Зубчатая реечная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов. Цель изобретения - повышение надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек. Для этого в неподвижном корпусе 1 оппозитно установлены два зубчатых колеса 4 и 8, взаимодействующих с двусторонней рейкой 3, а в подвижной относительно корпуса каретке 7 шарнирно установлен балансир 9, в котором на кронштейнах 22 размещены зубчатые рейки 5 и 6. При этом зубчатые колеса 4 и 8 находятся в зацеплении соответственно с рейками 5 и 6. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (511 4 Е 16 Н 19/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1б
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
IlPI4 ГКНТ СССР (2! ) 4371110/25-28 (22) 25.01.88 (46) 30.08.89. Бюл. № 32 (72) В. А. Малых и С. В. Родионов (53) 621.838 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1216499, кл. F 16 Н 19/04, 1984. (54) ЗУБЧАТАЯ РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов. Цель изобретения — повышение
„„SU„„1504426 д 1
2 надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек. Для этого в неподвижном корпусе 1 оппозитно установлены два зубчатых колеса 4 и 8, взаимодействуlollLHx с двусторонней рейкой 3, а в подвижной относительно корпуса каретке 7 шарнирно установлен балансир 9, в котором на кронштейнах 22 размещены зубчатые рейки 5 и 6.
При этом зубчатые колеса 4 и 8 находятся в зацеплении соответственно с рейками 5 и 6. 2 ил.
1504426
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым реечным передачам, и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов.
Цель изобретения — повышение надежности передачи путем компенсации погрешностей взаимного расположения зубчатых колес и реек.
На фиг. 1 показана передача, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный раз рез.
Зубчатая реечная передача содержит корпус 1, в центральном отверстии 2 которого установлена с возможностью перемещения рейка 3 с двусторонней нарезкой, зубчатое колесо 4, рейки 5 и 6, установленные в каретке 7, дополнительное зубчатое колесо 8 и балансир 9. Рейка 3 находится в зацеплении с зубчатыми колесами 4 и 8, каждое из которых взаимодействует с рейками 5 и 6 соответственно. Зубчатые колеса установлены на осях 10, которые вращаются в подшипниках 11, установленных в корпусе. Корпус размещен в отверстии 12 каретки, выполненной в виде стакана, при этом каждая из реек 5 и 6 установлена зубчатой поверхностью в ссютветствуюший паз 13 корпуса 1, а противоположной гладкой поверхностью-в паз 14 каретки 7. B нижней части каретки выполнена кольцевая проточка 15, на стенке 16 которой выполнены оппозитно расположенные пазы 17, ориентированные параллельно оси каретки по ее образующей.
Балансир 9 установлен в кольцевой проточке каретки 7 на оппозитно расположенных осях 18, каждая из которых одним конком жестко закреплена в гнезде 19 балансира, а другим концом установлена в подшипнике 20, установленном в гнезде каретки. В посадочных гнездах 21 балансира
9 оппозитно установлены кронштейны 22, сферические головки 23 которых входят в пазы 24 зубчатых реек 5 и 6.
Зубчатая реечная передача работает следующим образом.
При неподвижном корпусе 1 под действием усилия Q рейка 3 перемещается вниз, вызывая вращение оппозитно расположенных зубчатых колес 4 и 8. Рейки 5 и 6, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами 4 и 8 соответственно, получают поступательное перемешение вверх, при этом пазы 24 зубчатых реек 5 и 6 взаимодействуют со сферическими головками 23 кронштейнов 22, вызывая их перемешение вместе с балансиром 9 вверх. Оси 18, закрепленные в балансире 9, передают это перемещение каретки 7 через подшипники 20.
Оппозитная установка зубчатых колес
4 и 8, находящихся в зацеплении с зубчатой рейкой 3 и, соответственно, с рейками 5 и 6, позволяет компенсировать распорные усилия, возникающие в зацеплениях, что ведет к уменьшению износа элементов зацепления, а свободная установка реек 5 и 6 компенсирует погрешности взаимного расположения зубчатых колес и реек. Все эти факторы повышают надежность передачи.
Зубчатая реечная передача, содержащая корпус, установленное в нем зубчатое колесо и взаимодействующие с ним две оппозитно установленные рейки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, одна из реек выполнена двусторонней, в другой выполнен паз, а передача снабжена установленной с возможностью перемещения вдоль оси корпуса кареткой в виде охватывающего корпус стакана с кольцевым пазом, шарнирно установленным в нем балансиром, установленной в корпусе с возможностью осевого перемещения дополнительной рейкой с пазом, закрепленными в балансире двумя кронштейнами со сферическими головками, которые установлены в пазах соответствующих реек, и дополнительным зубчатым колесом, предназначенным для взаимодействия с дополнительной и двусторонней рейками.
1504426
12
11 "
tg
Фиг.2
Составитель Л. Николаев
Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор М. Максичишинец
Заказ 5233,137 Тираж 721 Подп исное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101