Способ восстановления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин , в частности, к восстановлению внутренних поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания с нанесением медных покрытий. Цель изобретения - повышение производительности и качества восстановления гильз за счет увеличения продольной подачи раскаточной головки и нанесения равномерного слоя одинаковой толщины, улучшающего прирабатываемость сопряжений. Гильзы цилиндров подвергают термопластическому деформированию, растачиванию и хонингованию под номинальный и ремонтный размер, обкатыванию в металлоплакирующей среде на основе меди, подаваемой плоскими тонкими струями равномерно по периметру гильзы. Омывают поверхность струями, направленными под углом 3...8° к вертикальной оси гильзы и под углом 30...45° к горизонтальной плоскости в точке касания струи с внутренней поверхностью гильзы. Обкатывание ведут с продольной подачей раскаточной головки 80...110 мм/об с угловой скоростью 200-240 об/мин и усилием 2-6 кгс в несколько проходов.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК д11 4 В 23 Р 6 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2 1 ) 4298103/31-27 (22) 24.08.87 (46) 07.09.89. Бюл. № 33 (71) Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения (72) И. H. Соколенко и В. Н. Хромов (53) 621.797 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1214783, кл. С 21 D 7/04, 1986.
Авторское свидетельство СССР № 556022, кл. В 23 P 6/00, 1977.
Авторское свидетельство СССР № 1289608, кл. В 22 F 7/04, 1986. (54) СГ1ОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин, в частности к восстановлению внутренних поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания с нанесением медных покрытий. Цель изобИзобретение относится к машиностроению и ремонту машин, в частности к восстановлению внутренних поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания с нанесением медных покрытий.
Цель изобретения — повышение производительности и улучшение прирабатываемости за счет нанесения равномерного покрытия.
Способ осуществляют следующим образом.
Изношенную гильзу цилиндра двигателя устанавливают в матрицу и с помощью индуктора, вводимого внутрь, нагревают токами высокой частоты. Вследствие ограничения свободного расширения определенной их величины в радиальном направлении начинают развиваться пластические деформации, которые увеличиваются с повышением температуры. При свободном остыва„„SU„„1505738 А 1
2 ретения — повышение производительности и качества восстановления гильз за счет увеличения продольной подачи раскаточной головки и нанесения равномерного слоя одинаковой толщины, улучшающего прирабатываемость сопряжений. Гильзы цилиндров подвергают термопластическому деформированию, растачиванию и хонингованию под номинальный и ремонтный размер, обкатыванию в металлоплакируюЬей среде на основе меди, подаваемой плоскими тонкими струями равномерно по периметру гильзы. Омывают поверхность струями, направленными под углом 3--8 к вертикальной оси гильзы и под углом 30 — 45 к горизонтальной плоскости в точке касания струи с внутренней поверхностью гильзы. Обкатывание ведут с продольной подачей раскаточной головки 80 — 110 мм/об с угловой скоростью 200 — 240 об/мин и усилием 2 — 6 кгс в несколько проходов. нии размеры гильз в радиальном направлении уменьшаются. Таким образом, величина усадки при термопластическом обжатии гильзы составляет 0,7 — 0,9 мм. Термопластическое деформирование гильз при температуре нагрева 840 †8 С, скорости перемещения 1 — 2,2 мм/с, расходе охлаждающей воды 0,25 — 0,35 м" с/м позволяет получить деформации в окружном направлении 0,9—
1,0 мм. Затем растачивают и хонингуют гильзы цилиндров под минимальные или ремонтные размеры выпускаемых поршней. Обкатывание гильзы цилиндра привода ведут в металлоплакирующей среде на основе меди.
Среда равномерно омывает внутреннюю поверхность гильзы плоскими тонкими струями, направленными под углом 3 — 8 к вертикальной оси гильзы и под 30 — 45 к горизонтальной плоскости в точке касания (контакте) струи с внутренней поверхностью
1505738
100
25
Формула изобретения
Сост а в ител ь В. Вози ес енс к ий
Редактор И,ерба« Техред.И. Верес Корректор Н. Король
Ба каз 5362/15 Тираж 894 Подписное
БНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат;<Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101! И,1ьзы. Обкатывание ведут с продо!!ьной подачей раскаточной головки 80 — 110 мм/Oб с у гловой скоростью 200 — 240 об/мин и уси.:!и елем 2 — 6 кгс в несколько проходов.
; При подаче головки менее 80 мм/об резко снижается явление образования ювенильных по ерхностей, обладающих высокой поверхно тной энергией, которая интенсифицирует хи ический процесс осаждения медного покр !тия, Также снижается перенос медного по рытия с ролика на поверхность гильзы.
При подаче головки более 110 мм/об наносимое покрытие срезается рабочей часть ролика ввиду того, что сцепляемость м дного покрытия меньше тангенциальных си 1, возникающих при воздействии ролика от перемещения вдоль гильзы, вследствие чего образованное покрытие частично отшел шивается. Перенос медного покрытия с олика на поверхность гильзы также умень ш ется ввиду отшелушивания покрытия о ролика.
Вращательное движение металлоплакир ющей среды совпадает с направлением д! ижсния роликов раскаточной головки, п,о обеспечивает равномерное медное пок! ытие с тетрагональным микрорельефом. !
7ример. Изношенные гильзы цилиндров д игателей ЗИЛ вЂ” 130, СМД-14 и ЯМЗ-236 и!рдвергают обжатию термопластическим д формированием на вертикально-расточных с7,"анках и хониHãóþò на вертикально-хонингбва !ьных станках внутренний диаметр под номинальный или ремонтный размер по ре1
> имам: окружная скорость 50 — 80 м/мин, cI!IopocTI. возвратно-поступательного движен1!я 10--20 м/мин, радиальная подача 0,5 —215 мкм/об.
Обкатывают гильзы цилиндра в металлои!пакирующей среде на основе меди следуюII)eIo состава, мас. ч.:
Глицерин
Хлористая медь
Двухлористое олово
Формалин (37%)
5 Мочевина
Мочевиноформальдегидная смола 2
Нитрит натрия 0,5
Обкатывание проводят с продольными подачами 78; 80; 95; 110 и 112 мм/об в металлоплакирующей среде, подаваемой струями под углом а к вертикальной оси гильзы
1,5; 3; 5,5; 8 и 10,5 и под углом р к горизонтальной плоскости в точке касания струи с внутренней поверхностью гильзы 22,5; 30;
37,5; 45 и 52,5 .
Использование изобретения позволяет в несколь,*IO десятков раз повысить производительность за счет значительного увеличения продольной подачи, а также повысить качество восстановленных гильз цилиндров двигателей за счет улучшения прирабатываемости сопряжений и увеличения
H3HOCOCTOHK0CTH I H7b3.
Способ восстановления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, при котором осуществляют термопластическое деформирование, растачивание и хонингование под ремонтный размер, а затем нанесение
ЗО покрытия на внутреннюю поверхность, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и качества за счет улучшения прирабатываемости сопряжений, нанесение покрытия производят одновременно с обкатыван ием в металлоплакирующей
35 среде на основе меди, при этом обкатывание производят с продольной подачей раскаточной головки 80 — 110 мм/об.