Способ испытания элементов диска турбомашины на малоцикловую усталость
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытаниям элементов дисков турбомашин на малоцикловую усталость. Целью изобретения является повышение точности путем обеспечения идентичности напряженного состояния в элементе и диске. Натурный диск содержит ободную часть 1, полотно 2, ступичную часть 3. В зоне конструктивного сквозного отверстия 4 под стяжные болты вырезают образец 6, выполняют в нем разрез и два отверстия для крепления тяг. Выполняют дополнительное отверстие так, чтобы напряжения в образце 6 и диске были одинаковы. Испытывают образец 6 циклическими нагрузками, перпендикулярными плоскости разреза, до разрушения, по которому судят о долговечности диска. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (11) (50 4 G 01 N 3/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг I
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2 1) 4228837/25-28 (22) 13.04.87 (46) 30.08.89. Бюл. Ф 32 (71) Казанский авиационный институт им. А.Н. Туполева (72) И.Н. Шканов, Н.З. Брауде и И.М. Ганиев (53) 620. 178. 311(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1114916, кл. G 01 N 3/08, 1983. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ НА МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ (57) Изобретение относится к испытаниям элементов дисков турбомашин на
2 малоцикловую усталость. Целью изобретения является повышение точности путем обеспечения идентичности напряженного состояния в элементе и диске.
Натурный диск содержит ободную часть
1, полотно 2, ступичную часть 3. В зоне конструктивного сквозного отверстия 4 под стяжные болты вырезают образец 6, выполняют в нем разрез и два отверстия для крепления тяг.
Выполняют дополнительное отверстие так, чтобы напряжения в образце 6 и диске быпи одинаковы. Испытывают образец 6 циклическими нагрузками, пер, пендикулярными плоскости разреза, до разрушения, по которому судят о долговечности диска. 3 ил.
1504548
Изобретение относится к испытаниям конструкций и деталей машины на усталость и может быть использовано для испытаний элементов дисков тур5 бомашин на малоцикловую усталость.
Целью изобретения является повышение точности путем обеспечения идентичности напряженного состояния в элементе и диске. 10
На фиг. 1 изображена схема вырезки элемента из диска при осуществлении способа испытания элементов дисков турбомашины на малоцикловую усталость, на фиг. 2 — вырезанный эле- 15 мент, на фиг. 3 — элемент, вид сбоку.
Натурный диск содержит свободную часть 1 (фиг. 1), полотно 2, ступичную часть 3, сквозные конструктивные отверстия 4 в ступичной части 3 под 20 стяжные болты и центральное отверстие 5. Около отверстия 4 вырезают образец 6. В образце 6 (фиг.2,3) выполняют разрез 7 и два отверстия
8 для крепления тяг (не показаны), а также дополнительное отверстие 9.
Способ испытания элементов дисков турбомашины на малоцикловую усталость осуществляется следующим образом.
Из зоны, охватывающей конструктивное сквозное отверстие 4, вырезают образец 6, выполняют в нем разрез 7 от контура отверстия 4 до его наружной поверхности и отверстия 8 для крепления тяг. Выполняют дополнительные отверстия 9 между центром конструктивного отверстия 4 и точкой на наружной поверхности образца с наибольшей интенсивностью íà- 40 пряжений. Размер и месторасположение отверстия 9 выбирают иэ условия равенства напряжений в образце и диске. Нагружают циклически образец 6 нагрузками, перпендикуляными разрезу 7, через тяги, размещенные в отверстиях 8, до разрушения и по данным о разрушении судят о характеристиках малоцикловой усталости диска.
Формула изобретения
Способ испытания элементов диска турбомашины на малоцикловую усталость, заключающийся в том, что из зоны, охватывающей конструктивные сквозные отверстия в диске, вырезают образец, выполняют в нем разрез от контура отверстия до его наружной поверхности и циклически нагружаютобразец усилиями, нормальными к плоскости разреза до разрушения, по которому судят о малоцикловой усталостной долговечности диска, о т л и ч аю шийся тем. что, с целью повышения точности путем обеспечения идентичности напряженного состояния в образце и диске, между центром тяжести поперечного сечения образца и точкой на поверхности образца с наибольшей интенсивностью напряжений, выполняют сквозное отверстие, ось которого параллельна оси конструктивного отверстия, а размер и месторасположение выбирают из условия равенства напряжений в образце и диске между отверстиями.
1504548
Составитель Н. Добромыслов
Техред A. Кравчук Корректор М. Максииишинец
Редактор М. Циткина
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Уагород, ул. Гагарина, 101
Заказ 5244/43 Тирах 789 Подписное
А/Г. Я