Электронный корректор момента зажигания для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
союз советских социАлистичеоних
РЕСПУБЛИН
„„ЯО„„5086@3 А1 (51)5 Г 02 Р 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ по изоБРетенияя и ОТИРцтияь1
ПРИ ГКНТ СССР, (46) 15.08.91. Бюл, № 30 (21) 4353064/21 (22) 30. 12 ° 87 (72) IO.Ï.I .oâàëåíêo и А.Д.Кузенко (53) 62 i . 43. 048 (088. 8) (56) Патент Великобритании, № 1459245, кл. Г 02 Р 5/06, 1976.
Журнал "За рулем", № 1, 1987, с. 30 ° (54) ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРРЕКТОР МОМЕНТА
ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ (57). Изобретение относится к устройствам регулирования момента зажигания в системах зажигания автомобиль!
Изобретение относится к устройст-. вам регулирования момента зажигания в системах автомобильных двигателей.
Целью изобретения является повышение точности регулирования момента зажигания посредством корректирования общей характеристики регулирования опережения зажигания ДВС и расширение области применения устройства.
На фиг. 1 представлена -электрическая функциональная схема коррек.тора; иа фиг. 2 представлены временные диаграммы напряжений на выходах элементов корректора; на фиг. 3 приведен график характеристик регулирования угла опережения зажигания; на фиг. 4 представлена с;сема включения корректора в штатную систему зажигания автомобильного двигателя.
Электронный корректор момента saжигания для двигателя внутреннего ных двигателей. Целью изобретения является повышение точности регулирования момента зажигания и расширение области применения устройства.
Поставленная цель достигается введением второго блока 3 задержки импульса, формирователя 1 импульсов, элемента И 5, выходной шины 6, вьпюлнением блоков 3,4 з адержки импульса и связями между блоками и элементами устройства, что обеспечивает возможность корректирования раздельно на двух участках характеристики регулирования угла опережения зажигания. 4 ил. етораннн содерннт @орннронатель 1 импульсов, соединенный входом с входной шиной 2, а первым выходом — с Б входом второго 3 и первым входом первого 4 блоков задержки, выходыблоков задержки 3, 4 соединены своими выходами через первый элемент И 5 с выходной шиной 6, второй выход формирователя 1 соединен со вторым входом первого блока 4 задерж- . ки, каждый блок задержки 3 (4) содержит соответственно интегриРующую цепь 7 (8), второй элемент
И 9 (10) первый дйод 11 (12) при этом вход интегрирующей цепи 7 (8) соединен,со вторым входом втброго элемента И 9 (10) и первым входом блоков 3 (4) задержки,-а выход интегрирующей цепи 7 (8) соединен с первым входом второго элемента И 9 (10) и катодом первого диода 11 (12), .анод которого соединен с выходом. вто3 4 пряжение с выхода которого через диод 14 поступает также на конденсатор интегрирующей цепи 8. Это напряжение влияет на величину остаточного напряжения на конденсаторе и тем самым смещает характеристику задер3 150866 рого элемента И 9 (10) и выходомблока задержки, кроме того, первый блок
4 задержки дополнительно содержит второй 13 и третий 14 диоды, катоды которых соединены с выходом интегрирующей цепи 8 блока 4 задержки, причем анод второго диода 13 соединен с выходом. преобразователя частота.напряжение 15, вход которого соеди- 19 нен со вторым входом блока, а анод третьего диода 14 соединен с выходом. регулятора 16 величины задержки, включенного между шиной питания 17 и общей шиной, при этом в нижнее 15 плеча делителя включен переменный резистор 18.
Корректор работает следующим образом.
На шину 2 корректора с прерывате- 20 ля системы зажигания двигателя поступают импульсы с длительностью, обратно пропорциональной частоте вращения вала двигателя.
Эти импульсы "очищаются" от дребезга контактов формирователем 1 и с его первого выхода поступают на входы блоков задержки 3 и 4.
Принцип формирования задержки фронта импульсов заключается s сле- 3О дующем. Входной импульс поступает одновременно на первый вход элемен" та И и вход интегрирующей цепи.
Через время, определяемое постоянной времени цепи заряда, напряжение на конденсаторе и на втором вхо,де элемента И достигает значения порога срабатывания элемента И и на его выходе появляется выходной импульс с задержанным фронтом. Высо- 4g кий уровень напряжения через диод .обратной связи воздействует на вто- . рой вход элемента И, что приводит к ускоренному его переключению, исключающему возбуждение схемы, и ускорен-45 ной подзарядке конденсатора интегрирующей цепие
Но окончании действия входного импульса пропадает и выходной импульс и начинается Разряд конденса 5О тора, определяемый постоянной цепи разряда. При малой частоте следования импульсов конденсатор успевает практически полностью разрядиться к приходу следуннщего импульса. Задержка фронта импульсов при этом — максимальная..
При увеличении частоты следования импульсов конденсатор уже не успева-.
