Способ восстановления пустотелых изделий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к ремонту изношенных пустотелых изделий типа крестовин карданных шарниров, валов и поршневых пальцев. Цель изобретения - повышение качества восстановления путем устранения разностенности и бочкообразности восстанавливаемого изделия. Способ включает нагрев изделия трением вращающегося дорнирующего инструмента о тело изделия и последующую раздачу. Одновременно с раздачей наружную поверхность изделия обкатывают прижимными элементами, выполненными в виде вращающихся калибрующих роликов, оси которых параллельны оси дорнирующего инструмента. При этом изделие вращают в направлении, противоположном вращению дорнирующего инструмента. За счет возникающих при вращении изделия центробежных сил дорнирующий инструмент удерживается строго по оси изделия. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

<511 4 ?? 23 ?? 6>

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4258598/31-27 (22) 21.04.87 (46) 07.09.89. Бюл. № 33 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В. Е. Канарчук, А. Д. Чигринец, О.Л. Голяк,В. Н. Тимченко, Л. П. Барилович, Б. В. Шапошников и В. Д. Войтюк (53) 621.797 (088.8) (56) Технология ремонта автомобилей: Справочник инженера-механика. Т. 1 — М.: Транспорт, 1965, с. 359 — 364.

Авторское свидетельство СССР № 979068, кл. В 23 P 6/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 400449, кл. В 24 В 39/00, 1969.

Авторское свидетельство СССР № 1085790, кл. В 24 В 39/04, 1982.

Техника в сельском хозяйстве.— М.: Колос, 1983, № 1, с. 54.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонту изношенных пустотелых изделий типа крестовин карданных шарниров, валов и поршневых пальцев.

Целью изобретения является повышение качества восстановления путем устранения разностенности и бочкообразности восстанавливаемых поверхностей изделий.

На фиг. 1 представлено устройство для реализации способа; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1.

Устройство содержит шпиндельную n}ловку 1, фланец 2, дорнирующий инструмент

3, оси 4, калибрующие ролики 5 и обойму 6.

Причем, дорнирующий инструмент 3 жестко закреплен в шпиндельной головке 1, на которой также жестко закреплен фланец 2. Ка„„Я0„„1505737 А 1

2 (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПУСТОТЕЛЫХ ИЗДЕЛИИ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонту изношенных пустотелых изделий типа крестовин карданных шарниров, валов, и поршневых пальцев.

Цель изобретения — повышение качества восстановления путем устранения разностенности и бочкообразности восстанавливаемого изделия. Способ включает нагрев изделия трением вращающегося дорнирующего инструмента о тело изделия и последующую раздачу. Одновременно с раздачей наружную поверхность изделия обкатывают прижимными элементами, выполненными в виде вращающихся калибрующих роликов, оси которых параллельны оси дорнирующего инструмента. При этом изделие вращают в направлении, противоположном вращению дорнируюн(его инструмента. За счет возникающих при вращении изделия центробежных сил дорнирущий инструмент удерживается строго по оси изделия. 2 ил. либрующие ролики 5 установлены на осях 4, жестко связанных посредством фланца 2 и обоймы 6.

Способ реализуют следующим образом.

К торцу изделия 7 подводится дорнирующий инструмент 3, диаметр которого больше внутреннего отверстия изделия 7. После соприкосновения дорнирующего инструмента

3 с изделием 7 осуществляют вращение инструмента 3 и изделия в противоположные стороны. 3а счет трения между изделием и дорнирующим инструментом 3 происходит локальный нагрев участка восстанавливаемого изделия выше температуры рекристаллизации (850 †9 С). Благодаря тому, что дорнирующий инструмент или изделие совершают поступательное движение, зона на1505737 грева перемешается бт торца изделия к середине, при этом происходит пластическое деформи рова ние последнего. Вследствие этого увеличивается наружный диаметр изделия до номинального размера - с учетом, припуска на чистовую механическую обра ботку путем ограниченного удаления калиб, руюших роликов.

Ролики 5, обкатывая наружную. (восста: навливаемую) поверхность изделия, совершают вращательное д1вижение относительно, осей 4 и одновременно перемещаются с обой мой фланца 2 и дорнирующим инструментом

3 вдоль оси отверстия изделия. 3а счет плас тической деформации при 850 †9 С (выше температуры рекристаллизации) обеспечивается формирование наружной поверхности изделия, устраняется разностенность и исключается образование бочкообразности изделия. Кроме этого, ролики 5 устраняют следы бринеллирования. За счет возни- эп ка1огцих при вращении изделия центробежных сил дорнирующий инструмент удерживается строго по оси изделия. Данный технологический прием позволяет устранить разпостенность и бочкообразность изделия и тем самым повысить качество восстановления изделия.

После окончания раздачи дорнирующий инструмент выводится из отверстия, а затем отключается привод вращения дорнируюшего инструмента и изделия. ЗО

При,мер. Восстанавливают крестовины карданного шарнира автомобиля УАЗ-469. У данной крестовины шип имеет следующие номинальные размеры: Р=16,3 мм; d

= 4,7 — 5,3 м м, где d — диаметр внутреннего отверстия шипа, D — номинальный диа- 3g метр шипа крестовины. Для восстановления номинального размера D, подвергнутого износу, применяют дорнирующий инструмент диаметром 7 — 8 мм (в зависимости от степени износа шипа) . Для более изношен- 40 ного изделия выбирают больший диаметр дорнируюшего инструмента.

Обработку производят по следующему режиму работы: осевое усилие, передавае4 мое дорнирующим инструментом, Р=5,0 кН; частота вращения дорнирующего инструмента относительно шипа крестовины п=30 с расстояние от оси дорнирующего инструмента до оси калибрующих роликов определяют по формуле где d. — диаметр калибрующего ролика, мм (d=16 мм),, — припуски на механическую обработку,.мм (ь! =0,1 мм).

Таким образом h = 16,25 мм.

В качестве окончательной операции восстановления используют шлифование и алмазное выглаживание.

При восстановлении крестовин других типов с другими размерами порядок определения величины h-остается таким же, а припуск на чистовое шлифование для больших диаметров крестовин может быть увеличен до 0,2 мм.

Использование способа восстановления пустотелых изделий типа крестовин карданного шарнира позволяет устранить разностенность и бочкообразность восстановленных изделий, что приводит к повышению качества их восстановления.

Формула изобретения

Способ восстановления пустотелых изделий пластической деформацией, включающий раздачу детали вращающимся дорнируюц!им инструментом и окончательную обработку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обрабатываемой поверхности и производительности процесса восстановления крестовин карданного шарнира, одновременно с раздачей осуществляют обкатку наружной поверхности детали роликами, при этом изделие вращают в сторону, противоположную вращению дорнирующего инструмента.

1505737

Составитель A. Синельников

Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор Т. Малец

Заказ 5362/15 Тираж 894 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101