Муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращения между валами. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей муфты путем обеспечения точного позиционирования ведомого вала. Муфта содержит корпус 1 с установленным в нем ведущим валом (В) 2, на котором жестко закреплен поводок 3, шарнирно соединенный с шатуном 4. Шатун 4 выполнен в виде жесткого треугольника и шарнирно соединен с кривошипами, которые, в свою очередь, шарнирно соединены с зубчатым колесом 7 и ползуном 8. Ползун 8 перемещается под действием управляющего усилия в направлении, перпендикулярном оси В 2. От зубчатого колеса 9, зацепляющегося с колесом 7, вращение передается на ведомый В 10. В положении, когда ось шарнира ползуна 8 совпадает с осью В 2, вращение от поводка 3 через шатун 4 и кривошип передается зубчатому колесу 7 и В 10. При перемещении ползуна 8 шарнирный шестизвенник обеспечивает остановку зубчатого колеса без остановки ведущего В 2. Одновременно с перемещением ползуна отключается источник движения В 2. Муфта обеспечивает точную остановку В 10 и исключение инерционных нагрузок на приводимом устройстве. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1508026 А 1 i) 4 F 16 D 1/04
g gÿÄ".6 "
1;, ДГ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4177279/31-27 (22) 08.12.86 (46) 15.09.89. Бюл. ¹ 34 (71) Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова и Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов (72) P. В. Амбарцумянц, Н. T. Монашко, Т. П. Николенко, А. М. Чернеженко и Б. M. Шекин (53) 621.825.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 638762, кл. Г 16 D 1/04, 1975. (54) МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращения между валами. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей муфты путем обеспечения точного позиционирования ведомого вала. Муфта содержит корпус 1 с установленным в нем ведущим валом (В) 2, на котором жестко
2 закреплен поводок 3, шарнирно соединенный с шатуном 4. Шатун 4 выполнен в виде жесткого треугольника и шарнирно соединен с кривошипами, которые, в свою очередь, шарнирно соединены с зубчатым колесом 7 и ползуном 8. Ползун 8 перемещается под действием управляющего усилия в направлении, перпендикулярном оси В 2. От зубчатого колеса 9, зацепляющегося с колесом 7, вращение передается на ведомый В 10. В положении, когда ось шарнира ползуна 8 совпадает с осью В 2, вращение от поводка 3 через шатун 4 и кривошип передается зубчатому колесу 7 и В 10. При перемещении ползуна 8 шарнирный шестизвенник обеспечивает остановку зубчатого колеса без остановки ведущего В 2. Одновременно с перемещением ползуна отключается источник движения В 2. Муфта обеспечивает точную остановку В 1О и исключение инерционных нагрузок на приводиMoм устройстве. 3 ил.
1508026
Формула изобретения
ЧЬг. Z
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи врагцения между валами.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности точной остановки ведомого вала.
На фиг. 1 изображена муфта, разрез по осям валов; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.
Муфта содержит корпус 1, в котором 10 установлен с возможностью вращения ведущий вал 2, на котором жестко закреплен поводок 3, шарнирно соединенный с шатуном 4. Шатун 4 выполнен в виде жесткого треугольника и шарнирно соединен 15 с кривошипами 5 и 6, которые в свою очередь шарнирно соединены с зубчатым колесом 7 и ползуном 8. Зубчатое колесо 7 свободно установлено на ведущем валу 2 и зацепляется с зубчатым колесом 9, жестко соединенным с ведомым валом 10. 20
Ползун 8 под действием управляющего усилия может перемещаться в отверстии 11 корпуса 1, перпендикулярном оси вала 2.
Муфта работает следующим образом.
При совпадении оси шарнира ползуна 8 и кривошипа 6 с осью вала 2 вращение вала 2 передается поводку 3, шатуну 4 и через кривошип 5 зубчатому колесу 7, вращающему колесо 9 и вал 10. При этом кривошип 6, вращаясь в шарнире ползуна, не препятствует вращению шату- 30 на 4.
При перемещении ползуна 8 под действием управляющего усилия ось шарнира ползуна и кривошипа 6 не совпадает с осью вала 2. В этом положении шарнирный шестизвенник 3 — -4 — 5 — 6 — 7 — 1 обес- 35 печивает остановку шарнира кривошипа 5, A-A
4 связанного с зубчатым колесом 7, а следовательно остановку колес 7,9 и ведомого вала 10 при продолжающемся вращении вала 2. Одновременно с перемещением ползуна 8 производится выключение или включение источника движения вала 2.
Остановка ведомого вала только за счет изменения положения звеньев .механизма до отключения источника движения обеспечивает точность остановки ведомого вала и исключение инерционных нагрузок в период включения и отключения на приводимом устройстве.
Муфта может найти применение в манипуляторах, транспортировочных устройствах, робототехнике.
Муфта, содержащая ведугций вал с закрепленным на нем поводком, связанным с помощью соединительного звена с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности точного позиционирования ведомого вала, она снабжена корпусом и зубчатой парой, соединительное звено выполнено в виде шатуна, двух кривошипов и ползуна, установленного с возможностью управляющего перемещения в направлении, перпендикулярном оси ведущего вала, валы установлены параллельно друг другу, одно из колес зубчатой пары установлено на ведущем валу с возможностью вращения, а другое жестко закреплено на ведомом валу, один из кривошипов шарнирно соединен с шатуном и зубчатым колесом, расположенным на ведущем валу, а другoll— с шатуном и ползуном.
1508026
Б-б
Составитель 10. Рунов
Редактор В. Ковтун Текред И. Верес Корректор М Шарошн
Заказ 5525!4! Тираж 72! !1одписнос
ВНИИП1Л Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
1 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101