Муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов и передачи момента в условиях повышенных перекосов и смещений валов. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы при значительных перекосах и смещениях валов. Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 6 полумуфт с двумя кулачками на торцах, имеющих коническую поверхность 12, сопряженную со сферами 11. Поверхности 12 расположены под углом к оси муфты. Полумуфта 1 соединена с валом привода с помощью универсального шарнира 3 и валика 2, проходящего с зазором через кольцо 9. Для обеспечения сцепления кулачки могут выполняться с различной длиной, а полумуфты связаны с валами с возможностью ограниченного упругого поворота. В исходном положении полумуфты разъединены, валик 2 опирается на кольцо 9. При сцеплении полумуфт кулачки входят в зацепление сферами 11. При этом происходит относительный поворот полумуфт. Зацепление сферических поверхностей кулачков представляет собой шарнир, что обеспечивает компенсацию перекосов и смещений валов. 9 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (И) А1 (51)4 F 16 D 11 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПВСТВУ (21) 4303710/25-27 (22) 03.09,87 (46) 07.09.89.Вюл. М 33 (71) Научно-производственное объединение "Атомкотломаш" (72) Н.И.Гришин, Л.К.Мельникова и В.А.Мортиков (53) 621.825.52 (088„8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 779677, кл. F 16 D 11/00, 1978„ (54) МУ ТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов и передачи момента в условиях повышенных перекосов и смещений валов. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы при значительных, перекосах и смещениях валов.
Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 6 полумуфт с двумя кулачками на торцах, имеющих коническую поверхность 12, сопряженную со сферами 11.
Поверхности 12 расположены под углом к оси муфты„ Полумуфта 1 соединена с валом привода с помощью универсального шарнира 3 и валика 2,проходящего с зазором через кольцо 9, Для обеспечения сцепления кулачки могут выполняться с различной длиной, а полумуфты связаны с валами с возможностью ограниченного упругого поворота. В исходном положении полумуфты разъединены, валик 2 опирается на кольцо 9, При сцеплении полумуфт кулачки входят в зацепление сферами
11, При этом происходит относительный поворот полумуфт. Зацепление сферических поверхностей кулачков представляет собой шарнир, что обеспечивает компенсацию перекосов и смещений валов. 9 ил.
3 . 150619
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов и передачи момента в условиях повышенных перекосов и смещений.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения работы при значительных перекосах и смещениях валов.
На фиг.1 изображена муфта сцепле- 1р ния с приводом и исполнительным органом, вид сбоку; на фиг. 2 — муфта сцепления с приводом и кантователем в плане, общий вид, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг.1; на фиг. 4 — полу в !5 муфты перед сцеплением; на фиг.5 сечение Б-Б на фиг,2; на фиг. 6 разрез В-В на фиг.4 (вариант исполнения кулачка полумуфты); на фиг.7 полумуфта с удлиненным кулачком,ва- 20 риант исполнения; на фиг. 8 — сечение Г-Г на фиг.1; на фиг. 9 — сечение Д-Д на фиг,4 (вариант исполнения крепления полумуфт на своих валах). 25
Муфта сцепления содержит ведущую полумуфту 1, жестко закрепленную на конце промежуточного валика ?,соединенного универсальным шарниром
Гука 3 с валом 4 привода 5, стацио- 30 нарно установленного на основании, и ведомую полумуфту 6, жестко закрепленнук! на конце вала 7 исполнительного органа, например, кантователя с тележкой, перемещаемой возвратно-пос- 35 тупательно по рельсовому пути до упора 8. Валик 2 охвачен с зазором кольцом 9, расположенным между универсальным шарниром Гука 3 и ведущей полумуфтой 1. Зазор между опорным 40 кольцом 9 и валиком 2 выбирается с обеспечением смещения полумуфты 1, несколько большим технологического смещения полумуфты 6, Каждая из полумуфт 1 и 6 выполне- 45 на с двумя диаметрально расположенными кулачками 10 в виде одинаковых сфер 11 диаметром Д, геометрические центры которых попарно размещены симметрично и в одной плоскости с геометрической осью полумуфты и друг от друга на расстоянии ДГ2 с плавным переходом поверхности сфер 11 конические направляющие поверхности 12. Вершины конусов ведущей полумуфты 1 направлены навстречу вершинам конусов ведомой полумуфты 6„Геометрические оси поверхностей 12 расо положены под углом 0 (, 30 между собой и выполнены с углом нри вершине О (/ (60
Кулачки могут быть выполнены с возможностью поворота относительно собственной оси с последующей фиксацией нх с помощью, например,шлицевого соединения 13 и гайки 14,попарно равной длины и попарно рлвной на одной полумуфте и разной на другой. Разность длин соответствует поперечному сечению на направляющем удлиненном конце и больше суммы смещения заданного опорным кольцом 9 полумуфты 1 и технологического смещения полумуфты б.„ Полумуфты 1 и 6 могут быть выполнены как жестко связаннымн с концами валика 2 и валя 7, так и связанными с во можностью ограниченного но углу 180 ) $ p 90 куо лачками 15 и 16, упруго-возвратного с помощью пружин 17 11oBopoTR относительно своего вала.