Г ет разрядиться и вследствие этого возрастает остаточное напряжение на нем.
Заряд конденсатора, вызванный последующим входным импульсом,до напряжения порога срабатывания происходит за меньшее время, и задержка фронта импуль" сов уменьшается.
При дальнейшем увеличении частоты следования импульсов остаточное напряжение на конденсаторе интегрирующей цепи 7,. (8) достигает значения порога срабатывания первого элемента И 5 и задержка фронта импульсов пропадает.
Кроме того, со. второго выхода формирователя 1 импульсов импульсы постоянной длительности, сформированные одновибратором, поступают напреобразователь частота-напряжение 15 первого блока 4 задержки. Напряжение с выхода преобразователя 15 через второй диод 13 управляет зарядом конденсатора интегрирующей цепи 8. При малой частоте следования входных импульсов напряжение на выходе преобразователя 15 " максимальное, конденсатор интегрирующей цепи 8 заряжен полностью и задержка фронта импульсов отсутствует.
При увеличении частоты следования импульсов до заданного значения, напряжение на конденсаторе становится ниже порогового, и первый блок 4 задержки начинает формировать задержку фронта импульсов.
Напряжение на конденсаторе интегрирующей цепи 8 может изменяться и с помощью переменного резистора 18 регулятора величины задержки 16, нажкые
В диапазона изменения оборотов двигателя блоки 3, 4 задержки работа" ют поочередно. Импульсы с их выходов через первый элемент И 5 поступают на выходную шину 6 корректора и далее на электронный коммутатор катушки зажигания.
На диаграмме ХХ (см.фиг. 2) показана последовательность входных им» пульсов с непрерывно возрастаацей частотой.
08663
20
ЗО
5 15
В диапазоне частот, соответствующих пусковым оборотам двигателя, работает второй блок 3 задержки.
В диапазоне частот, соответствующих оборотам склонности двигателя, к детонации, работает первый блок 4 задержки.
На диаграмме УХ (см. фиг. 2) видно, что при увеличении частоты входных.сигналов задержка фронта импульсов (Г ) уменьшается и сходит на нет.
На фиг. 3 изображены характерис тика угла запаздывания зажигания в зоне пусковых оборотов двигателя (диапазон работы второго блока 3 задержки примерно 30300 об/мин),.характеристика угла запаздывания зажигания в зоне детонации двигателя и смещение этой характеристики II (диапазон работы первого блока 4 задержки примерно 1000-4000 об/мин), характеристика угла опережения зажигания при штатном III и увеличенном
ТУ начальных углах зажигания двигателя, примерная граница зоны бездетонационной работы двигателя — 7..
На фиг. 3 видно, что характеристика II îòðàæàþùàÿ: работу первого блока 4 задержки, имеет вид плавно сходящей кривой и может проходить по границе зоны бездетонационной ра- боты двигателя. .На схеме подключения корректора к системе зажигания двигателя (см. фиг. 4) приняты следующие .обозначеНИЯ1
19 " механический регулятор угла: опережения зажигания двигателя, 20 - прерыватель системы зажигания двигателя, 2! - электронный корректор, 22 - электронный коммутатор катушки зажигания, 23 - катушка.зажигания, 24 - свечи зажигания. Электронный корректор может быть использован при работе как с тирис6 торным, так и транзисторным коммутатором зажигания, !
Формула изобретения
Электронный корректор момента зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащий первый блок задержки с регулятором. величины задержки и преобразователем частотанапряжение и входную шину, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулирования момента зажигания и расширения области применения, в него введен второй блок задержки, формирователь импульI сов и элемент И, при этом входная шина подключена ко входу формирователя импульсов, первый выход которого подключен ко входу второго и первому входу первого блоков задержки, второй выход формирователя импульсов псдключен ко второму входу первого блока задержки, а выходы блоков задержки через первый элемент И подключены к выходной шине устройства, первый и второй блоки задержки содержат интегрирующую цепь, второй элемент И и первый диод, анод которого соединен с выходом второго элемента И, являющимся выходом блока задержки, а катод диода — с первым входом второго элемента И и выходом
З5 интегРирующей цепи, вход. которой соединен со вторым входом второго элемента И, являющимся первым входом блока задержки, кроме того, первый блок задержки содержит второй и тре40.тий диоды катоды которых соединены с выходом интегрирующей цепи, причем анод второго диода соединен с выходом преобразователя частота-напряжение, вход которого соединен со вторым входом блока задержки, а анод третьего диода соединен с выходом регулятора величины задержки.
1508663
vier(w
/И(1
p(u)
У/
Риа г
Составитель В.Понов
Ъ
" Редактор .В.Фельдман Техред М. Xоданиv . Корректор И.Муска
Ю4
Заказ 3439 . . Тираж 343 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и откритиям при ГКНТ СССР .113035, Москва, Ж-35, Раувска» наб,, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101