Автоматический стопор траловой доски
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ма 151151 ссcv " - азы .-Е :11,"О.
"11 fCaag « ЧЬТ(„, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
?одписнал группа М 188
Ю. Б. Баранов
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОПОР ТРАЛОВОЙ ДОСКИ
Заявлено 23 ноября 1961 r. за М 753041/28-13 в Комитет llo делам изобретений и открытий при Совете Министров СССP
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 20 за !962 r.
Известны автоматические стопоры траловой доски, состоящие из подвески с блоком для ваера, центрирующего механизма, монтированного между парой параллельных щек, стопорной втулки, выполненной в виде цилиндрического корпуса:с раструбом, стопорной головки с захватами, снабженными упорами, и бобышки, укрепленной на кабеле
Предлагаемый автоматический стопор траловой доски по сравнении. с известными более прост по своей конструкции и надежнее в работе.
Конструктивная особенность стопора состоит в том, что в стопорной головке монтирован фрикционный механизм, удерживающий захват в о»ределенном положении, а профиль рабочих кромок упоров выполнен по кривой, обеспечивающей самотормо>кение при взаимодействии упоров с бобышкой или раструбом. Стопорная втулка снабжена вторым цилиндрическим корпусом с раструбом, обращенным в сторону, противоположную первому раструбу. Центрирующий механизм выполнен в виде подпружиненного ролика, концы которого укреплены в вертикальных пазах, вырезанных в серьгах.
На фиг. 1 изображена схема соединения автоматического стопора траловой доски с судном и тралом; на фиг. 2 — схема стопорной головки; на фиг. 3 — схема стопорной втулки с центрирующим механизмом.
На судне 1 к дугам 2 подвешены стопорные втулки 8. Ваера 4 с барабанов 5 проходят к кабелям б и прикреплены к ним посредством скоб.
К стопорным головкам 7 с помощью дужек 8 и вилок с роликами 9 присоединены траловые доски 10.
В стопорных головках размещены бобышки. Трал 11 прикреплен к кабелям б. Каждая стопорная головка состоит из стакана 12, в котором на оси 18 расположен захват 14, состоящий из симметричных пластин, приваренных к втулке В передней части захвата 14 расположен жестко связанный с ним упор 15, а в задней части — два задних упора 16. № 151151
Передний упор выполнен в виде скобы, охватывающей кабель; криволинейные кромки а этой скобы служат для упора бобышки 17. Гребень упора 15 имеет две рабочие криволинейные кромки б и в, посредством которых захват 14 взаимодействует со стопорной втулкой. Для ограничения боковых перемещений бобышки служат башмаки 18 и 19; в башмаке 18 им@ется продольный вырез для прохождения гребня упора 15 при монтаже. В стопорной головке (в теле захвата 14) вмонтирован фрикционный механизм, состоящий из стержня 20 и надетой на него пружины 21. Повороты захвата 14 ограничиваются стержнем 22. Дужки 28 служат для крепления цепями стопорной головки к траловой дос,е: кроме того, автоматический стопор имеет ролики 24 с текстолитовы и вкладышами и стопорный стержень 25.
Стопорная втулка состоит из блока 26, монтированного между щек 27, цилиндрического корпуса с раструбом 28 и противоположно ооращенного к последнему цилиндрического корпуса с раструбом 29; раструбы жестко прикреплены к серьгам 80, шарнирно присоединенным к щекам 27. Между серег 80 монтирован центрируюший механизм, имею щий ролик 31, подшипники 82 которого с двух сторон сжимаются пружинами 88. Ролик 81 может свободно перемещаться в вертикальных пазах, имеющихся в серьгах 80. Гила пружин 88 такова, что когда стопорная головка отделяется от раструбов, то они центрируются по ваеру.
Бобышка 17 состоит из двух свинченных равных частей, насаживаемых на то место кабеля, куда вставляется сердечник; этот сердечник представляет собой сплошное тело из двух конусов, составленных основаниями, причем посередине расположен венец г, в котором прорезаны спиральные канавки под пряди троса.
