Опалубка для взрывной разгрузки пород вокруг горной выработки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при сооружении горных выработок с применением породонесущих конструкций из разгруженных взрывом и упрочненных пород. Цель изобретения - повышение надежности работы и снижение стоимости опалубки. Каркасная рама опалубки снабжена подхватами (П) 5 из спецпрофиля с направляющими отверстиями 6 для бурения шпуров 7, смещенными к одному из их концов. Фланцы 8 П 5 ориентированы на породу 9. Установлены П 5 вразбежку между затяжками 4 на верхняке 2. Верхняк 2 и стойки 1 каркасной рамы соединены между собой узлом крепления, выполненным в виде демпфирующих элементов 3. Демпфирующий элемент 3 выполнен в виде болтового соединения и его сопротивление не превышает предельной несущей способности П 5 при действии динамической нагрузки от взорванных пород. На каркасную раму укладывают затяжку 4. Между затяжкой 4 в местах бурения шпуров 7 размещают П 5. Затяжку 4 и П 5 забучивают породой. Через отверстия 6 в П 5 бурят шпуры 7. В них размещают и взрывают камуфлетные заряды ВВ. Основные динамические нагрузки от взрыва передаются на П 5 и каркасную раму. Фланцы 8 деформируются. Это гарантирует безопасность ведения работ, предотвращает разрушение опалубки и обрушение взорванных пород в выработку. После разгрузки от напряжений закрепленное пространство тампонируют. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (!9) (1I) (д) 4 E 21 D 11/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. Z

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 43 5991 8/23- 0 3 (22) 05. 01. 88 (46) 30.09.89 Бюл. и 36 (71) Коммунарский горно-металлургический институт (72) Г.Г.Литвинский, В.Б.Волошин, С.П.Коптилов и И.И.Пармет (53) 624.191.814(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 558100, кл. E 04 G 11/20, 1977.

Литвинский Г,Г. Монолитная оболочка выработки из разгруженных и упрочненных пород. — Шахтное строительство, 1981, и 12, с. 17-20.

2 (54) ОПАЛУБКА ДЛЯ ВЗРЫВНОЙ РАЗГРУЗКИ

ЧОРОД ВОКРУГ ГОРНОЙ ВЫРАБОТКИ (57) Изобретение относится к горной промышленности и м. б. использовано при сооружении горных выработок с применением породонесущих конструкций из разгруженных взрывом и упрочненных пород. Цель изобретения повышение надежности работы и снижение стоимости опалубки. Каркасная рама опалубки снабжена подхватами (П)

5 из спецпрофиля с направляющими отверстиями 6 для бурения шпуров 7, смещенными к одному из их концов, 3 151141

Фланцы 8 П 5 ориентированы на породу

Установлены П 5 вразбежку между затяжками 4 на верхняке 2, Верхняк 2 и стойки 1 каркасной рамы соединены между собой узлом крепления, выполненным в виде демпфирующих элементов

3. Демпфирующий элемент 3 выполнен в виде болтового соединения и его сопротивление не превышает предельной несущей способности П 5 при действии динамической нагрузки от взорванных пород. На каркасную раму укладывают затяжку 4. Между затяжкой 4 в местах Бурения шпуров 7 размещают П 5.

Затяжку 4 и П 5 забучивают породой.Через отверс-ия 6 в П 5 бурят шпуры 7.

В них размещают и взрывают камуфлетные заряды ВВ. Основные динамические нагрузки от взрыва передаются на П 5 и каркасную раму. Фланцы 8 деформируются. Это гарантирует безопасность ведения работ, предотвращает разрушение опалубки и обрушение взорванных пород в выработку. После разгрузки от напряжений закрепленное пространство тампонируют. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть исполь- 20 зовано при сооружении горных выработок с применением породонесущих конструкций из разгруженных взрывом и упрочненных пород.

Целью изобретения является повы- 25 шение надежности работы и снижение стоимости опалубки.

На фиг. 1 схематично показана предлагаемая опалубка; на фиг. 2 - выработка с установленной опалубкой, 30 продольный разрез; на фиг. 3 — узел I на фиг. 1.

Опалубка для взрывной разгрузки пород включает каркасную раму, состоящую из стоек 1 и верхняка 2, соединенных между собой посредством демпфирующих элементов 3, выполненных в виде узла трения болтовой или клиновой конструкции. На верхняк 2 встык уложены затяжки 4 с размещенными меж- 40 ду ними вразбежку подхватами 5, выполненными из отрезков спецпрофиля с отверстиями 6 для бурения шпуров 7, фланцы 8 которых ориентированы в сторону породы 9, причем сопроти.вление 45 демпфирующего элемента 3 не превышает предельной несущей способности подхвата 5 при действии динамической нагрузки от взорванных пород (фиг.

