Бесступенчатая трансмиссия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы. Цель изобретения - повышение долговечности бесступенчатой трансмиссии, КПД , а также получение непрерывного ряда передаточных чисел трансмиссии и обеспечение переключения вариаторов без разрыва потока мощности. Трансмиссия содержит два многодисковых вариатора 1 и 2 с внутренним контактом. Ведущие диски обоих вариаторов расположены на первичном валу 26. Ведомые диски установлены внутри барабанов, размещенных в рычагах, качающихся вокруг оси вторичного вала 20. С барабанами вторичный вал связан через зубчатые передачи 6 и 7, имеющие разное передаточное число. Попеременное включение вариаторов в работу осуществляется с помощью гидравлических нажимных устройств 3 и 4, замыкающих их диски. Для обеспечения непрерывного изменения передаточного числа трансмиссии при переключении вариато ров отношение передаточных чисел зубчатых передач 6 и 7 равно отношению максимального и минимального передаточных чисел вариаторов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1504108 A 1 (и 4 В 60 К 17/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
СЛ
Ю вВ
Ю
6 7 20 15 5
А 0 иг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
00 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4347265/27-11 (22) 21.12.87 (46) 30.08.89, Бюл. Хо 32 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» и Горьковский автомобильный завод (72) И. В. Солдатов, В. А. Петрушов, Н. Г. Сперанский, А. В. Юферов и М. К. Яржемский (53) 629.113 (088.8) (56) Патент США № 3496789, кл. 74 — -730, 1970. (54) БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы. Цель изобретения повышение долговечности бесступенчатой трансмиссии, повышение КПД, а также получение непрерывного ряда передаточ2 ных чисел трансмиссии и обеспечение переключения вариаторов без разрыва потока мощности. Трансмиссия содержит два многодисковых вариатора 1 и 2 с внутренним контактом. Ведущие диски обоих вариаторов расположены на первичном вал 26. Ведомые диски установлены внутри барабанов, размещеHHblx в рычагах, качающихся вокруг оси вторичного вала 20. С барабанами вторичный вал связан через зубчатые передачи 6 и 7, имеющие разное передаточное число.
Попеременное включение варнаторов в работу осуществляется с помощью гидравлических нажимных устройств 3 и 4, замыкаюгцих их диски. Для обеспечения непрерывного изменения передаточногo числа трансмиссии при переключении вариаторов отношение передаточных чисел зубчатых передач 6 и 7 равно отношеник> максимального и минимального передаточных чисел вариаторов. 1 з.fl.ô-лы, 5 ил
1504108
Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы.
Пель изобретения — )онып(ение лол(овечности бесступен (3TOH трансмиссии, à также повышение КПД.
Ня фиг. 1 показана принципиальная схема бесступенчатой трансмиссии; ны фиг. 2 — разрез Л -А ня фиг. 1; на фиг. 8— разрез Б Б на фиг. 1; на фиг. 4 бесступеtlH3òàÿ трансмиссия с подробным пикс.)ом ее эг(ех(ентов, продольный разрез; на фиг. 5 разрез В- В на фиг. 4.
Тры нсмиссия полноприволного автомобиля солержит двя многодисковых фрикцHoHtIhlx вари горя 1 и 2 с внутренним конI актом рабочих поверхностей Нх фрикпионllhlx лисков. Эти лиски могут быль прижаты друг к другу с помошью гилравлическHx няжимных устройств 8 и 4, солерж)>п(их гилравлические силовые цилиндры с пор(пнями. Для передачи крутяц(его»ov(.II!3 от вариаторов к межосевому диффер(нцн((лу 5 автомобиля имеются зубчатые передачи 6 и 7, состоящие из велушего и ведомого зубчатых колес.
Валы 8 и 9 служат лля перед3(и крутяшегo момента от межосевого лифференциа 13 5 и главной передаче 10 переднего ведун(его моста и к заднему в лушему мосту автомобиля. Главная перелычы 10 пер(лIl(. ãn B((х (нег< мосты рязмешена межлх фрикци! >нны ч ilt(II.I(. Hkt(xх! 12, слхжяп(им лля полачи рабочей жиль )сги чсрсз гилряплический ряспреле lilT(lh (t<(. llnK и 4 с цельк> замыкания 1прижытия лруг h (р < x ) фри((ltilnHllhlx Jltc. Koв вариHTnpott 1 и,: ) 2 л.(я ()сушесTB,I(ния переднег<) холы, . ) iI! >XI(!() H. и.
1 )и П<), < I(<НИЯ ЗЫДН( 18 и пр<)межуточ)l!)(з) бч;(:(>е к<>,)есо 14. свободно устынов.1(нное Il3 своем валу с возможностью
)ii))tllioIIHH относительно н to и перемешсния в Ос(вом напряв.(енин для вводя в зыцеплеHit(с зуо пятым колесом 13 и зубчатым колесом 15, закрепленным на корпусе дифференциалы 5. Г1ричем лифферепция.i 5 может
Оыть за о. Inкнров3 бчытой х! < фты 16, соединявшей корпус дифференциалы с валом 9.