Муфта рлботает следующим образом.
Исходное положение: полумуфты 1 и 6 разъединены, привод 5 выключен, тележка с полумуфтой б отведена от полумуфты 1, валик 2 с полумуфтой эа счет универсального шарнира 3 свободно опирается нл опорное кольцо 9 под действием своего веса.
При движении тележки к упору 8 за счет заостренности конических направляющих поверхностей 12 и предварительной установки полумуфт вершинами этих конусов крест-накрест друг относительно друга кулачки входят в зацепление друг с другом сферическими частями„ При более длинном одном из кулачков и малом по величине момента холостого поворота соединяемых валов полумуфты 1 и б за счет конических поверхностей 12 обеспечивают поворот валика 2 и вана 7, и они соединены сферами 11. После сцепления кулачков включается привод 5 и крутящий момент передается от не— го к исполнительному механизму„ (например, кантователю), нес.<отря на значительный перекос и смещение между собой полумуфт и б, так как зацепление сферических поверхностей кулачков представляет шарнир, По окончании работь| клнтовлния изделия привод 5 выключается, тележка возвращается на исходную ио инию, при этом полумуфты свободно рл гъвдиняются.
5 150
При повышенных моментах холостого поворота эа счет введения ограничительного подпружиненного с возвратом поворота полумуфт относительно собственных валов на угол 180) Р т о
1ЧО при сцеплении полумуфты поворачиваются на валах с небольшим моментом сопротивления повороту, а рабочий момент передается после включения привода.
По мере износа направляющих и рабочих поверхностей кулачков при необходимости, эа счет исполнения кулачков с креплением с возможностью поворота вокруг собственной оси,например, с помощью шлицевого соединения кулачки переуставливаются на диске полумуфты, точки контакта при сцеплении и работе муфты обновляются.
Таким образом, муфта сцепления, являясь упрощенной по конструкции, в силу своих конструктивных особенностей позволяет одновременно расширить функциональные возможности за счет обеспечения сцепления при значительных перекосах и смещениях валов полумуфт.
6197
Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я
Муфта с (епления, содержащая ведущую и ведомую кулачковые полумуфты, ведущая полумуфта соединена с ведущим валом с помощью промежуточного валика, установленного в направляющем звене, связанном с основанием, и универсального шарнира, о т л и
10 чающая с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы при значительных перекосах и смещениях валов, каждая полумуфта выполнена
15 с двумя диаметрально расположенными кулачками, выполненными в виде конусов и сопряженных с ними сфер,закрепленными сферической частью на торцах полумуфт с расположением осей конус20 ной части под углом 0 С < 30 одна к другой и контактирующих сферическими поверхностями с соответствующими поверхностями кулачков другой полумуфты, направляющее звено выполнено в виде кольца, охватывающего с радиальным зазором промежуточный валик и неподвижно закрепленного на основании.!
506197
)506I97
Ю- 8
8- 8
) 506197
Составитель Н).Рунов
РЕдактор А.Шандор Техред M.Õoäàíè÷ Корректор M.Ïîæî
Заказ 5410/38 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1 1 3035 ° Москва, Ж-3 5, Раушская наб., д . 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101