Устройство для резервной защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связанными взаимоиндукцией. Цель изобретения - повышение селективности функционирования. Цель достигается тем, что при каскадном отключении короткого замыкания на землю на одной из параллельных линий за счет введения блока 13 контроля соотношений токов обеспечивается отключение только одного автотрансформатора 1(2), значение тока нулевой последовательности в цепи которого больше. При этом независимо от поведения реле 8(7) направления мощности другого автотрансформатора последний не отключается из-за срабатывания только одного из дополнительных реле 15 или 16 блока 13 соотношений токов контроля. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕЮУБЛИН (19) (11! (5)) 4 Н 02 Н 7/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4269002/24-07 (22) 26.06.87 (46) 30.09.89. Бюл. N - 36 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.И.Нагай, В.Г.Шуляк и О.Д.Сережников (53) 621.316.925(088.8) (56) Федосеев А.N. Релейная защита электрических систем. M. Энергия, 19?6, с.452-455.

Токовая защита нулевой последовательности от замыкания на землю линий 110-500 кВ. Руководящие указания по релейной защите, Вып. 12, М.: Энергия, 1980, с.66-68. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЗЕРВНОЙ ЗАЩИТЫ

АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ, РАБОТАЮЩИХ В

БЛОКЕ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной за2 щите, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связанными взаимоиндукцией. Цель изобретения — повышение селективности функционирования. Цель достигается тем, что при каскадном отключении короткого замыкания на землю на одной из параллельных линий за счет введения блока 13 контроля соотношений токов обеспечивается отключение только одного автотрансформатора 1 (2), значение тока нулевой последовательности в цепи которого больше.

При этом независимо от поведения. реле 8 (7) направления мощности другого автотрансформатора последний не отключается из-за срабатывания только одного из дополнительных реле 15 или 16 блока 13 контроля соотношений токов. 3 ил.

3 1511!9

Изобретение относится к злектротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связанными взаимоиндукцией.

Целью изобретения является повыШение селективности функционирования.

На фиг.1 приведены схема защищае 1ой сети и схема подключения реле защиты к измерительным трансформаторам тока и напряжения; на фиг.2 цепи оперативного постоянного тока защиты; на фиг.3 — различные режимы 15 защищаемой сети.

Устройство для резервной защиты автотрансформаторов 1 и 2, работающих I3 блоке с параллельными линиями

3 и 4, содержит для каждого защи- 20 щаемого aBтотрансформатора реле 5 и

6 тока нулевой последовательности и реле 7 и 8 направления мощности нулевой последовательности, подключенные к измерительным трансформаторам тока 9 и

10 и напряжения 11 и 12 с соответствующей стороны автотрансформаторов 1 и 2, блок 13 контроля соотношений токов, состоящий из схемы 14 сравнения по абсолютному значению, входы кото30 рой подклачены к датчикам 9 и 10 тока, и первого 15 и второго 16 дополнительных реле, подключенных к выходу схемы 14 сравнения.

Шины высшего напряжения, к которым 35 подключены автотрансформаторы 1 и 2, Могут быть соединены с помощью секционного (шипосоединитепьногo) выключателя 17.

Цепи оперативного постоянного то- 40 ка защиты состоят из замыкающих контактов 18 и 19 реле 5 и 6 тока, замыкающих контактов 20 и 21 реле 7 и

8 направления мощности, замыкающих

22 и 23 и первых 24 и 25 и вторых ?6 и 27 размыкаюших контактов первого

15 и второго 16 дополнительных реле и обмоток реле 28 и 29 времени, замыкающие контакты 30 и 31 которых включены в цепи отключения автотран-сформаторов 1 и 2.

При наличии на подстанции секционного (шиносоединительного) гыключателя !7 в устройство защиты включа55 ются разделительные диоды 32 и 33, к объединенным катодам kk0Topbl? : подключается обмотка реле 34 времени,а его замыкающий контакт 35 вкла- ается

7 4 в цепь откп|ачения секционного (шиносоединительного) выключателя 17.

