Взрывобезопасное штепсельное устройство для силовых линий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение удобства эксплуатации. Устройство имеет штепсельную часть 1 и образованную посредством встройки в нее контактодержателя 6 с промежуточными контактными звеньями розеточную часть. Контактодержатель 6 способен к перемещению в открытом с одной стороны контактном пространстве 3 штепсельной части 1 из положения покоя в рабочее положение и в любом из этих положений может быть соединен со штепсельной частью 1. Внешняя резьба на корпусе штепсельной части 1 может быть использована для ввинчивания ее в корпус прибора или для навинчивания входного корпуса для провода. При неиспользовании штепсельного устройства запорный диск 9 защищает промежуточные контактные звенья контактодержателя 6 от загрязнения. 8 з.п. ф-лы, 12 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 Н 01 R 13/00
И ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННВ!Й КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
1 (21) 3947170/24-07 (22) 03.09.85 (31) Р 3436233,9;Р 3511194.1 (32) 28.09.84, 25.03.85 (33) DE (46) 23.09. 89. Бюл. И 35 (71) Сименс АГ (DE) (72) Курт Поллершпек (РЕ) (53) 621. 315 (088. 8) (56) Патент ФРГ .Р 801998. кл. 21 с, 22, 1963. (54) ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОЕ ШТЕПСЕЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИЛОВЫХ ЛИНИЙ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение удобства эксплуатации.Устройство имеет штепсельную часть 1 и образованную посредством встройки
„„SU„„151О727 в нее контактодержателя 6 с промежуточными контактными звеньями розеточную часть. Кондактодержатель 6 способен к перемещению в открытом с одной стороны контактном пространстве 3 штепсельной части 1 из положения покоя в рабочее положение и в любом из этих положений может быть соединен со штепсельной частью 1.
Внешняя резьба на корпусе штепсельной части i может быть использована для ввинчивания ее в корпус прибора или для навинчивания входного корпуса для провода ° При неиспользовании штепсельного устройства запорный диск 9 защищает промежуточные контактные звенья контактодержате,ля 6 от загрязнения. 8 з.п.ф-лы, :12 ил.!
510727
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во взрывобезопасных штепсельных устройствах для силовых линий.
Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации, предохранение от загрязнения контактодержателя и штепсельной части при неиспользовании, облегчение подсоединения ответных lð частей, автоматического подсоединения защитного провода и достижения высокой токонагруженности контактодержателя при небольших размерах, На фиг. 1 изображены штепсельная ,часть, контактодержатель и запорный циск, на фиг. 2 — розеточная, штепсельная части и контактодержатель в рабочем положении,,на фиг. 3 роэеточная часть в положении покоя с контактодержателем и запорный диск, на фиг, 4 — штепсельная часть, вариант, на фиг. 5 и 6 — защитная крышка для штепсельных частей, на фиг. 7 — схема подключения провода к штепсельному устройству. на фиг..8 присоединительный элемент для токопровода, на фиг. 9 и 10 — части штепсельного устройства, на фиг. 11 контактодержатель и частично примы-. кающая штепсельная часть, продольный разрез, на фиг. 12 — контактодержатель, поперечный разрез, I
Взрывобезопасное штепсельное устройство для силовых линий содержит штепсельную часть 1, состоящую из цилиндрического корпуса 2, в полости 3 которого расположены контактные звенья 4 и 5, соединенные с жилами проводов. Три контактных звена 4 соединены с фазовыми проводами, а четвертое контактное звено предусмотрено для цепей управления. Для этого контактное звено 5 может быть выполнеко разделенным на сегменты так, 45 что на своей периферии имеет несколько контактных дорожек для управляющих цепей. Полость 3 предназначена для приема цилиндрического контактодержателя 6. Контактодержатель состоит иэ полого цилиндрического корпуса 7, который для взаимодействия с контактными звеньями 4 содержит определенные промежуточные контактные звенья соответствующего исполнения. Если контактное звено 5 снабжено несколькими контактными дорожками, то соответственно этому имеются несколько изолированных друг от друга промежуточных контактных звеньев.
На наружной поверхности корпуса 7 в пазу расположено уплотнительное кольцо 8 в виде круглого шнурового кольца или нескольких расположенных рядом друг с другом круглых шнуровых колец.
