Устройство для контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначается для контроля исправности сигнальных ламп. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит индикатор 1, подключенный к источнику 2 питания через транзисторный ключ 3, управляющий вход которого подключен к выходу схемы 4 совпадения. Входы схемы 4 подключены к коллекторам транзисторов 5 с резисторами 6 и 7 в базовой и коллекторной цепях. Транзисторы 5 включены параллельно цепям из последовательно соединенных выключателя 8, контролируемой лампы 9 и развязывающего диода 10, подключенных к источнику 2 через главный выключатель 11. Стабилизатор 12 тока, выполненный на полевом транзисторе с резистором 13, подключен входом к точке соединения лампы 9 и диода 10, а выходом - к управляющему входу транзистора 5. Стабилизатор 12 тока изменяет сопротивление базовому току транзистора 5 при контроле ламп 9 во включенном и выключенном состояниях. При контроле ламп 9 в выключенном состоянии стабилизатор 12 ограничивает базовый ток транзистора 5, а при включенных лампах 9 - сопротивление базовому току, создаваемое стабилизатором 12 незначительно, причем в обоих случаях транзистор 5 уверенно открывается, что позволяет судить об исправности контролируемых ламп 9. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (I9) SU(II) (50 4 В 60 11/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4332005/27-11 (22) 24.11.87 (46) 30.08.89. Бюл. Р 32 (71) Тюменский завод;автотракторного электрооборудования (72) И.В.Зотов (53) 629.013 (088.8) ($6) Авторское свидетельство СССР
1Г 992266, кл. В 60 Ц 11/00, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ЦПЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначается для контроля исправ2 ности сигнальных ламп. Цель изобре- тения — повьппение надежности. Устройство содержит индикатор 1, подключенный к источнику 2 питания через транзисторный ключ 3, управляющий вход которого подключен к выходу схемы 4 совпадения, Входы схемы 4 подключены к коллекторам транзисторов 5 с резисторами 6 и 7 в базовой и коллекторной цепях. Транзисторы 5 включены параллельно цепям из последовательно соединенных выключателя 8, контролируемой лампы 9 и развязывающего диода 10, подключенных к источнику
2 через главный выключатель ll. Стабилизатор 12 тока, выполненный на
3 1504129 полевом транзисторе с резистором 13, подключен входом к точке соединения лампы 9 и диода 10, а выходом — к управляющему входу транзистора 5, Стабилизатор 12 тока изменяет сопротивление базбвому току транзистора
5 при контроле ламп 9 во включенном и выключенном состояниях. При контроле ламп 9 в выключенном состоянии 10
1 стабилизатор 12 ограничивает базовый ток транзистора 5, а при включенных лампах 9 — сопротивление базовому току, создаваемое стабилизатором 12 незначительно, причем в обоих случаях транзистор 5 уверенно открывается, что позволяет судить об исправности контролируемых ламп 9.
1 ил.
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для контроля исправности сигнальных ламп.
1!ель изобретения — повышение на- 20 дежности.
На чертеже приведена электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит индикатор 1, подключенный к источнику 2 питания» 25 через транзисторный ключ 3, управляющий вход которого подключен к выходу схемы 4 совпадения, реализованной на элементе И-HF..
Входы схемы 4 подключены к коллек- 30 торам транзисторов 5 с резисторами
6 и 7 в базовой и коллекторной цепях.
Транзисторы 5 включены параллельно цепям из последовательно соединенных выключателя 8, контролируемой лампы
9 и развяэывающего диода 10, подключенных к источнику 2 через главный выключатель 11. Стабилизатор 12 тока, выполненный на полевом транзисторе с резистором 13, подключен входом к 4р точке соединения лампы 9 и диода 10, а выходом — к управляющему входу транзистора 5. Транзистор 5, стабилизатор 12, диод 10 и резисторы 6, 7 и 13 для контроля одной сигнальной 45 лампы могут быть конструктивно объединены в модули.
Устройство работает следующим образом.
При замыкании, главного выключателя 11 устройство осуществляет контроль ламп 9 в выключенном (холодном) состоянии. Ток, идущий по цепи:
"плюс" источника 2 питания — базовый переход транзистора 5 — переход сток/ исток стабилизатора 12 — резистор
13 — контролируемая сигнальная лампа
9 — "минус" источника 2 питания,открывает транзистор 5, Сигнал высокого уровня с коллектора транзистора 5 поступает на один из входов схемы 4.
Если на все входы схемы 4 подается высокий потенциал„ то на ее выходе формируется сигнал низкого уровня и ключ 3 не включает индикатор 1.
При замыкании контактов выключателя 8, лампы 9 через диоды 10 подключаются к источнику 2 питания (горячее) состояние, причем на диоде 10 возникает падение части напряжения источника 2 эа счет тока, протекающего через лампу 9.
Диод 1 0 выбран таким образом,чтобы падение напряжения на нем было достаточным для открывания транзистора 5. Ток, протекающий по той же цепи, что и при контроле ламп 9 в
"холодном" состоянии, открывает транзистор 5, эа счет чего подается высокий потенциал на вход схемы 4, транзисторный ключ 3 закрыт и индикатор
1 выключен.
В случае, если лампа 9 вышла из строя, то описанная выше цепь тока разорвана и транзистор 5 закрыт.Соответствующий вход схемы 4 при этом находится под потенциалом "минуса"
4 источника 2 питания, на выходе схемы 4 присутствует высокий потенциал, открывающий ключ 3 и включающий индикатор 1 ..
Прииенение стабилизатора 12 тока
1 на полевом транзисторе и резисторе
13 в устройстве обусловлено необходимостью изменять сопротивление базовому току транзистора 5 при контроле ламп 9 в "холодном" и "горячем" состоянии. В первом случае подается напряжение, близкое напряжению источника 2 питания, за счет стабилизатора 12 создается большое сопротивление базовому току транзистора 5 и он ограничивается на допустимом уровне, Составитель А.Петров
Техред М.Дидык Корректор Т.Малец
Редактор Ю.Середа
Заказ 5201/22 Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101
5 1504 I 29 а во втором случае, когда подаваемое напряжение равно падению напряжения на диоде 10 (т.е. очень мало), эа счет стабилизатора 12 создается не I
5 значительное сопротивление базовому току транзистора 5, что позволяет как в первом, так и во втором случае открывать транзистор 5 и по его состоянию судить об исправности контоолируемых ламп 9.
Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я
Устройство для контроля исправности сигнальных ламп транспортного 15 средства, содержащее индикатор,подключенный к источнику питания через транзисторный ключ, управляющий вход которого подключен к выходу блока совпадения, входы которого подключены к коллекторам транзисторов с резисторами в базовой и коллекторной цепях, включенных параллельно цепям иэ последовательно соединенных выключателя, контролируемой лампы и развяэывающего диода, о т л и ч а ю
al е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено стабилизаторами тока по числу контролируемых ламп, заполненными на полевом транзисторе с резистором, причем вход стабилизатора тока подключен к точке соединения контролируемой лампы развязывающего диода, а выход — K базовой цели транзистора.