Реле 7 и 8 мощности нулевой последовательности ориентированы в сторону сети, т.е. замыкают свои контакты

20 и 21 при коротком замыкании (к.з.) в сети высшего напряжения. Схема 14 сравнения по абсолютному значению может быть реализована на основе схем сравнения, включенных на равновесие напряжений или циркуляцию токов. Реле

15 срабатывает, замыкая контакт 23 и размыкая контакты 24 и 26, при значении тока, подаваемого на первый вход блока 13 сравнения, превышающего значение тока, подаваемого на его второй вход. Реле 16 срабатывает при обратном соотношении токов. При равенстве сигналов на обоих входах блока 13 сравнения реле 15 и 16 не срабатывают.

Устройство работает следующ":м образом.

На фиг.3 показана упрощенная схема сети по фиг.1 при к,з. па землю в точках К1 Кя Кз

При к.з ° в точке К1 (фиг,За) срабатывание реле 5 и = тока и реле 7 и

8 направления мощности приводит к замьп<ани а их контактов 18, 19, 20 и ?1 и запуску реле 28 и 29 времени через контакты 24, 25 и 26, 27 дополнительных реле 15 и 16, которые не срабатывяат из-за равенства токов нулевой последовательности, протекающих через автотрансформаторы 1 и 2.

Через гыдержку времени, выбранную из условия согласования с защитами отходящих линий, замыкаются контакты

30 kk 31 H oòêëH ÷àþòñÿ автотрансформаторы 1 и 2.

Ilp« к.з, в точке К> (фиг.36) и каскадном отключении линии 3 срабатывают реле 5 тока H реле 7 направления мощяости и реле 5 вызывает запуск реле 28 времени, по истечении выдержки времени которого замыкается контакт 30 и 0ткл!ачается QBToTpBHc форматор 1. Цепь отк;пачения автотрансформатора 2 остается разомкнутой, "1K как контакты 23 и 26 разомкнуты вследствие того, что ток в цепи первого автотрансформатора больше тока в цепи второго автотрансформатора. Таким образом, независимо от поведения реле 8 направления мощнос" ти несепектизного отключения второго автотрансформатора не будет.

5 l5

Аналогично описанному устройство работает при к.э. в точке Кз и отключенном втором автотрансформаторе (фиг.Зв).

При наличии секционного (шиносоецинительного) выключателя 17 срабатывание реле тока и направления мощности любого автотрансформатора приводит к отключению с первой выдержкой времени указанного выключателя.

2 дальнейшем устройство работает аналогично описанному.

При к.з. на стороне среднего напряжения устройство не срабатывает, так как реле 7 и 8 направления мощности не запускаются.

Таким образом. в результате введения блока контроля соотношений токов автотрансформаторов повышается селективность функционирования устройства за счет отключения только одного (олижайшего к месту повреждения) автотрансформатора при каскадном отключении к.з. на параллельных линиях связанных взаимоиндукцией.

11797

Формулаизобретения

Устройство для рез ервной з ащиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, содержащее для каждого защищаемого автотрансформатора реле тока нулевой последовательности и ориентированное в сторону сети реле направления мощности нулевой последовательности, подключенные к датчикам тока и напряжения с соответствующей стороны автотрансформатора, замыкающие контакты реле тока и направления мощности нулевой последовательности

10 включены последовательно с обмоткой реле времени, замыкающий контакт ко" торого включен в цепь отключения соответствующего автотрансформатора, отличающееся тем, что, 15 с целью повышения селективности функционирования в него дополнительно введен блок контроля соотношений токов, состоящий иэ схемы сравнения по абсолютному значению; к выходу кото20 рой подключены первое и второе дополнительные реле, входы схемы сравнения по абсолютному значению, являющиеся входами блока контроля соотношений токов, подключены к упомянутым

25 датчикам тока автотрансформаторов, при этом замыкающие контакты первого и второго дополнительных реле, шунтированные их последовательно соединенными первыми и вторыми размыка30 ющими контактами, включены последовательно в цепь упомянутого реле времени соответственно первого и второго автотрансформаторов.

1511797

Составитель В.Онучин

Редактор A.Ëåæíèíà Техред JI.Серд акапа Корректор О.Ципле

Заказ 5908/54

Тираж 608

Подписное

В .ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101