Автоматическая коробка передач кочеткова б.ф.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель изобретения - повышение надежности автоматической коробки передач за счет плавности переключений - достигается путем использования на ступенях передач инерционных муфт с кинематически связанными ведущим и ведомым элементами. Кинематическая цепь коробки образована тремя параллельными ветвями соответственно из колес 6-9, 10-13 и 14-17. Каждая ветвь представляет собой ступень передач. В ветвях установлены инерционные муфты 18-20 с кинематически связанными в каждой муфте ведущим и ведомым элементами. В ветвях установлены также обгонные муфты 21, 22 (кроме ветви из колес 6-9, являющихся высшей ступенью передач). При отсутствии нагрузки на ведомый вал 2 все колеса вращаются от ведущего вала 1, а муфты 18-20 момента не передают. Колеса 13, 17 вращаются медленнее вала 2 благодаря муфтам 21, 22. С появлением нагрузки на валу 2 он замедляет вращение. Включается муфта 21, и передача момента осуществляется по двум ветвям - из колес 6-9 и колес 10-13. С дальнейшим ростом нагрузки подключается следующая ветвь. Последовательное отключение ветвей при падении нагрузки на вал 2 происходит в обратном порядке. Использование инерционных муфт с кинематически связанными ведущими и ведомым элементами позволяет передавать мощность несколькими параллельными потоками с автоматическим и последовательным включением в работу этих потоков, что способствует плавности переключений. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4 F 16 Н 5/46, 3/10 ЮЮЗНАЯ

ПАТЕПЕ:;..; щйя .Б/," 1 1

OllMCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4310895/25-28; 4352962/25-28;

4361350/25-28 (22) 25.09.87 (46) 30.08.89. Бюл. № 32 (75) Б. Ф. Кочетков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1317201, кл. F 16 D 43/18, 1985.

Авторское свидетельство СССР № 1161743, кл. F 16 Н 3/20, 1983. (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ КОЧЕТКОВА Б. Ф. (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель изобретения — повышение надежности автоматической коробки передач за счет плавности переключений — достигается путем использования на ступенях передач инерционных муфт с кинематически связанными ведущим и ведомым элементами. Кинематическая цепь коробки образована тремя параллельными ветвями соответственно из колес 6 — 9, 10 — 13 и 14- 17. Каждая ветвь представляет собой ступень передач. В ветвях установлены инерционные муфты 18 20

„„SU„„1504423 А 1

2 с кинематически связанными в каждой муфте ведущим и ведомым элементами. В ветвях установлены также обгонные муфты

21, 22 (кроме ветви из колес 6 — 9, являющихся высшей ступенью передач). При отсутствии нагрузки на ведомый вал 2 все колеса вращаются от ведущего вала 1, а муфты 18 — 20 момента не передают.

Колеса 13 и 17 вращаются медленнее вала 2 благодаря муфтам 21, 22. С появлением нагрузки на валу 2 он замедляет вращение. Включается муфта 21, и передача момента осуществляется по двум ветвям — из колес 6 — 9 и колес 10 — 13.

С дальнейшим ростом нагрузки подключается следующая ветвь. Последовательное отключение ветвей при падении нагрузки на вал 2 происходит в обратном порядке.

Использование инерционных муфт с кинематически связанными ведущим и ведомым элементами позволяет передавать мощность несколькими параллельными потоками с автоматическим и последовательным включением в работу этих потоков, что способствует плавности переключений. I з.п. ф-лы, 5 ил.

1504423

55

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач.

1!ель изобретения — повышение надежности автоматической коробки передач за счет пла вности пере кл ючени й. Положител ьный эффект достигается за счет использования на ступенях передач инерционных муфт с кинематически связанными ведущим и ведомым элементами.

На фиг. 1 изображена автоматическая коробка передач; на фиг. 2 и 3 — инерционная муфта в двух проекциях соответственно; на фиг. 4 и 5 — конструктивные варианты коробки.

Автоматическая коробка передач содержит ведущий, ведомый и промежуточные валы 1, 2 и 3 — 5 соответственно. На них установлены образующие кинематическую цепь с несколькими параллельными, являющимися ступенями передач, ветвями постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса 6 — 17.

Одну из ветвей цепи образуют колеса 6, 7 и 8, 9, вторую ветвь — колеса 10, 11 и 12, 13, а третью ветвь — колеса

14, 15 и 16, 17. Ступени передач в ветвях образованы парами колес 8, 9 и 12, 13 и

16, 17. Ступени размещены последовательно, причем колеса 8, 9 являются высшей ступенью. В ветвях, в том числе, и в ветви с высшей ступенью передач установлены инерционные муфты 18 — 20 с ведущими и ведомыми элементами, кинематически связанными с соответствующими ведущим и ведомым валами 1, 2. В ветвях цепи, кроме ветви с высшей ступенью передач, установлены механизмы свободного хода, например, в виде обгонных муфт 21, 22, которые на фиг. 1 размещены на ведомом валу 2 и служат для связи колес 13 и 17 с валом 2.

