Способ монтажа поворотной части телескопа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к установке оборудования на основаниях и станинах, и предназначено для монтажа поворотной части телескопа с горизонтальной осью поворота на гидростатических и подшипниковой опорах основания. Цель изобретения - упрощение монтажа с одновременным повышением его точности путем обеспечения регулирования положения гидростатических опор в состоянии штатного их нагружения. При монтаже основание устанавливают на фундамент на штатных опорах и выравнивают в горизонтальной плоскости. На основание устанавливают гидростатические опоры и подшипниковую опору. Поворотную часть с расположенным на ней грузовым макетом устанавливают на опоры и скрепляют с ней. Подают в гидроопоры масло под давлением. Поворотная часть всплывает на масляной пленке. С помощью дросселей регулируют расход масла таким образом, чтобы между поверхностями опор и поворотной частью был гарантированный зазор. Выставляют всплывшую на пленке поворотную часть в горизонтальную плоскость и переходят к регулировке положения гидроопор относительно выставленной в горизонтальную плоскость поворотной части. Раскрепляют опоры от подпятников и подают под давлением масло в несущие карманы подпятников. Затем поворачивают опоры до установления равномерного зазора по всему периметру в каждой из опор. Снимают давление в карманах подпятников и закрепляют опоры поштатному. Снимают давление масла в гидроопорах и тем самым опускают поворотную часть на основание. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 F 16 M 9/00

В,F, Г пзндя

ПАТ:., 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4340654/25-27 (22) 07.12.87 (46) 30.08.89. Бюл. й- 32 (72) Ю.A,Áåðäèíñêèé и В.И.Гнедой (53) 621.224.218 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 - 1325244, кл. F 16 M 9/00, 1985. (54) СПОСОБ MOHTAEA ПОВОРОТНОЙ ЧАСТИ

ТЕЛЕСКОПА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к установке оборудования на основаниях и станинах, и предназначено для монтажа поворотной части телескопа с горизонтальной осью поворота на гидростатических и подшипниковой опорах ос.нования. Цель изобретения — упрощение монтажа с одновременным повышением его точности путем обеспечения регулирования положения гидростатических опор в состоянии штатного их нагружения. При монтаже основание устанавливают на фундамент на штатных опорах и выравнивают в горизонтальной плоскости. На основание устанавливают гидростатические опоры и подшипниковую опору.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к установке оборудования на основаниях и станинах, и предназначено для монтажа поворотной части телескопа с горизонтальной осью поворота на гидростатических и подшипниковой опорах основания.

Цель изобретения — упрощение монтажа с одновременным повьппением его точности путем обеспечения регулирования положения гидростатических

„.80„„1Щ4464 A 1

Поворотную часть с расположенным на ней грузовым макетом устанавливают на опоры и скрепляют с ней. Подают в гидроопоры масло под давлением. По. воротная часть всплывает на масляной пленке. С помощью дросселей регулируют расход масла таким образом, чтобы между поверхностями опор и поворотной частью был гарантированный зазор. Выставляют всплывшую на пленке поворотную часть в горизонтальную плоскость и переходят к регулировке положения гидроопор относительно выставленной в горизонтальную плоскость поворотной части. Раскрепляют опоры от подпятников и подают под давлением масло в несущие карманы подпятников.

Затем поворачивают опоры до установления равномерного зазора по всему периметру в каждой из опор. Снимают давление в карманах подпятников и закрепляют опоры по-штатному. Снимают давление масла в гидроопорах и тем самым опускают поворотную часть на основание. 7 ил. опор в состоянии штатного их нагру— жения.

Способ монтажа заключается в том, что установку поворотной части с зазором относительно основания осуществляют на масляной пленке гилроопор основания, для чего устанавливают поворотную часть на гидроопоры основания и фиксируют ее от поворотов; поднимают ее на маслян<<й пленке и после установки поворотной части в r< p 1504464 гг>итал ьB, íl Bïñ ñ кость раскрепляют гидроопоры основания, разгружают их под— пором масла и регулируют положение опор и толщину масляной пленки, после чего снимают разгрузку и закрепляют окончательно гидроопоры, раскрепляют поворотную часть, усравгговешивают ее относительно горизонтальной оси поворота и опускают на масляной пленке на гидроопоры.

