Устройство для сигнализации превышения скорости транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Устройство для сигнализации превышения скорости транспортного средства относится к устройствам транспортного электрооборудования и может быть использовано для повышения безопасности движения. Цель изобретения - повышение точности оповещения. Устройство содержит датчик 1 скорости с преобразователем сигнала на выходе, блок 2 сравнения, выход которого подключен к входам компараторов 4, 9 с источниками 5, 10 опорного напряжения, управляемому генератору 3, и блок 16 сравнения сигнала управления генератором 12 звуковой частоты, управляющий вход которого подключен к формирователю 16 через делитель 15 напряжения. Выходы компаратора 4 и генератора 3 подключены к входам элемента И-НЕ 6, выход которого подключен к второму входу элемента И-НЕ 7, первый вход которого через инвертор 8 подключен к выходу компаратора 9. Выходы элемента И-НЕ 7 и генератора 12 подключены к входам блока 11 совпадения, выход которого через усилитель 13 связан с элементом 14 звуковой сигнализации. Устройство вырабатывает сигналы различного вида-прерывистый с изменением частоты прерываний, непрерывный звуковой сигнал с изменением частоты звукового сигнала и звуковой сигнал неизменной частоты - в зависимости от соизмеримости величины текущей скорости транспортного средства с величиной, выставленной с помощью задатчика 17 контролируемой скорости. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 60
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
flPH ГКНТ СССР! (21) 4339766/31-11 (22) 19.10,87 (46) 07. 10.89. Бюл. й" 37 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) А.Д.Чесноков и В.Н.Мещеряков (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1t 1384443, кл. В 60 Q 9/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Устройство для сигнализации превышения скорости транспортного средства относится к устройствам транспортного электрооборудования и может быть использовано для повышения безопасности движения. Цель изобретения - повышение точности оповещения.
Устройство содержит датчик 1 скорости с преобразователем сигнала на выходе, блок 2 сравнения, выход которого подключен к входам компараторов 4, 9 с источниками 5, 10 опорного напряжения, управляемому генератору 3, и
ÄÄSUÄÄ 1512 36 А1
2 блок 16 сравнения сигнала управления генератором 12 звуковой частоты, управляющий вход которого подключен к формирователю 16 через делитель 15 напряжения. Выходы компаратора 4 и генератора 3 подключены к входам элемента И-НЕ 6, выход которого подключен к второму входу элемента И-НЕ 7, первый вход которого через инвертор
8 подключен к выходу компаратора 9.
Выходы элемента И-HE 7 и генератора
12 подключены к входам блока 11 совпадения, выход которого через усилитель 13 связан с элементом 14 звуковой сигналазиции. Устройство вырабатывает сигналы различного вида - npe" рывистый с изменением частоты прерываний, непрерывный звуковой сигнал с изменением частоты звукового сигнала и звуковой сигнал неизменной частоты — в зависимости от соизмеримости величины текущей скорости тран- Я спортного средства с величиной, выставленной с помощью задатчика 17 контролируемой скорости. 1 ил.
Ieeek
3 151283
Изобретение относится к устройст-, вам транспортного электрооборудования и может быть использовано с целью повышения безопасности движения.
Цель изобретения - повышение точности оповещения.
На чертеже приведена функциональная схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 скорости с преобразователем сигнала, выходом подключенный к одному из входов блока 2 сравнения, выход которого подключен к входу управляемого генератора 3. 15
Первый компаратор 4 с источником 5 опорного напряжения и генератор 3 выходами подключены к входам второго элемента И-HE 6, выход которого подключен к второму входу первого we- 20 мента И-НЕ 7, первый вход которого через инвертор 8 подключен к выходу второго компаратора 9 с источником 10 опорного напряжения на одном из входов. Выход элемента И-HE 7 подключен 25 к одному из входов блока 11 совпадения, другой вход которого подключен к выходу генератора 12 звуковой частоты. Выход блока 11 совпадения через усилитель 13 соединен с элементом 14 30 звуковой сигнализации.
Управляющий вход генератора 12 подключен к выходу делителя 15 напряжения, выполненного перестраиваемым, Вход которого соединен с выходом фор мирователя 16 сигнала управления ге-. нератора 12 звуковой частоты. Входы компараторов 4 и 9, генератора 3 и второго блока 16 сравнения подключены к выходу блока 2 сравнения, другой вход которого подключен к задатчику
17 скорости.
Блок 16 сравнения реализован так что, если сигнал, поступающий с блока
2 меньше опорного напряжения, то на его выходе формируется постоянный уровень, а после превышения заданного опорного напряжения этот блок работает как усилитель.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении сигнал, поступающий на вход блока 2 с датчика 1, мал, и напряжение на выходе блока 2, а следовательно, на входах компараторов 4 и 9 меньше опорных напряжений, поступающих на их входы соответственно с источников 5 и 10, в результате чего на их выходах сформирован потен6
4 циал логического нуля. На обоих входах элемента И-HE 7 поддерживаются потенциалы логической единицы, а на ее выходе - сигнал логического нуля, запрещающий прохождение импульсов звуковой частоты с выхода генератора
12, и элемент 14 не функционирует.
