Токоподводящее устройство для гальванической ванны

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области нанесения гальванических покрытий и предназначено для высокопроизводительных автоматизированных гальванических установок и агрегатов в качестве узла крепления растворимых анодов. Целью данного изобретения является упрощение устройства, обеспечение возможности автоматизации замены электродов и повышение надежности контакта электрода с шиной. Устройство позволяет при упрощенной конструкции обеспечить автоматизацию замены электродов. Для этого устройство содержит плоскую токоподводящую шину, установленный на нем под углом 45-70° штифт 2 с боковой поверхностью в виде ребра 2а, выполненного с возможностью взаимодействия с острой кромкой в отверстии электрода 3. По обе стороны штифта на токоподводящей шине установлены два вертикальных пилона 4, обращенная к электроду поверхность пилонов имеет ножевую форму с закругленным скосом 4а в вершине, а его пяточная часть 4с выполнена плоской и образует с токоподводящей шиной угол 90-135°. Соединение пилонов и токоподводящей шины выполнено неразъемным, а пилоны выполнены из материала с большей твердостью, чем материал электрода. Размер отверстия в электроде равен 1,1-1,3 величины проекции штифта на плоскость токоподводящей шины. При работе ток от токоподводящей шины к электроду подводится через острые кромки штифта и двух пилонов. За счет различной твердости при подвижках электрода происходит внедрение острых кромок в тело электрода, сопровождающееся разрушением окисных пленок и самозачисткой контактов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЩИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 511 4 С 25 D 17/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4359841/23.-02 (22) 11.01.88 (46) 15.09.89. Бюл. № 34 (72) В. А. Большаков и М. М. Иванов (53) 621.316.54:621.3.035 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 571 529, кл. С 25 D 17/08, 1974.

Авторское свидетельство СССР № 1258894, кл. С 25 D 17/08, 1985. (54) ТОКОПОДВОДЯШЕЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ ВАННЫ (57) Изобретение относится к области нанесения гальванических покрытий и предназначено для высокопроизводительных автоматизированных гальванических установок и агрегатов в качестве узла крепления растворимых анодов. Целью данного изобретения является упрощение устройства, обеспечение возможности автоматизации замены электродов и повышение надежности контакта электрода с шиной. Устройство позволяет при упрощенной конструкции обеспечить автоматизацию замены электродов. Для этого устройство содержит плоскую токоподводящую шину, установленный на

Изобретение относится к нанесению гальванических покрытий и предназначено для высокопроизводительных автоматизированных гальванических установок и агрегатов в качестве узла крепления растворимых анодов.

Цель изобретения — упрощение устройства, обеспечение возможности автоматизации замены электродов, повышение надежности контакта электрода с шиной.

На фиг. 1 показано токоведущее устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1.

Устройство содержит плоскую токоведущую шину 1 с установленным на ней под

„„SU „„1507882

2 нем под углом 45 — 70 штифт 2 с боковой поверхностью в виде ребра 2а, выполненного с возможностью взаимодействия с острой кромкой в отверстии электрода 3. По обе стороны штифта на токоподводящей шине установлены два вертикальных пилона 4, обращенная к электроду поверхность пилонов имеет ножевую форму с закругленным скосом 4а, в вершине, а его пяточная часть 4 с выполнена плоской и образует с токоподводящей шиной угол 90 — 135 . Соединение пилонов и токоподводящей шины выполнено неразъемным, а пилоны выполнены из материала с большей твердостью, чем материал электрода. Размер отверстия в электроде равен 1,1 — 1,3 величины проекции штифта на плоскость токоподводящей шины. При работе ток от токоподводящей шины к электроду подводится через острые кромки штифта и двух пилонов. За счет различной твердости при подвижках электрода происходит внедрение острых кромок в тело электрода, сопровождающееся разрушением окисных пленок и самозачисткой контактов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. углом 45 — 70 заостренным на ребро по всей длине токоведущим штифтом 2, электрод (растворимый анод) 3 с отверстием, острая кромка 3а которого выполнена взаимодействующей с ребром 2а штифта 2. По обе стороны штифта 2 вертикально установлены пилоны 4, обращенная к электроду поверхность которых имеет ножевую форму с закругленным скосом 4а на верхнем конце и острой кромкой 4в по всей длине, а пяточная часть 4с пилона выполнена плоской и образует с шиной угол 90 в 135 . Пяточная и боковые плоскости пилона образуют трехгранник, вершиной которого является пяточное заострение пилона — точка 4к. Пилоны

1507882

Формула изобретения

3

4 (как и штифт 2) выполнены из материала, твердость которого выше твердости электрода 3 (например, латунь при цинковом аноде), и имеют неразъемное соединение с шиной 1. Установочное отверстие электрода 3 может быть круглым или овальным, при этом размер отверстия 1.-.. по вертикали составляет 1,1 — 1,3 величины проекции L„ штифта на плоскость шины.

