Тяговый электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых и промышленных электроприводах. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит электродвигатели 1 и 2 постоянного тока, два тиристорных прерывателя 5 и 6, входы которых подключены к положительной клемме источника питания, первый выход каждого через соответствующий дополнительный тиристор 10 или 11 и реактор 12 или 13 соединен с обмотками якорей электродвигателей 1 и 2. Другой конец указанных обмоток подключен через первый контактор 14 к положительной клемме источника питания. Отрицательная клемма соединена с анодами обратных диодов 16 и 17, катоды которых подключены к соответствующим катодам дополнительных тиристоров 10 и 11. Электропривод также содержит трансформатор 18 с двумя включенными встречно первичными обмотками и мостовой управляемый несимметричный выпрямитель 21. Каждая первичная обмотка трансформатора включена между выходом соответствующего тиристорного прерывателя 5 или 6 и отрицательной клеммой источника питания. Вторичная обмотка трансформатора через мостовой управляемый несимметричный выпрямитель подключена к обмоткам 3 и 4 возбуждения электродвигателей. В данном электроприводе обеспечиваются тиристорными прерывателями 5 и 6 преобразование постоянного напряжения в импульсное переменное для питания обмоток 3 и 4 возбуждения электродвигателей и постоянство напряжения, подводимого к электродвигателям. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 P 5/06
3.ЕMÇQ3
:.:.":::;ЯЕИ6
;д, Е;.А
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4296001/24-07 (22) 12.08.88 (46) 15.09.89. Бюл. 9 34 (71) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н.
Образцова (72) Л.Г.Кощеев, 10.Ñ.Bîãoëþáîâ, А.С-.
Корнев и Б.И.Левитский (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1106001, кл. Н 02 P 5/16,, 1984.
Авторское свидетельство СССР
1374385, кл. Н 02 Р 3/14, 13.01.87. (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых и промьнппенных электроприводах. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит электродвигатели 1и 2 постоянно.ЯК» 15083 0 А1
2 го тока, два тиристорных прерывателя
5 и б, входы которых подключены к положительной клемме источника питания, первый выход каждого через соответствующий дополнительный тиристор 10 или
11 и реактор 12 или 13 соединен с обмотками якорей электродвигателей 1 и 2. Другой конец указанных обмоток подключен через первый контактор 14 к положительной клемме источника питания. Отрицательная клемма соединена с анодами обратных диодов 16 и17, катоды которых подключены к соответствующим катодам дополнительных тиристоров 10 и 11. Электропривод также со" держит трансформатор 18 с двумя включенными встречно первичными обмотками и мостовой управляемыйнесимметричный выпрямитель 21. Каждая первичная обмотка трансформатора включена между выходом соответствующеготиристорного прерывателя 5 или б и отрицательной клеммой источника питания. Вторичная обмотка трансформатора через мостовой
1508330
3 управляемый несимметричный выпрямитель подключена к обмоткам Зи 4 возбуждения электродвигателей. В электроприводе обеспечиваются тиристорными
5 прерывателями 5 и 6 преобразованию пос4 тоянного напряжения в импульсное переменное для питания обмоток 3 и 4 возбуждения электродвигателей и постоянство напряжения, подводимого к электродвигателям. 1 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых и промьппленных электроприводах.
Цель изобретения — повышение надежности тягового электропривода. 15
На чертеже изображена схема тягового электропривода.
Тяговый электропривод содержит электродвигатели 1 и 2 постоянного то-, ка с обмотками 3 и 4 возбуждения, ти- 20 ристорные прерыватели 5 и 6, входы которых подключены к положительной клемме источника 7 питания, а первый вь хрд 8 (9) каждого через соответствующий дополнительный тиристор 10 (11) и 25 реактор 12 (13) соединен с обмотками якорей электродвигателей 1 и 2, дру- * гой конец которых подключен через первый контактор 14 к положительной клемме источника 7 питайия (с двухсторон- 30 ней проводимостью), а через второй контактор 15 — к отрицательной клемме о источника 7 питания, соединенной с анодами обратных диодов 16 и 17. Кроме того, тяговый электропривод сойер- 35 жит трансформатор 18 со встречно включенными первичными обмотками 19 и 20 и мостовой управляемый несимметричный выпрямитель 21. Первичные обмотки 19 и 20 трансформатора 18 вклю- 40 чены между вторыми выходами 22 и 23 соответствующих тиристорных прерывателей 5 и 6 и отрицательной клеммой источника 7 питания. Вторичная обмотка 24 трансформатора 18 через мос- 45 товой управляемый несимметричный вып рямитель 21 подключена к обмоткам 3 и 4 возбуждения электродвигателей 1 и 2 °
Тиристорный прерыватель 5 (6) содержит главный тиристор 25. (26) параллельно которому в обратном направлении подсоединен диод 27 (28).
Катод главного тиристора 25 (26} че., рез подключенный в обратном направле- 55 нии перезарядный диод 29 (30) соединен с катодом коммутирующего тирис» тора 31 (32), анод которого подключен к аноду главного тиристора 25 (26). Параллельно коммутирующему тиристору 31 (32) подключена цепь из последовательно соединенных коммутирующих реактора 33 (34) и конденсатора 35 (36).