Ведущие и ведомые элементы инерцHoHHblx муфт 18 — 20 постоянно соединены кинематически. Муфты 18 — 20 состоят из ведушего элемента в виде двуплечего рычага 23 (фиг. 2, 3), установленного на входном валу 24 муфты с помощью шарнира 25, и ведомого элемента в виде наклонно закрепленного на выходном валу 26 муфты волнистого в своей плоскости диска 27. На концах рычага 23 установлены с возможностью вращения вокруг осей концов рычага 23 центробежные грузы 28 в виде тел качения, контактирующих с опорной поверхностью диска 27. Этим контактом и обеспечивается кинематическое соединение ведущего и ведомого элементов муфты.

Для повышения нагрузочной способности и устранения пульсирующего характера в передаче вращающего момента в муфте может быть установлено несколько пар центробежных грузов (не показаны). Валы 24, 26 могут являться частями соответствующего промежуточного вала, на котором они установлены.

В конструктивном варианте на фиг. 4 на ведущем и ведомом валах 29, 30 установлено по одному зубчатому колесу 31 и 32, а механизм свободного хода в виде обгонной муфты 33 установлен в ветви с инерционной муфтой 34 соосно. Ветвь с высшей ступенью передач в этом варианте образована колесами 31, 35, 36, 32 и в ней устаяовлена инерционная муфта 37.

В конструктивном варианте на фиг. 5 ветвь с высшей ступенью передач образована колесами 38, 39 и в ней установлена инерционная муфта 40, входной вал 41 которой одновременно является ведущим валом коробки. Ветвь с низшей ступенью образована колесами 42, 43 и в ней (на ведомом валу 44) установлена обгонная муфта

45. Вал 44 в этом варианте состоит из двух частей, соединенных через обгонную муфту 45.

Коробка передач работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 вращательное движение и момент через колеса

6, 7 передаются на входной вал 24 и ведущий элемент инерционной муфты 18, прн водя в круговое движение грузы 28, которые эа счет центробежных сил стремятся вращаться в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Этому препятствует наклонная волнистая поверхность диска 27, что приводит к давлению на диск 27 и передаче вращающего момента. При этом частота вращения ведомого элемента может быть меньшей или равной частоте вращения ведущего элемента. Момент и вращение через колеса 8, 9 передаются на ведомый вал

2. Величина момента, передаваемого инерционной муфтой, зависит от скорости вращения ведущего элемента относительно ведомогоо.

При отсутствии нагрузки на ведомом валу 2 инерционные муфты 18, 19, 20 момента не передают. Колеса 13 и 17 вращаются медленнее вала 2, так как связаны с ним обгонными муфтами 21, 22 и входят в состав низших ступеней передач. При увеличении нагрузки ведомый вал 2 замедляет свое вращение. Его угловая скорость уравнивается со скоростью колеса 13, вследствие чего включается обгонная муфта 21. Передача мощности осуществляется двумя потоками (по ветви с высшей ступенью передач — колеса 6 — 9 и по второй ветви колеса 10 — 13) . С дальнейшим ростом нагрузки аналогичным образом подкдючается третья ветвь — колеса 14 — 17. При снижении нагрузки на ведомом валу 2 происходит обратный процесс последовательного отключения ветвей. Использвание инерционных муфт с кинем атически связанными ведущими и ведомым элементами позволяет передавать мощность несколькими параллельными потоками с автоматическим и по следовательным включением в работу этих

15044

Формула изобретения

4цг. 2

Ôèã. Ч

5 потоков. Тем самым увеличивается плавность переключения ступеней. В пределах каждой ступени величина момента регулируется оборотами ведущего вала l. Максимальный момент передается при неподвижном ведомом вале 2. В вариантах на фиг. 4, 5 принцип работы коробки аналогичен описанному. Варианты отключаются контактностью конструкций.

1. Автоматическая коробка передач, содержащая ведущий, ведомый и промежуточный валы, установленные на них и образующие кинематическую цепь с несколькими параллельными, являющимися ступенями передач, ветвями, постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса, установленные по

23 ь крайней мере в части ветвей, в том числе, и в ветви с высшей ступенью передач, инерционные муфты с ведущими и ведомыми элементами, кинематически связанными с соответствующими ведущим и ведомым валами и установленные в ветвях цепи механизмы свободного хода, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет плавности переключений передач, механизмы свободного хода установлены во всех ветвях, кроме упомянутой ветви с высшей ступенью, а ведущие и ведомые элементы инерционных муфт постоянно соединены кинематически.

2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что на ведущем и ведомом валах установлено по одному зубчатому колесу, а механизмы свободного хода в соответствующей части ветвей установлены соосно с инерционными муфтами.

1504423

Фие. 5

С оста витель В. Сергее в

Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор М. Максимишииец

Заказ 5233/37 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101