В процессе работы ток от шины 1 к электроду 3 подводится через три контактные области: через ребро 2а штифта 2 на острую кромку За отверстия в электроде; через ножевые кромки 4в двух пилонов 4.

Благодаря наклонной установке штифта 2 вес электрода 2 раскладывается на две составляющие (показано стрелками), одна из которых прижимает электрод к ребру 2а. штифта, а другая — к ножевым кромкам 4в пилонов. В результате взаимодействия с восходящим жидкостно-воздушным потоком барботирования электролита в гальванической ванне электрод непрерывно побуждается к движению (покачиванию), при этом вследствие различной твердости материалов происходит незначительное внедрение острых кромок штифта и пилонов в тело электрода, сопровождающееся разрушением окисных пленок и самозачисткой контактных областей, благодаря чему обеспечивается надежность контактирования электрода с шиной в течение всего срока службы растворимого электрода.

Важную роль играют пяточные заострения пилонов — точки 4к. В процессе эксплуатации электрод может зачастую занимать такое положение, когда с пилонами осуществляется не линейный, а точечный контакт. В этом случае электрод «расклинивается» между тремя точками: одна опорная точка на ребре 2а штифта и две опорные точки на пяточных заострениях пилонов, которые и принимают на себя всю токовую нагрузку пилонов.

Кроме того, заострения предотвращают раскачивание электрода в плоскости токоведущей шины, склонность к которому имеют электроды, установленные на вертикальноподвижных конструкциях, так называемых анодных мостах.

Указанными особенностями определяется величина угла наклона пяточной плоскости пилона относительно шины: при угле наклона а, меньшем 90, угол р в вершине трехгранника становится тупым с уменьшением, а затем и исчезновением эффекта острия; при угле а, оольшем 135, пяточное заострение вырождается в иглу, которая не выдерживает механических и токовых нагрузок.

Закругленный скос в вершине пилона исключает возможность «несанкционированного» зависания электрода на пилоне, что могло бы иметь следствием потерю надежного контакта электрода с шиной. Неразъемное соединение пилонов и штифта с шиной обеспечивает при длительной эксплуатации надежное контактирование на всех участках электрической цепи протекания тока.

Открытость предлагаемой конструкции в сочетании с определенными размерами отверстия в электроде делают их роботоприспособленными для автоматизации процессов съема отработанных и навешивания новых электродов в процессе эксплуатации. Соотношение 1,1 — 1,3 размера отверстия в электроде и величины проекции штифта установлено в предположении, что при выполнении операций съема-навешивания электрода робот совершает прямолинейные возвратнопоступательные движения руки с подъемом и опусканием схвата; в этом случае при соотношении, меньшем 1,1, потребуется повышение точности позиционирования робота (манипулятора); при соотношении, большем

1,3, получает неоправданное увеличение верхняя (не погружаемая в электролит и не растворяющаяся) часть электрода, т. е. та часть, которая будет «огарком» электрода, чем ухудшаются и технико-экономические показатели гальванического производства.

Применениб предлагаемого токоподводящего устройства позволит при упрощенной конструкции обеспечить надежное контактирование электродов с токоведущими шинами, облегчить изготовление и автоматизировать процесс замены электродов.

1. Токоподводящее устройство для гальванической ванны, содержащее плоскую токоведущую шину, штифт с боковой поверхностью в виде ребра, установленный на шине под углом 45 — 70, электрод с установочным отверстием, острая кромка которого выполнена с возможностью взаимодействия с ребром штифта, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, обеспечения возможности автоматизации замены электродов и повышения надежности контакта электрода с шиной, оно снабжено двумя вертикальными пилонами, расположенными на токоведущей шине по обе стороны штифта, причем обращенная к электроду поверхность пилона имеет ножевую форму с закруг-ленным скосом в вершине, а пяточная часть его выполнена плоской и образует с шиной угол 90 — 135 .

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что соединения пилонов с токоведущей шиной выполнены нерззъемными.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пилоны выполнены из материала с большей твердостью, чем материал электрода.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что размер отверстия электрода выполнен равным 1,1 — 1,3 величины проекции штифта на плоскость шины.

1507882

РиР 1

Составитель В. Обухов

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 5456 34 Тираж 605 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101