестве регистрируемого параметра принимают угол закрутки гибкого вала, а о завершении приработки судят по отсутствию скачкообразных изменений угла закрутки гибкого вала на частоте собственных колебаний системы маховик — гибкий валмеханизм.

1502973

1502973

Составитель H.Ïàòðàõàëüöåâ

Редактор Н.Рогулич Техред Л.Олийнык. Корректор Т.Палий

Заказ 5078/53 Тирах 789

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Уагород, ул. Гагарина, 101