Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение конструкции. Ротор содержит ярмо и зубцовую зону, навитую на ребро из ленты с вырубленными зубцами 1. Смежные зубцы сопряжены друг с другом со стороны ярма своими боковыми поверхностями и соединены между собой сварным швом 4. Сопрягающиеся боковые поверхности смежных зубцов могут быть наклонены к радиусу ротора. Длина сварного шва 4 может быть меньше аксиальной длины зубцов 1. Сварной шов 4 может быть выполнен прерывистым с длиной участка шва, не превышающей толщины ленты. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (58 4 Н 02 К 1 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ иг,1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4372)41/24-07 (22) 18.12.87 (46) 30.09.89, Бюл.. М 36 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (53) 621 ° 313.04(088.8) (56). Конструкция и охлаждение специальных электрических машин безотходной технологии. Сборник трудов ХАИ.

Харьков, 1980, с.18.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1427488, кл. Н 02 К. 1/26, 30.07.87, „„SU 1511 06 А1

2 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения упрощение конструкции. Ротор содержит ярмо и зубцовую зону, навитую на ребро из ленты с вырубленными зубцами 1. Смежные зубцы сопряжены друг с другом со стороны ярма своими боковыми поверхностями и соединены между собой сварным швом 4. Сопрягающиеся боковые поверхности смежных зубцов могут быть наклонены к радиусу ротора. Длина сварного шва 4 может быть меньше аксиальной длины зубцов 1.

Сварной шов 4 может быть выполнен прерывистым с длиной участка шва, не превышающей толщины ленты. 3. з.п. ф-лы, 4 ил.

3 15)18

1l., >р, тепие относится к электромашиностроению, в частности к роторам электрических машин, зубцовая эона и ярмо которых выполнены по малоS отходной технологии.

Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение надежности и энергетических характеристик путем уменьшения магнитного сопротивления между зубцами.

На фиг.1 представлена половина зубцовой зоны ротора (магнитопровод ротора без ярма) с зубцами прямоугольной формы; на фиг.2 — участок зубцовой 15 эоны ротора с зубцами трапецеидальной формы; на фиг.З вЂ” участок витка зубцовой зоны ротора, на фиг.4 — способы раскроя ленты на зубцовые зоны, обеспечивающие прилегание зубцов пос- 20 ле навивки ее на ребро.

Ротор электрической машины содержит зубцовую зону (фиг.1), состоящую из зубцов 1, скрепленных зубцовыми перемычками 2. После навивки на ребро 25 зубцовой зоны зубцы 1 со стороны ярма (поз.З показано место под ярмо) прилегают друг к другу и соединяются при помощи сварки 4. После выполнения сварки 4 зубцовые перемычки 2 З0 на последующих операциях обработки ротора можно утонить или убрать по линии I-I (фиг.1 и 2). Зубцы 1 в зоне их общего контакта (на размере Ь ) выполняют частично функцию ярма рото- З5 ра, поэтому целесообразно, чтобы они хорошо прилегали друг к другу. Кроме того, для уменьшения магнитного сопротивления между зубцами и ярмом необходимо иметь качественную поверх- 40 ность зубцовой зоны. Это достигается выполнением сопрягающихся боковых поверхностей 5 смежных зубцов наклоненными к радиусу ротора (фиг.4) со стороны ярма, что обеспечивает хорошее 45 прилегание смежных зубцов друг к другу и создает место под сварку.

При применении контактной сварки наклон поверхностей зубцов не приме няется, а выполняются на боковой поверхности рельефы — выступы (не показаны). В ряде случаев, например, для ротора с беличьей клеткой сваривать все зубцы нецелесообразно: можНо Один IHoB ВыпОлнять целиком а рядом лежащий выполнить укороченным (1 +1 < 1р }, меньше аксиальной длины

Г зубцов, (фиг.1), Можно, например,сва— ривать только крайние части всех

06 4 зубцов, а середину зубцов не варить и т.п.

С целью улучшения параметров машины (пусковые свойства, cosY) в ряде машин целесообразно сварку зубцов выполнять прерывистым швом, при этом длина прерывистого шва не должна превышать толщины ленты. Эту операцию лучше всего выполнять в процессе изгиба (фиг.3) зубцовой зоны на ребро, при этом виток с витком в аксиальном направлении не имеют жесткой связи, что напоминает классический магнитопровод ротора с незначительной высотой ярма (на фиг.З показана. лишь часть витка одного элемента зубцов), Смежные витки элементов зубцовой зоны могут иметь изоляционный промежуток. Для уменьшения габаритов зубцовой зоны (в частности для уменьшения высоты зубцов) зубцы со стороны ярма имеет большую ширину по сравнению с шириной этих же зубцов в другой ее части (Ъ ) b><). Конфигурация зубцов для этого случая выполняется во время продольного разделения ленты по контуру зубцов на зубцовые зоны (фиг.4).

Отличительная особенность разделения ленты по контуру зубцов (фиг.4) состоит в том, что размер bz должен обеспечить контакт смежных зубцов между собой после операции навивки ее на ребро.

Изготовление зубцовой зоны произ-,. водится в следующей последовательности: резка полосы на ленты мерной ширины; разделение ленты по контуру зубцов на две зубцовые зоны с выполнением зубцов различной ширины; навивка зубцовой зоны на ребро внахлест (при необходимости одновременно с навивкой на ребро выполняется операция сварки элементов зубцов со стороны ярма между собой); осевое сжатие пакета зубцовой зоны; сварка зубцов со стороны ярма между собой; обработка внутренней части зубцовой зоны под напрессовку на ярмо.

Дальнейшие операции по изготовлению ротора выполняются по общеизвестной технологии.

Изобретение позволяет упростить конструкцию зубцовой зоны.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины, содержащий ярмо и зубцовую зону, нави5 15 тую на ребро из ленты с предварительно вырубленными пазами и с зубцами, соединенными посредством сварки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, смежные зубцы сопряжены друг с другом со стороны ярма своими боковыми поверхностями и соединены между собой по поверхности сопряжения.

2 ° Ротор по п.1, отличаю— шийся тем, что, с целью повышения надежности и энергетических характеристик путем уменьшения магнитного сопротивления между. зубцами, 11806 6 сопрягающиеся боковые поверхности смежных зубцов наклонены к радиусу ротора.

3. Ротор по пп.l и 2, о т л и—

5 ч а ю шийся тем, что длина сварного шва, соединяющего смежные зубцы, меньше аксиальной длины зубцов.

1ð 4. Ротор по пп. 1 и 2, о т л и — . чающий с я тем, что, с целью повышения энергетических характеристик, сварной шов выполнен прерывистым,а длина участка шва не превышает

15 толщины ленты.

Фиг. 3

1511806

Составитель В.Петри

Редактор А.Лежнина Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Эаказ 5908/54

Тираж 648

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101