На фиг..! также показан запорный диск 9, который имеет соответствующие входные отверстия 10, проходные отверстия 11 для контактных звеньев
4 и 5. Для более легкого управления запорным диском 9 между отверстиями
ll предусмотрены радиально проходящие ребра 12 °
Запорный диск 9 несет на своей стороне, повернутой к контактодержателю, цилиндрическую насадку 13 и многогранную насадку 14 (фиг.3) для того, чтобы запорный диск 9 закрепить с возможностью поворота на контактодержателе 6 в определенных фиксированных положениях., Для приема опорной насадки 13 и многогранной насадки 14, контактодержатель 6 имеет отверстие 15, внешняя часть которого выполнена соответствующим образом многогранно.
Центральное отверстие запорного диске
9 служит для приема винта 16.
На фиг. 3 изображен фланцеобразный уплотнительный орган 17, который охватывает проходное .отверстие 11 °
Вследствие этого получается следующее управление запорным диском, например, для проверки положения покоя в рабочем положении: после отвинчивания винта 16 эалорный диск может быть настолько сдвинут в осевом направлении, что многогранная насадка
14 выйдет из зацепления с отверстием
15 контактодержателя 6, в то время как опорная насадка 13 еще остается введенной в заднюю часть отверстия
15 ° Теперь запорный диск можно повернуть и снова в осевом направлении сдвинуть в желаемое положение, для обнаружения которого может быть также предусмотрен упор, для того, чтобы многогранную насадку 14 снова ввести в зацепление с отверстием 15. г
В этом положении запорный диск 9 фиксируется посредством ввинчивания винта 16. Одновременно возникает прижимное усилие для уплотнительного органа 17.
Штепсельная часть 1 и контактодержатель 6 могут быть соединены вместе посредством соединительного устройства для образования розеточной части
5 15107 (фкг.2 и 3 и фиг.1).. Ha фкг; 2 штепсельная часть 1 к контактодержатель
6 таким образом соединены вместе, что при добавлении дополнительной
5 штепсельной части 1 возникает полное штепсельное устройство, т.е. кантактодержатель 6 находится в своем рабочем положении. Для этого контактодержатель 6 настолько вдвинут в контактное пространство (полость) 3 штепсельной части 1, чта внутренние промежуточные контактные звенья контактодержателя 6 оказываются в зацеплении с контактными звеньями 4 и 5 штепсельной части 1., Посредством встройки контактодержателя 6 в штепсельную часть 1 возникает часть розетачная штепсельного устройства. Теперь штепсельная часть 20 (фиг.1) может быть присоединена к устройству (фиг.2). Для присоединения штепсельной части 1 к розеточной части (фиг.2) требуется только так повернуть замыкающий диск 9, чтобы от- 25 верстия 11 оказались на одной оси с вводными отверстиями 10 внутреннкх промежуточных контактных звеньев контактодержателя 6. Уплотнительный элемент 8 при этом уплотняет зазор между розеточнай частью и штепсельной.частью против грязи и жидкости.
Если штепсельнае устройство оказывается разделенным или, если впоследствии розетачная часть должна быть
35 выведена из эксплуатации, та разетачная часть согласно фиг.2 после незначительных манипуляций преобразуют в устройство, представленное а фиг.3.
Контактодержатель 6 вследствие при гнанного к нему размера глубины полости 3 может быть настолько вдвинут, что достигается указанное на фиг.3 положение, в котором контактодержатель 6 замыкает, включая запорный диск 9 вместе с торцовой поверхностью, корпус 2 штепсельной части 1.
Вариант штепсельной части, изображенной на фиг. 4, на корпусе со стороны расположения контактных элементов имеет перемычкаабразную насадку 18 и диаметрально противоположно ей расположенный вводной паз
19. Выступ 20 имеет отверстие 21, продольная ось которого проходит параллельно к продольной оси штепсельной части. Отверстие 21 предусмотрено для принятия резьбового шпинделя 22, на котором находится
27 6 ходовая гайка с. паводковым штифтом
23. Паводковый штифт 23 предусмотрен
1 для зацепления с пазом в кантактадержателе 6. Против осевого смещения внутри отверстия 21 резьбавай шпиндель 22 зафиксирован посредством резьбовых деталей 24. Через центральное отверстие 25 резьбавые детали делают возможным доступ к находящимся со стороны торца концам резьбоваго шпинделя 22, которые имеют форму, служащую для зацепления с соответствующим инструментом. Для этого мажет быть предусмотрено внутреннее шестигранное атв.ерстке,трехгранные цапфы, шлица или подобная конструкция.