Во время буксировки трала 11 и траловых досок 10 взаимное положение захвата 14 и бобышки 17 отвечает положению, показанному на фиг. 2. Бобышка 17 упирается в кромки а упора 15, профиль же кромок а подобран так, что сила-реакция проходит через центр оси 18 захвата 14, что и заставляет захват находиться в равновесии. Поскольку при движении в воде на захват не действуют большие силы, то замыкание самоторможением не менее надежно, чем пружинное или чем замыкание по типу храповых механизмов, применяемых в известных стопоðàõ. В случае, если по каким-либо причинам давление бобышки 17 на захват 14 прекращается, то случайные смещения захвата предотвращаются фрикционным механизмом следующим образом. Пружина 21, прижимая стержень 20 к стенке стакана 12, создает фрикционный тормозной момент. При подходе траловой доски к дуге стопорная головка входит и раструб 29 без удара, так как центрирующий механизм ориентирует раструбы по ваеру. При этом в начальный момент кромка б переднего упора встречает обрез малого раструба 28 и отжимается через прорезь стакана 12 в свободное пространство между раструбами 28 и 29. Кромка а начинает выходить из зацепления с бобышкой 17 и как только пройдет ее середину, начинает отжиматься уже поверхностью бобышки 17, пропуская последнюю на выход. Как колько бобышка покинет стопорную головку, передний упор своей кромкой в опускается на обрез большого раструба 29; при этом положении упор 84 покоится на закругленной кромке раструба 29, а бобышка выходит из стопора. В момент опускания упора 84 на край раструба 29 могут возникать не учитываемые инерционные силы, стремящиеся сместить захват 14. Подобным силам препятствует стержень 20, обеспечивающий правильное положение рычага 85 до полного осаживания упора 84 на раструб, после чего равновесие рычага уже обеспечивается силами самоторможения, возникающими в контакте раструба и кромки в. Ролик 81 не мешает прохождению бобышки, так как он может смещаться по вертикальным пазам. При спуске трала 11 кабель 6 травится до тех пор, пока бобышка не попадет назад в стопорную головку и не упрется в задние упоры 86, имеюш,ие рабочую кромку д. Давлением на упоры 86 бобышка разворачивает захват в прежнее положение до тех пор, пока упор 84 не соскочит с кромки раструба 29 После этого стопорная головка выходит из раструба. 29 и начинается спуск траловых досок. Раструб 28 служит для взаимодейст вия с упором 84 и для направления при спуске трала скоб, соединяющих кабель с ваером, в раструб 29.
Предмет изобретения
I. Автоматический стопор траловой доски, состоящий из подвески с блоком для ваера, центрирующего механизма, монтированного между парой параллельных щек, cTOIIopHQH втулки в виде цилиндрического корпуса с раструбом, стопорной головки с захватами, снабженными упорами, бобышки, укрепленной на кабеле, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности в работе, в стопорной головке монтирован фрикционный механизм, удерживающий 3àхват в нужном положении, а профиль рабочих кромок упоров выполнен по кривой, ооеспечивающей самоторможение при взаимодействии упоров с бобышкой или раструбом.
2. Автоматический стопор траловой доски по п. 1, о тл и ч а ю щ и йся тем, что, с целью обеспечения взаимодействия стопорной втулки со стопорной головкой в любом положении последней относительно оси ваера, стопорная втулка снабжена вторым цилиндрическим корпусом с раструбом, обращенным в противоположную первому раструбу сторону.
3. Автоматический стопор траловой доски по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью пропускания скоб, центрирующий механизм выполнен в виде подпружиненного ролика, концы которого свободно укреплены в вертикальных пазах, вырезанных в серьгах. № 151151
0 1б РФ
/4 1б Ю Ф7
2»
Составитель А, Нечайкии
Техред А. А. Камышникова Корректор Г. С. Мосолова
Редактор О. Д. Ус
Подп. к печ. 12.Х-62 г. Формат бум. 70Х108 /,, Объем 0,35 изд. л
Зак. 10104 Тираж 500 Цена 4 коп.
ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.