Сгн>соб позволяет выставлять опоры с учетом деформаций основания от

10 штатных нагрузок, прикладываемых по центру опор, что сводит к минимуму 15 погрешности выставки гидроопор и повьпиает точность монтажа.

На фпг.l показана поворотная часть с основанием в собранном виде в стадии монтажа, на фиг.2 — вид А на 20 фиг.1, на фиг.3 — вид Ь на фиг.2; на фиг.4 — стадия монтажа, при которой опоры устанавливаются на основание; на фиг.5 — вид В на фиг.4; на фиг.б— стадия монтажа, при которой основание поднято технологическими домкратами до контакта с подвешенной поворотной частью; на фиг.7 — узел гидростатической опоры в работе после деформации ее и основания под воздей- 30 станем веcJ поворотной части перед регулировкой опоры.

Устройство для реализации способа содержит основание 1, установленное на фундаменте 2 с помощью домкратов 3, и размещенную на нем поворотную часть 4 с горизонтальной осью поворота Л и с цилиндрической поверхностью сколь>кения М и с установленным на ней гру3oBblM макетом 40

5, опирак>щу>ося на две гидростатические опоры 6 и подшипниковую опору

7, установленные на основании 1.

Гидростатические опоры 6 установлены в гнездах подпятников 8 основа- 45 ния 1 с опорой сферической поверхностью, снабженных к<>льцевой проточкой 9, соединенной с гидронасосом (не показан) и образующей несущий карман поппятника 8. Шпильки 10 и болты 11 предназначены для регулировки положения опор 6 в трех взаимно перпендикулярных плоскостях относительно поверхности M поворотной части 4. На сферической поверхности подпятников выполнены кольцевые канавки 12 с уплотнением. Опора 7 может перемещаться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях посредством технологических юстировочных болтов

13 с фиксацией ее на высоте прокладкой 14.

Подшипниковая опора 7 соединяется с поворотной частью посредством упругого шарнира в виде мембраны 15 и стержня 16. Мембрана 15 позволяет подниматься поверхности М поворотной части на масляной пленке гидроопор б, а стержень 16 удерживает поворотную часть от горизонтальных перемещешгй вдоль оси поворота Л.

На поворотной части 4 закреплен зубчатый обод 17 привода наведения, а на основании l — технологический редуктор 18 с коренной шестерней 19, сцепленной с зубчатым ободом 17.

Способ осуществляется следующим образом.

При монтаже основание 1 устанавливается на фундамент 2 на штатных домкратах 3 и горизонтируется (фиг.4).

На основание 1 устанавливаются гидростатические опоры б и подшипниковая опора 7 по расчетным размерам (фиг.4 и 5). При этом рабочие поверхности П опор 6 образуют цилиндрическую поверхность с радиусом R. Поворотная часть 4 (фиг.б) с установленным на ней грузовым макетом 5 поднимается стропами 20 и устанавливается своей поверхностью M над опорами 6 с зазором Н, на величину которого затем посредством технологических гидравлических домкратов 21 поднимается основание 1 до безударного соприкосновения поверхностей П и опор 6 с поверхностью M поворотной части 4. Затем стропы 20 снимают и основание 1 с установленной на нем поворотной частью 4 опускают на штатные домкраты 3.

Далее скрепляют подшипниковую опору 7 через мембрану 15 с помощью болтов 22 с обеспечением соосности осей подшипниковой опоры и цилиндрической поверхности M поворотной части 4 любым известным способом и фиксируют поворотную часть на основании от поворотов с помощью, например, зацепления зубчатого обода 17 с шестерней

19 технологического редуктора 18 (фиг.2).