Для того, чтобы переместить каптактадержатель 6 пасредст:.ом ре,ьбовога шпинделя 22 кз ега наложения покоя в ега рабочее палажеш.е, плп наоборот, необходимо несколько раз повернуть резьбавай шпиндель 22.Зта требует столько времени, чтобы в каждом случае сохранялся упомянутый промежуток времени, необходимый для надежного отключения кантактарав.
Если устройства снова долх<но быть преобразована в штепсельную часть посредством снятия кантактодержателя 6, та может быть удален резьбавай шпиндель 22 с ходовой гайкой 26 после удаления резьбавых деталей 24 кз отверстия 21 выступа 20. Тогда мажет быть полностью вынут контактадсржатсль 6, Б этом состоянии отверстие
21 может быть защищено ст загрязнения посредством резьбавых деталей 24 (фиг.4).
Оконечная часть аналагкч:o запорному диску 9 (фиг.)-3) мажет также быть полезной для защиты контактных звеньев некспальзуемай штепсельнок части. Защитная крышка 27 (фиг.5 и 6) прк некспальзаванкк мажет оставаться на штепсельной части,причем фиг, 5 показывает вдвинутое по-лажение покоя, а фкг. 6 — выдвинутое рабочее положение. Защитная крышка 27 состоит из направляющего диска 28 и "àïîðíîãî дкска 29, которые имеют аба проходные отверстия 30 и 31 для контактны>. звеньев
4 и 5. Один из двух дкског покрыт уплотнительной шакбай 32. При скручивании дисков 28 и 29 эта уплотнительная шайба создает уплотнение высокого защитного исполнения в по!
10727
20
30
9 15 которая дополнена вводным корпусом 53 и вводной трубой 52 (фиг.8).
Контактодержатель (фиг.11 и 12) показан в рабочем положении, Корпус 7 контактодержателя 6 имеет изоляцион- ное тело 61, которое имеет четыре камеры 62 одинаковой величины для промежуточных контактных звеньев, которые приданы контактным звеньям 4 и 5 (фиг.,1). Промежуточные контактные звенья выполнены состоящими из нескольких частей. Дпя контактных звеньев 4 прудсмотрено соответственно восемь мостовых контактных деталей 63. Также может быть предусмотрено большее или меньшее число мостовых контактных деталей. Направленная к центру контактного устройства сила прикладывается к каждой мостовой контактной детали 63 через плоскую пружину 64, приходящуюся на каждую мостовую контактную деталь 63. В осевом направлении камеры 62 ограничены изолирующими втулками и частями изолирующего тела 61, которые воспринимают усилия, которые возникают при смещении контактодержателя 6 относительно контактных звеньев 4 и 5.
B предусмотренной для контактного звена 5 камере 62 контактодержателя 6 находятся только четыре мостовые контактные детали 63, которые отделены одна от другой посредством изолирующих перемычек 65. Таким образом каждая из мостовых контактных деталей
63 придана одному из изолированных секторов 66-69 контактного звена 5 ° .
Контактное звено 5 также может быть подразделено на большее или меньшее число сектором, так что в соединении с соответствующим числом мостовых деталей 63 в распоряжении имеется соответствующее число такапроводов для цепей управления. Эти управляющие цепи спужат тому, чтобы посредством приведения в действие распределитель- ного и защитного устройства обеспечить отсутствие напряжения в фазовых проводах перед разъединением штепсельного устройства или для того, чтобы ! сделать возможным включение установки только после правильнага соединения частей штепсельного устройства.
Посредством имеющего различные размеры перекрытия контактных звеньев 4 и 5 мостовыми контактными деталями
63 должно быть достигнуто, чта при разъединении штепсельного устройства прежде всего разъединяются цепи оперативного тока, а затем цепи главного тока.
На внутренней периферии контактного пространства 3 штепсельной части I в пазу 69 находится падпружинивающее контактное кольцо 70, котарае служит, для последовательного подключения защитного провода. Это осуществляется тем, что корпус 2 штепсельной части 1 соединяют,пав средством контактного кольца с корпусом 7 контактодержателя, а этот кантактадержатель соединяют посредствам того же контактно.го кольца следующей штепсельной части с этой штепсельной частью. В такам случае внутри вводного корпуса защитные провода линий должны быть соединены с корпусами штепсельных частей.