1-3).

Монтаж опалубки для взрывной разгрузки пород горной выработки производят в следующей последовательности.

Через заданные интервалы устанавливают стойки 1 и посредством демпфирующих элементов 3 соединяют с верх» няком 2. На образованную каркасную раму укладывают встык затяжку 4, между которой в местах, заданных паспортом бурения шпуров 7, размещают подхваты 5 из отрезков спецпрофиля, ориентируя их фланцами 8 к породе 9.

Подхваты 5 и затяжку 4 забучивают породой 9.

Для разгрузки пород от напряжений, возникающих вокруг выработки в ее кровле и боках, под защитой опалубки через отверстия 6 в подхватах 5 бурят шпуры 7, в которых размещают и взрывают камуфлетные заряды ВВ. Оснбвные динамические нагрузки от взрыва зарядов ВВ возникают у устья шпуров 7 и через взорванные породы 9 передаются на подхваты 5 и каркасную раму опалубки.

В случае возникновения значительных динамических нагрузок происходит их демпфирование за счет деформации фланцев 8 подхватов 5, т.е. проседания и "развальцовки (расхождения) боковых сторон и фланцев 8 подхватов

5, а также из-эа взаимного смещения элементов каркасной рамы - стойки 1 и верхняка 2 — относительно друг друга в узлах 3 трения (демпфирующих элементах). Это гарантирует безопасность ведения работ и исключает возможность разрушения опалубки и предотвращает обрушение взорванных пород в выработку.

После разгрузки пород 9 от напряжений производят тампонаж закрепного пространства, в результате которого создают породонесущую конструкцию, обеспечивающую эксплуатационную устойI чи вост ь вы работ ки.

Элементы опалубки демонтируют и устанавливают на новый участок выработки, где работы по ее монтажу

i F11414 намическое воздействие на затяжку от взрыва заряда ВВ под подхватом исключается и прочность затяжки выбирается из условия восприятия ста5 тических нагрузок от массы разгруженных пород, что позволяет значительно снизить массу и стоимость опалубки в целом.

Формула изобретения

3. Опалубка по и. 1, о т л и ч а35 ю щ а я с я тем, что демпфирующие . элементы в виде болтового соединения. повторяют в той же последовательности.

Таким образом, конструкция предлагаемой опалубки обеспечивает надеж ное восприятие нагрузок не только от массы разгруженных пород массива но и от локальных динамических нагру зок, возникающих,при взрыве зарядов в разгрузочных шпурах за счет применения подхватов, установленных на каркасной раме и выполненных в виде отрезков спецпрофиля, фланцы которого направлены в сторону породы, а снижение стоимости работ достигается за счет возможности беспрепяственного бурения разгрузочных шпуров через отверстия в подхватах без раздвижки или повреждения затяжки. При этом смещение отверстий к концу подхватов 2О гарантирует не только точное по паспорту бурение шпуров, а и восприятие динамических нагрузок от взрыва в местах опирания подхватов на каркасную раму, что позволяет повысить ус- 25 тойчивость конструкции, снизить массу подхвата и разгрузить размещенные рядом с ним затяжки от нагрузок. Если динамические нагрузки превысят допустимое расчетное значение, их воздействия на опалубку будут погашены работой демпфирующих элементов в результате проскальзывания верхняка относительно стоек. Кроме того, так как высота подхвата значительно больше толщины затяжки, местное ди1. Опалубка для взрывной разгрузки пород вокруг горной выработки, состоящая из каркасной рамы, включающей стойки и верхняк, соединенные между собой посредством узла крепления, и размещенной на ней затяжки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы . и снижения стоимости, каркасная рама опалубки снабжена подхватами, установленными между затяжками в продольном направлении по ее периметру и выполненными из спецпрофиля, при этом подхваты установлены фланцами наружу, а узлы крепления выполнены в виде демпфирующих элементов.

2. Опалубка по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что подхваты выполнены с направляющими отверстиями, смещенными к одному из их концов.

, 7

I) 1511414

Составитель Ю.Зуев

Редактор Ю.Середа Техред Jl.oëèéíûê Корректор M. BàñèëüeBà

Заказ 5876/35 Тираж 449 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина,101