Способ определения моющих свойств моторных масел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа. Способ заключается в нагреве датчика до 375-390°С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным 28-29 с и общим временем термостатирования 84-93 с , после чего последний слой масла изолируют от окисляющей среды объемом испытуемого масла, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски. Способ позволят получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 раз. 1 ил., 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

pгg(pjn,g

ДД"- т .,; -г;.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTNPbfTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302062/23-04 (22) 31.08. 87 (46) 07,09.89. Бюл. Р 33 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии 72) М.В. Трипунов, Г.В. Жданикова, В,А, Золотов и М.И. Федоров (53) 621.891.2 (088.81 (56) Масла смазочные с присадками.

Определение моющих свойств. ГОСТ

5726-53.

Масла смазочные. Метод оценки моторных свойств и определение термоокислительной стабильности.

ГОСТ 23175-78. (54)СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩИХ СВОЙСТВ

МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частИзобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частности к оценке моющих свойств моторных масел.

Цель изобретения — повыщение чувствительности и снижение трудоемкости оценки моющих свойств моторных масел..

На чертеже показана схема прибора для определения моющих свойств масел, Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2 и стаканом 3, примыкаипий к нагревателю 4, заключенному в термоизолирующий кожух 5, конденсатор 6 масляных паров, на которэи установлена калиброванная

„„SU„„ l 506352 (51)4 С О1 Ы 33730

2 ности к оценке моющих свойств моторных масел. Цель — повьппение чувствительности и снижение трудоемкости способа, Способ заключается в нагреве датчика до 375-390 С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным

28-29 с, и общим временем термостатирования 84-93 с, после чего последний слой масла изолируют от окисляюшей среды объемом испытуемого машела, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски..Способ позволяет получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 pas. 1 ил., 2 табл. пипетка 7 для нанесения дозированных объемов испытуемого масла на полированную рабочую поверхность датчика.

Способ заключается в нагреве до 375390ьС, отборе доэированного объема . испытуемого масла, последовательного кратного нанесения его на нагретую полированную рабочую поверхность датчика с образованием тонкого слоя масла толиной 25-30 мкм при его распределении по полированной поверхности, конденсации масляных паров 31 в процессе окисления каждого слоя ма;-.ла с общим временем термостатирования 84-93 с, прекращения дальнейшего окисления изоляцией последнего слоя от окисляющей среды объе0,8

0,5

15 лак 0,2

Чйстая поверхность 0,0

Интенсивность окраски рассчитыва- 20 ется по формуле и т=28. К

1=4 где. 1 — интенсивность окраски, балл;

S — площадь, занимаемая лаком одного цвета, Х;

К вЂ” коэффициент цвета.

Пример. После испытания рабочая поверхность датчика покрыта лаками, а именно коричневым (80K) и

-емно-коричневым (207.), следователь но, T = 56 баллов.

Результаты сравнительных испытаний предлагаемого и известного спасо-35 бов, а также результаты эксплуатации масел представлены в табл.1.

Величина оценки моющих свойств масел групп В > Г и Д известным 40 способом имеет соответственно интервалы 81-99; 70-104 70-80, При тенденции к снижению величины оценки в условиях реальной эксплуатации известным способом в указанном ряду выде- 45 лить какую-либо группу невозможно.

Известный способ реализуют следующим образом, При определении моющих свойств масла датчик в форме чашки устанавли-50 о вают в термостат, нагретый до 250 С, датчик предварительно заполняют навеской масла 0,035-0,040 r Когда по цвету масляной пленки становится видно, что масло окислилось, включают секундомер. Через 25 мин датчик снимают и устанавливают в эксикатор для охлаждения. После охлаждения датчик взвешивают с точностью до

3 1506352 мом испытуемого масла, залитым в стакан датчика, и последующей оценке сухой поверхности датчика по интенсивности окраски лака. 5

Оценка заключается в том, что каждому цвету лака присваивают индивидуальный коэффициент К:

Черный лак 1,0

Темно-коричневый 10 лак

Коричневый лак

Светло-коричневый лак 0,4

Желтый лак 0,3

Светло-желтый

0,0002 г и помещают в экстрактор.

Экстрагирование продолжают до получения совершенно прозрачного раствора после чего датчик взвешивают с точностью до 0,0002 г и вычисляют склонность масла к лакообразованию или моющие свойства по формуле

С вЂ” Сз

Л = ---- — — 100 т У где G = 0,035 г — количество испытуемого масла, налитого в датчик;

G = 3,1116 г- вес испарителя с лаком после экстрагирования;

G = 3,0812 r- вес чистого испари" теля.

Следовательно, Л 1- = 87.

При испытании масел групп В и Г по известному методу при температуре окисления 250 С, навеске 0,035 г, периоде снятия датчика 25 мин получают следующие результаты:

Масло группы В 90

Масло группы Г 87

Дифференцирующая способность повышается эа счет оптимизации значимых факторов: температуры окисления, времени окисления, а также нанесения на нагретую поверхность датчика, объема масла, образующего при растекании его по поверхности датчика слой постоянной величины (35+5 мкм).

В предлагаемом способе точность дифференцирования по сравнению с известным способом выше. Результаты испытаний соответствующего ряда масел не встречаются в соседних интервалах, т.е. инверсии результатов не происходит, В табл.2 приведены основные условия осуществления предлагаемого и известного способов по операциям (Π— отсутствие операции в способе).

Формул а и э обретения

Способ определения моющих свойств моторных масел путем нанесения тон-. кого слоя испытуемого масла на нагретую поверхность датчика, последующего термостатирования слоя масла в окисляющей среде и оценки моющих свойств по количеству лака, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, нагрев

d датчика осущкствляют до 375-390 С, Величина оценки моющих свойств моторных масел, балл, для способа предлагаемого в диапазоне толщины окисляемого слоя масла, мкм

84 с 87 с 93 с 96 с иа вастного

Э ксплуатация в диапазоне температур окисления, С в днапааоне времени окисления

375 380 390 395 25 30 40 45

51t8 65t6 71t5 95+5 51ТВ 65,6

40t8 54t6 59t5 92t5 40+8 5416

95+5 5lt8 65t6 7lt5 95t5 92tl3—

92t5 40t8 54t6 59t5 92т5 90t9 46,5Я

i8>5

28t8 42+6 45t5 83t5 28т8 42+6 4515 83+5 28t8 42t6 45t5 83t5 87tl7 23>4 8,5

15-8 29t6" 30t5 76t5 15t8 29т6 30t5 76t5 15t8 29еб 30t5 76t5 75t5 13,Я

+5,0

71t5

59+5

В

В1

Ге

Таблица2

Трудоз атраты, мин, для способа

Операция предла- известгаемого ного

Подготовка рабочей поверхности датчика к испытанию 5

Калибрование пипетки О

Взвешивание датчиков с испытуемым маслом 0

Окисление масла 2

Подготовка датчика к оценке моющих свойств

Оценка моющих свойств

Прочие о*ерации (нагрев, термостатирование датчика)

Итого

40-50

10

120

250

5 1506352

6 тонкий слой масла получают путем рав- последний слой масла изолируют от номерного последовательного нанесения окисляющей средь1 объемом испытуемого

1 дозированных объемов масла с общим масла и количество лака определяют временем термостатирования 84-93 с

5 по интенсивности окраски.

Т ° блица!

1506352

Составитель Л, Иванова

Редактор А. Козориз ТехредМ.Диць к КорректорМ. Максимишинец

Заказ 5423/46 Тираж 7 89 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035» Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101