Гидравлическая ыпп()ратх ры 17 .(ля уllравлепия трансмиссией м<>жет ()I.ITI расположена на днище кор))усы (рансмиссии. Otta служит Лля подачи рабочей жидкосги по1 давлением, B том числе в гидроцилинлр 18 управления вариатором 1. Этот Hлроцилиндр осушествляет поворот рычага 19, ось качания которого расположена соосно с осью вторичного вала 20 трансмиссии, ны котором закреплены ведомые колеса зубчаты. Il< ре5
45 лч 6 и 7. Внутри рычага 9 на подшипниках качения размешен барабан 21 с ведомыми фрикционными дисками, имеюший зубчатый венец 22. Аналогичный цилиндр 23 используется лля поворота рычага 24, в
K()Topn M расположен ба рябы и 25 с ведомыми фрикционными дисками вариатора 2, 11ервичный вал 26 трансмиссии расположен внутри обоих барабанов 21 и 25 и на нем закреплены велушие фрикционные диски
27 каж лого из вари аторов, выполненные конусообразными. Масляный насос 12 имеет постоянный привод от лвигателя через вал
28. Барабаны 21 и 25 кинематически связаны с вторичным валом трансмиссии отдельно через указанные зубчатые перелачи
6 и 7, которые имеют разное перелаточное <ис in. Прич(м лля обеспечения переклк)чения вариаторов без разрывы потока мопцшсги отношение передаточных чисел укызынны. зубчатых передач равно отношеник> максимыlbHolo и минимального перелаточных чисел вариаторов.
Тр!)Н(миссия ря()отыет слелуюшим образом.
При трогании автомобиля выключают фриционное сцепление 11 и включают гидряв,ili«cchoc нажимное устройство 3, сжимаюше«комплект фрикционных дисков варияторя 1, установленного гилроцилинлром
18 в положение максимального передаточног ) числ !. 3;(тем включают сцепление 11 и
;)втомоби ih трогается с места. Крутяший момсчп 1BHI леля с первичного выла 26 постуtI3(ò к нелхшим дискам 27 вариатора 1 и от нчх зы счет сил трения переда(тся к вед)омь!х),(искам и;(ял((< K б<)рабан<< 2!
OI барабаня 21 через зубчытук) переда)l) 6 крутящий момент передается ня ВТоричный вял 20 трансмиссии и далее на корпус iII<1)<1)(ренциаля 5. От пос.(елнсl о ItpnHcxoJ, раздача крутяшеlo момента к (црелнему и
3;t, tIl(.ìx ведущим х)<>с) ым ывтомооиля через вялы 8 и >), Г1о мер» разгона автомобиля рычаг 19, несушии бярыбш! 21 с ведомыми фрикционнымi);(Hiê3ми, поворачивают гиlpoiiiiлинлром 18, сближая между собой оси B(äótl(Hx и ведомых дисков, т. е. постеи HHo уменьшая перелаточное число вариаторя ло единицы, 11ри передаточном числе, равном елини и(, В(ЛХ Ill!i(< И B(.Ä()XthtÑ ДИСКИ B
3()тем llpH необхолимости лальнейшего разгоны автомобиля производят переключение вяриаторов, лля чего BO втором вариаторе 2, установленном в (положение максимального передаточного числа с помо(цью гидроцилинлра 23, включают гилравлическое нажимное устройство 4, поlывыя рыбочук> жидкость пол давлениеvl в его силовой цилиндр. В это врех<я крутящий момент с первичного на
15041
5 вторичный вал трансмисии передается как бы двумя потоками.
Затем гидравлический силовой цилиндр нажимного устройства 3 сообщают со сливом. Диски вариатора 1 расходятся и весь крутящий момент двигателя передается вариатором 2 через зубчатую передачу 7 на вторичный вал 20. Сближая оси вращения дисков вариатора 2 между собой путем поворота рычага 24 гидроцилиндром 23, 10 постепенно уменьшают передаточное число этого вариатора до единицы, и тогда он работает как фрикционная муфта без скольжения дисков с высоким КПД.
Формула изобретения
1. Бесступенчатая трансмиссия, содержащая первичный и вторичный параллельно расположенные валы и два многодисковых
08
6 фрикционных вариатора с внутренним контактом, имеющих ведушие конусообразные диски и ведомые диски, расположенные внутри барабанов, отликак>щаяея тем, что, с целью повышения ее долговечности, а также повышения КПД, барабаны с ведомыми дисками вариаторов установлены в корпусе на отдельных поворотных рычагах, расположенных соосно с вторичным валом, и связаны с этим валом через отдельные зубчатые передачи с разным передаточным числом, при этом первичный вал расположен внутри обоих указанных барабанов.
2. Трансмиссия по п. 1, отличакнцаягя тем, что, с целью получения непрерывного ряда передаточных чисел трансмиссии и обеспечения переключения вариаторов без разрыва потока мощности, отношение передаточных чисел ук; ванных зубчатых передач равНо отношению максимального и минимального передаточных чисел вариаторов.
1504108 в
Фиz,4
20
Состави гель С, Велоусько
Texpeд И. Верее Корректор С Черни
Тираж 528 Подписное
Редактор И. Касарда
Заказ 5!98t2!
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб, д. 4!5
Г1роизводственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, !О!