После этого подают в гидроопоры

6 под давлением масло и с помощью дросселей (не показаны) регулируют расход его из условия подъема поворотной части на величину, позволяющую

1504464

25

35 ложение

55 выполнить в дальнейшем взаимные подвижки опор 6 и поворотной части 4 относительно друг друга без касания поверхностей. Затем всплывшую на плен- ,ке поворотную часть горизонтируют путем подвижки в нужных направлениях опоры 7 с помощью болтов 13, подгоняют по месту прокладки 14 и окончательно закрепляют опору 7. В этом положении производят регулировку положения опор 6 относительно поверхности

М поворотной части 4, необходимость которой обусловлена появившейся в процессе монтажа неравномерностью зазора К (фиг.1) между поверхностями

П опор 6 и поверхностью М в силу неточности первоначальной устанОвки опор 6 на основании 1, смещения опор

6 вследствие деформации от веса поворотной части оснований 1 на угол ос и самих опор 6 на угол Р (фиг.7), величины которых соизмеримы с толщиной масляной пленки, горизонтирования поворотной части.

Неравномерность же зазора К недопустима вследствие опасности задевания поверхностью Г1 опор 6 поверхности М поворотной части 4, а также увеличения расхода масла через опоры, а значит, и увеличения мощности насосной станции.

Перед регулировкой положения опор

6 раскрепляют их от подпятников 8, для чего ослабляют затяжку шпилек

10 и болтов 11 и подают под давлением масло в несущие карманы подпятников

8, т.е. разгружают опоры. Величину давления устанавливают несколько меньшей, чем давления масла под поверхностью M поворотной части, т.е. чтобы опора "не оторвалась" от подпятников. Давление измеряют с помощью манометра (не показаны). Используя для контроля зазоров между поверхностями поворотной части и опор щуп с помощью шпилек 10 и болтов 11 поворачивают опоры 6 до установления равномерных зазоров К по всему периметру в каждой иэ опор, регулируя при необходимости и расход масла через опоры.

Подвижка опор производится путем углового поворота их в любой плоскости. После установления опор в нужное положение снимают давления в карманах подпятников 8 и закрепляют опоры с помощью шпилек 10. Далее уравновешивают поворотную часть относительно горизонтальной .си поворота, для чего поворачивают ее на полные рабочие углы и путем сравнения моментов сопротивления вращению при повороте по часовой и против часовой стрелки определяют величину дисбаланса, который устраняют добавлением или снятием специально предусмотренных для этих целей грузов (не показаны). За,тем снимают давление масла в гидроопорах и тем самым опускают поворотную часть на основание.

Изменение нагрузки на опоры после уравновешивания, а следовательно, и изменение деформаций, а также толщины масляной пленки являются величинами второго порядка и, как показали проведенные экспериментальные работы, повторной установки поворотной части в горизонтальную плоскость и регулировки положения опор и толщины масляной пленки не требуется.

Если выставку опор производить без предварительного нагружения основания поворотной частью с установленным на нее грузовым макетом, то после установки на основание поворотной части гидростатические опоры займут положение, представленное на фиг.7, вследствие, например, деформации самих опор 6 на угол / и основания 1 на угол ю . Поэтому только регулировка опор в нагруженном состоянии их с приложением штатной нагрузки в цент— ре опор гарантирует то, что все могущие иметь место деформации будут учтены и опоры займут необходимое Ilo

Формула изобретения

Способ монтажа поворотной части телескопа, включающий установку поворотной части с зазором относительно установленного на штатных опорах основания, нагружение ее весовым макетом и установку в горизонтальной плоскости, уравновешивание и регулирование положения гидростатических опор, закрепление гидростатических опор и установку поворотной части на основание, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа с одновременным повышением его точности путем обеспечения регулирования положения гидростатических опор в состоянии штатного их нагружения„ установку поворотной части с зазором

1504464

f5 относительно основания осуществляют на,масляной пленке гидростатических опор основания, для чего первоначально устанавливают поворотную часть на гидростатические и подшипниковую опоры основания, фиксируют ее от поворотов и поднимают на масляной пленке гидростатических опор, устанавливают в горизонтальную плоскость, раскрепляют гидростатические опоры, разгруяыют их подпором масла и в этом состоянии регулируют положение гидростатических опор, затем снимают разгрузку, закрепляют окончательно гидростатическое опоры и производят уравновешивание поворотной части относительно горизонтальной оси поворотом, после чего опускают поворотную часть на масляной пленке на гидростатические опоры.

1504464

Фиа 2

1504464

1504464