Мостовой управляемый несимметричный выпрямитель 21 содержит цепи из последовательно соединенных тиристоров 39 и 40 и последовательно соединенных диодов 37 и 38, подключенных параллельно обмоткам 3 и 4 возбуждения тяговых двигателей.
Тяговый электропривод работает следующим образом.
В тяговом режиме замкнут второй контактор 15 и напряжение на обмотках якорей электродвигателей 1 и 2 регулируется за счет изменения момента отпирания дополнительного тиристора 10 (11) относительно коммутирующего тиристора 31 (32) в интервале перезаряда конденсатора 35 (36) от минимального значения до напряжения источника 7 питания широтно-импульсным методом. При этом моменты отпирания тиристоров 10, 25 и 31 прерывателя 5 сдвинуты на половину периода управления относительно моментов отпирания тиристоров 11, 26 и 32 прерывателя 6.
Питание обмоток возбуждения 3 и 4 электродвигателей 1 и 2 осуществляется от тиристорных прерывателей 5 и 6.
После отпирания коммутирующих тиристоров 31 и 32 в интервалах перезаряда конденсаторов 35 и 36 через соответствующие реакторы 33 и 34 и обратного перезаряда через диоды 27 (29) и 28 (30) к первичным обмоткам 19 и. 20 трансформатора 18 прикладывает» ся напряжение источника 7 питания.
При этом на первичных обмотках 19 и 20, включенных встречно, формируются со сдвигом на половину периода управления импульсы напряжения, а на вторичной обмотке 24 — переменное им пульсное напряжение.
Регулирование тока в обмотках 3 и 4 возбуждения осуществляется мостовым несимметричным выпрямителем 21
1508330
Составитель В. Трофименко
Редактор А. Ревин Техред М,Ходанич
Корректор С.Черни
Заказ 5550/56 Тираж 550 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,101 изменением угла управления тиристоров 39 и 40. Непрерывность тока в обмотках 3 и 4 обеспечивается диодами 41 и 42.
Дпя реализации режима рекуператив5 ного торможения замыкается первый контактор 14 и реверсируются якоря тяговых электродвигателей 1 и 2. Отпиранием коммутирующих тиристоров 31 и 32 10 соответствующих тиристорных прерывателей 5 и 6 осуществляется преобразование постоянного напряжения источника питания в переменное импульсное с последующей его трансформацией и выпрямпением.
После возбуждения электродвигателей 1 и 2 ток якорей замыкается по цепи: якорные обмотки элеткродвигателей 1 и 2 — первый контактор 14 — 20 источник 7-питания — обратные диоды
16 и 17 — реакторы 12 и 13. Переход в режим импульсного рекуперативного
-торможения осуществляется одновременным отпиранием главного 25 (26) и до- 25 полнительного 10 (11) тиристоров с последующей их коммутацией. В открытом состоянии главного 25 (26) и дополнительного 10 (11) тиристоров происходит закорачивание обмотки элек- 30 тродвигателей 1 и 2 по цепи: якорные обмотки электродвигателей 1 и 2 первый контактор 14 — тиристоры 25 (26) и 10 (11) — реакторы 12 (13). После запирания тиристоров 10 (11) и 25 (26) происходит отдача энергии источнику 7 питания по цепи: якорные обэлектродвигателей 1 и 2 — первый контактор 14 — источник 7 питания — обратные диоды 16 и 17 — реакторы 12 и 13. Ток возбуждения в обмотках 3 и 4 тяговых электродвигателей 1 и 2 в режиме рекуперативного торможения регулируется мостовым несимметричным выпрямителем 21 изменением угла управления тиристоров 39 и 40.
В предлагаемом тяговом электро» приводе расширены функциональные возможности тиристорных прерывателей за счет реализации или независимого возбуждения электродвигателей во всем диапазоне изменения скорости движения в тяговом и тормозном режимах, что повышает надежность тягового электропривода. формула изобретения
Тяговый электропривод, содержащий двигатели постоянного тока, два тиристорных прерывателя,, входы которых подключены к положительной клемме источника питания, а первый выход каждого через соответствующий допол» нительный тиристор и реактор соединен с обмотками якорей двигателей, другой конец которых подключен через первый контактор к положительной клемме источника питания, а через второй контактбр — отрицательной клемме источника питания, соединенной с анодами обратных диодов, катоды которых подключены к соответствующим катодам дополнительных тиристоров, о тл и ч а ю шийся тем, что с це» лью повышения надежности, в него введены трансформатор с двумя включенными встречно первичными обмотками и мостовой управляемый несимметричный выпрямитель, при этом каждая первичная обмотка трансформатора включена между вторым выходом соответствующего тиристорного прерывателя и 6трицательной клеммой источника питания, а вторичная обмотка трансформатора через мостовой управляемый несиммет» ричный выпрямитель подключена к последовательно соединенным обмоткам возбуждения тяговых двигателей, причем вторым выходом тиристорных прерывателей является катод коммутирующего тиристора.