Способ электроразведки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 21g, 300, Щ 15/5555

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Подписная группа М 97.

Н. М. Шувал-Сергеев

СПОСОБ ЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ

Заявлено 23 июня 1961 г. за ¹ 735555/22 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № Lе за 1962 г.

Известны способы геологической разведки посредством относительных измерений магнитной и электрической составляющих электромагнитного поля Земли, Отличительная особенность описываемого способа электроразведки, основанного (как и известный) на изучении естественного переменного электромагнитного поля Земли посредством относительных измерений элементов переменного магнитного поля в двух пунктах, один из которых является опорным, а другой расположен на самолете, состоит в том, что в каналы аппаратуры вводят линию задержки во времени пере. дачи информации. Величину задержки устанавливают дальномером, который непрерывно определяет расстояние самолета от опорной точки.

Такой способ электроразведки увеличивает производительность работ при определении относительных значений амплитуд и фазовых сдвигов вариаций магнитного поля Земли.

На чертеже изображена блок-схема устройства для осуществления описываемого способа.

По описываемому способу электроразведки производят измерения модуля и фазы полного вектора или его составляющих переменного естественного электромагнитного поля относительно соответствующих величин, наблюдаемых в опорной точке и на самолете. Напряженность поля Земли зависит от геологического строения участка, над которым производится измерение голя.

Аппаратура, входящая в устройство для осуществления описываемого способа, состоит из двух групп, одна из которых- — подвижная, устанавливается на самолете и измеряет поле вдоль профиля съемки, а другая — неподвижная, используется на опорной точке. Неподвижная аппаратура предназначена для получения напряженности поля, относи тельно которого производят измерения на профиле. № 150555

Относительные измерения исключают зависимость величины электромагнитного поля от времени.

Аппаратура подвижной группы может включать в себя приемную рамку 1, которая вместе с предварительным усилителем 2 помещается на самолете в обтекателе, исключающем влияние помех, создаваемых электрооборудованием самолета. Для повышения чувствительности и уменьшения влияния помех рамка настраивается блоком 3 в резонанс на требуемую частоту.

Усиленный сигнал поступает через избирательный усилитель 4 на измерительный блок 5 или задерживающее устройство б, автоматически исключающее влияние изменения расстояния между точкой измерения на профиле и опорной точкой. Время задержки для совмещения фаз сигнала на измерительной группе с сигналом, поступающим с опорной точки, регулируется сигналом от дальномера 7, установленного на самолете. Отношение амплитуд и разности фаз сигналов, поступающих с приемной рамки 1 и рамки 8, установленной в опорной точке, регистрируется в блоке 9. Кроме того, регистраторы 10, 11 и 12 подключены соответственно избирательному усилителю, детектору И и радиодальномеру.

В комплект наземной неподвижной аппаратуры входит блок 14 настройки с рамкой 8, в которой наводится э. д. с., поступающая через предварительный усилитель 15 на избирательный усилитель 16.

Усиленный и отфильтрованный сигнал передается на передающую р ади оста н цию 17.

С помощью самолетной радиостанции 18 производится прием опорного сигнала и его детектирование. После детектирования опорный сигнал поступает на второй вход измерительного блока.

В комплект аппаратуры наземной группы также входят регистратор 19 записи амплитуды поля в опорной точке, генератор 20 меток времени наземной и самолетной измерительной аппаратуры, и огветчик 21 радиодальномера, для определения расстояния между самолетом и опорной точкой.

Предлагаемый способ может быть применен, например, для глубинных исследований земной коры.

Предмет изобретения

Способ электроразведки, основанный на изучении естественного переменного электромагнитного поля Земли посредством относительных измерений элементов переменного магнитного поля в двух пунктах, один из которых является опорным, а другой помещен на самолете, отл ич а ю шийся тем, что, с целью увеличения производительности работ при определении относительных значений амплитуд и фазовых сдвигов вариаций магнитного поля, в каналы аппаратуры введена линия задержки во времени передачи информации, причем величину задержки устанавливают дальномером, который непрерывно определяет расстояние самолета от опорной точки. № 150555

Формат бум, 70 108 /м

Тирани 1150

U1TH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Подп. к печ. 15jXIl — 62 г

Зак. 3652/13

Объем 0,26 изб.;

Цена 4 коп.

Типография, пр. Сапунова, 2.

Редактор Л. М. Струве Техред А. А. Камышникова Корректор В. A. Фомина