Посредствам запорного диска 9 камеры 62 с мостовыми контактными деталями 63 и плоскими пружинами 64 в значительной степени защищены ат загрязнения. Однако, если неабхцпма чистка,то она достижима простым абразом посредством сопла сжатага воздуха, потому что при соответствующем положении замыкающего диска 9 имеются сквозные каналы в продольном направленки контактадержателя 6.
Формула изобретения
1. Взрывобезопасное штепсельное устройство для силовых линий, состоящее из двух частей, штепсельной и розетачнай, каждая из которых г. полости на основании содержит контактные элементы, которые со стороны, противоположной подсоединению, связаны с такоподводам, в одной из частей соединителя с вазможностью осе ваго перемещения расположен контактодержатель с промежуточными контактными звеньями для подсоединения контактов ответных частей, а т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, контактадержатель выполнен с пазами на наружной поверхности, полости и контактные элементы частей соединителя выполнены одинаковыми, штепсельная, розетачная части и контактодержатель содержат элементы фиксации трех положений кантактадержателя относительно частей соединителя, выполненные в виде выступов, распала15l женных на наружных цилиндрических поверхностях штепсельной и розеточной частях и выполненных со сквозным отверстием, проходящим параллельно продольной оси соединителя, в котором с возможностью вращения установлен резьбовой шпиндель с ходовой гайкой с поводковым штифтом, взаимодействющим с пазом контактодержателя.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что внутренняя полость резьбового шпинделя на обоих его концах имеет форму шестигранника, 3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что элемент фиксации снабжен дополнительным фиксирующим элементом, предохраняющим от осевого перемещения шпинделя, выполненного в виде резьбовой детали, соответствующей резьбе сквозного от-,: верстия в выступе.
4. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью предохранения от загрязнения контактодержателя при неиспользовании,оно снабжено запорным диском с отверстиями для прохождения контактных элементов штепсельной части, установленным на торцовой стороне контактодержателя в его средней части, причем запорный диск выполнен с элементами фиксации от проворота в рабочем положении и в положении покоя, выполненными на запорном элементе со стороны, обращенной к контактодержателю, в виде цилиндрической опорной насадки и многогранной насадки, взаимодействующей с многогранной выемкой, вновь выполненной на торцовой стороне контактодержателя, а в центральной части запорного диска выполнено отверстия под крепежный болт.
5. Устройство по пп.1-4, о т л ич а ю щ е е с я тем, что запорный диск снабжен уплотнительным органом установленным на его поверхности со стороны, обращенной к контактодержа0727 12 телю, охватывая сквозные отверстия для контактных элементов.
6. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью
5 предохранения неиспользуемой штепсельной части от загрязнения, оно снабжено защитной крышкой, установленной в полости штепсельной части!
50 с возможностью осевого перемещения, состоящей из направляющего диска с проходными отверстиями для контактных звеньев и соосно с ним установленного с воэможностью вращения запорного элемента.
7. Устройство по п, 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения подсоединения ответных частей, на корпусе каждой части вы-! р полнен выступ, а диаметрально противоположно ему выполнен паз, взаимодействующие соответственно друг с другом.
8. Устройство по п. 1, о т л и
25 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью автоматического подсоединения защит ного провода, на внутренней поверхности полости штепсельной части выполнен кольцевой паз, в котором рас.
3р положен кольцеобразный подпружиненный контактный элемент, взаимодействующий с цилиндрической поверхностью контактодержателя.
9. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с це35 лью достижения высокой токонагружаемости контактодержателя дри небольших размерах, промежуточные контактные звенья контактодержателя снабжены. дрполнительными мостовыми контактными деталями, установленными симметрично в радиальных пазах так, что одни их концы контактируют с контактными элементами ответных частей, А5 а с другой стороны подпружинены к стенке паза.
Приоритетпопункт ам .
25.03.85 по пп.1,2,3 и 6, 28.09.84 по пп. 4,5,7,8 и 9.
l510727 е.2
1510727
i 5)0727
52
Уб 57
БО
Фиг. 9
Фиг. 10!
510727
Составитель Н. Кухарева
Редактор С, Патрушева Техред Л.Сердюкова
Корректор В.Кабацин
Заказ 7419
Тираж 616
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101