При достижении скоростью транспортного средства величины нижней границы контролируемой скорости,т.е. величины Ч=V --6Ч,, где Ч, — текущее значение скорости; V - заданное значение скорости; dV — нижний предел контролируемой скорости, на выходе блока 2 появляется напряжение, большее напряжения источника 5. Компаратор 4 переключается в состояние логической единицы и разрешает прохождение импульсов с генератора 3 через элемент И-НЕ 6, Поскольку на другом входе элемента И-НЕ 7 присутствует потенциал логической единицы, на ее выходе, а следовательно, и на одном входе блока 11 совпадения существует сигнал, идентичный сигналу генератора 3. На выходе блока 11 совпадения существует амплитудно-манипулированный сигнал, несущей которого является напряжение неизменной звуковой частоты генератора 12. Частота колебаний генератора 12 не изменяется потому, что íà et-o управляющем входе присутствует постоянный потенциал, поступающий через перестраиваемый делитель
15 напряжения с выхода формирователя
16, С выхода блока 11 совпадения амплитудно-манипулированный сигнал поступает через усилитель 13, на элемент 14, который производит прерывистый звуковой сигнал постоянной тональности.
По мере приближения скорости V к величине Ч напряжение на выходе блока 2 возрастает, но остается меньше опорного напряжения второго источника 10.B соответствии с растущим напряжечием увеличивается частота прерываний генератора 3. В результате элемент 14 производит прерывистый звузвуковой сигнал постоянной тональности, частота прерываний которого возрастает °
При превышении скоростью V величины Ч напряжение на выходе блока 2 становится больше опорного напряжения источника 10, и компаратор 9 переключается в состояние логической еди2836 формула и з о б р е т е н и я
При значении Ч Ч -4V, звуковой сигнал отсутствует, При значении Vp-Ю, (V cV формируется прерывистый сигнал постоянной звуковой астоты, частота прерываний которого возрастает по мере приближения величины U к Vp.
При значении V=V формируется непрерывный сигнал звуковой частоты.
При значении V< (U <Ч,+аЧ формируется непрерывный звуковой сигнал, Составитель Л.Резникова
Редактор С.Патрушева Техред 11.дрык Корректор Н.Король
Заказ 6023/18 Тираж 522 Подписное
ЭНИИПИ. Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, MocKBa, N-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Гагарина, 101
5 151 ницы. На выходе инвертора 8 появляется потенциал логического нуля, запрещающий прохождение сигнала с выхода элемента И-НЕ 6. На выходе элемента
И-НЕ 7 появляется сигнал логической единицы, который разрешает прохождение .сигнала с генератора 12. Звук, производимый элементом 14, становится непрерывным, По мере приближения текущей скорости V к верхней границе контролируемой скорости, т,е. V +dV, где лЧ верхняя граница контролируемой скорости, одновременно с ростом напряжения на выходе блока 2, растет и напряжение на выходе формирователя 16, которое, поступая на вход генератора 12 через делитель 15 напряжения, вызывает возрастание частоты звукового сигнала, производимого элементом 14.
После превышения скоростью V величины (V +ЛЧ ), за счет соответствующей настройки перестраиваемого делителя напряжения генератор 12 начинает работать на участке насыщения своей модуляционной характеристики, и частота звукового сигнала, производимого элементом 14, стал овится неизменной.
Таким образом, устройство формирует звуковой сигнал, вид которого однозначно определяет величину контролируемой скорости.
1О
45 частота которого возрастает по мере приближения значения V к Ч,+лЧ, При значении V > 1 + hV< формируется непрерывный сигнал звуковой частоты.
Устройство для сигнализации превышения скорости транспортного средства„ содержащее датчик скорости, выход которого подключен к одному из входов первого блока сравнения, выход которого соединен с входом управляемого генератора прерывистого сигнала, блок совпадения, один вход которого подключен к выходу генератора звуковой частоты, а выход - к звуковому сигналиэатору, и первый компаратор с источником опорного напряжения на одном из входов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оповещения, оно снабжено задатчиком скорости, управляемым генератором звуковой частоты, связанным выходом с его входом делителем напряжения, вторым блоком сравнения, вторым компаратором с источником опорного напряжения на одном иэ входов, элементами И-НЕ и инвертором„ вход которого подключен к выходу второго компаратора, а выход - к первому входу первого элемента И-НЕ, выход которого подключен к другому входу блока совпадения, а второй вход — к выходу второго элемента И-НЕ, входы которого соединены соответственно с выходами первого компаратора и управляемого генератора прерывистого сигнала, при этом другие входы обоих компараторов, yn" равляемого генератора прерывистого сигнала и второго блока сравнения подключены к выходу первого блока сравнения, второй вход которого соединен с задатчиком скорости,