Сейсмостойкая тоннельная обделка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к обделкам тоннелей в сейсмоопасных районах. Цель изобретения - повышение несущей способности обделки. Она состоит из внутреннего 1 и наружного 2 слоев с образованием между ними воздушного зазора 3 и выступов 10 на слое 1. Слой 2 выполнен из вмещающих пород 4, в которых размещены анкеры (А) 5 с выступающими из него концами, которые упруго-податливо соединены со слоем 1. Последний выполнен с каналами 6. В месте пересечения А 5 с зазором 3 А 5 выполнены полыми и перфорированы. Для образования слоя 2 после проходки подземной выработки закрепляют массив с помощью А 5 и при необходимости производят бетонное покрытие. После стабилизации горного давления на поверхность обделки, обращенную в сторону выработки, наносят покрытие, обладающее отталкивающим свойством по отношению к бетону слоя 1. В отдельных точках слоя 2 часть покрытия удаляют и бетонируют слой 1. Бетонная смесь образует выступы 10, которые служат контактными точками совместной работы слоев 1 и 2 на сжатие, одновременно обеспечивая заделку концов А 5, размещенных в каналах 6. Перфорированные участки а 5 обеспечивают необходимый температурный режим в слое 2. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. SU 1513148 А1 5)) 4 F. 21 D 11/10
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (57) Изобретение относится к обделкам тоннелей в сейсмоопасных районах.
Цель изобретения — повышение несущей способности обделки. Она состоит из внутреннего 1 и наружного 2 слоев с образованием между ними воздушного зазора 3 и выступов 10 на слое 1.
Слой 2 выполнен из вмещающих пород
4, в которых размещены анкеры (А 5 с выступающими из него концами, которые упруго-податливо соединены со слоем l. Последний выполнен с каналами б. В месте пересечения А 5 с зазором 3 А 5 выполнены полыми и перфорированы. Для образования слоя
2 после проходки подземной выработки а
1 (21) 4)67475/22-03 (22) 17<11,86 (46) .07.10.89. Бюл. ¹ 37 (71) Всесоюзный научно-исследователь, ский институт транспортного строительства (72) К,П.Безродный, В.A.Áåññîëîâ, P.È.Êàñàïoâ, )О.А.Разин, В.М.Пермитин и Г.А.Скормин (53) 624.91 (088.8) (56) Патент Австрии ¹- )655733 кл. 19 в, 1950.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1129365, кл. Е 21 D )1/00, 1982. (54) СЕЙСИОСТОЙКАЯ ТОННЕЛЬНАЯ ОБДЕЛКА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1513148
3 закрепляют массив с помощью А 5 и при необходимости производят бетонное покрытие. После стабилизации горного давления на поверхность об- . делки, обращенную в сторону выработки„ наносят покрытие, обладающее отталкивающим свойством по отношению к бетону слоя 1. В отдельных точках слоя 2 часть покрытия удаляют и бето4 нируют слой 1; Бетонная смесь образует выступы 10, которые служат контактными точками совместной работы слоев 1 и 2 на сжатие, одновременно обеспечивая заделку концов А 5, размешенных в каналах 6. Перфорированные участки 5 обеспечивают необходимьп» температурный режим. в слое 2.
10 1 3° . II. ф JTblå
Изобретение относится к обделкам тоннелей .в сейсмоопасных районах.
Цель изобретения — повышение несущей способности обделки.
На фиг.1 изображена обделка, об- 20 щий вид; на фиг.2 — фрагмент соединения полого анкера с наружным и внутренним слоями обделки.
Сейсмостойкая тоннельная обделка состоит из внутреннего 1 и наружного
2 слоев с образованным между ними воздушным зазором 3, при этом наружный слой 2 выполнен из окружающей тоннель породы 4, закрепленной анкерами 5, а внутренний слой 1 вы-, 30 полнен с каналами 6. Выступающие из наружного слоя 2 концы анкеров размещены без сцепления в каналах 6 внутреннего слоя 1 и соединены с ним ,с помощью податливых упругих опорных 35, устройств 7. Анкеры 5 выполнены в
:виде полых перфорированных в месте пересечения их воздушным зазором 3 трубчатых элементов, тела которых взаимодействуют с породой 4, а внут- 40 ренняя пблость сообщается через отверстия 8 с воздушной средой, заполняющей внутренний объем зазора 3 между слоями тоннельной обделки.
Между наружным слоем и торцом анкера размещена изолирующая трубка 9 с перфорацией в месте расположения воздушного зазора 3.
Сооружение двухслойной сейсмостойкой тоннельной обделки происходит следующим образом, Для образования наружного слоя 2. после проходки подземной выработки производят закрепление массива с помощью анкеров 5 и при необходимости производят бетонное покрытие, Каждый армирующий элемент 5 закрепляют породу на.1,2-1,7 м площади кровли или
2.
2,0-2,25 м площади бортов выработки.
По мере продвижения забоя выработки происходит развитие горного давления, которое воспринимается наружным слоем 2 обделки. После стабилизации горного давления на поверхность обделки, обращенную в сторону выработки, наносят разделяющее покрытие, которое после нанесения обладает отталкивающим свойством по отношению - к бетону внутреннего слбя обделки 1.
Перед возведением внутреннего слоя 1 обделки на свободные концы анкеров 5 устанавливают изолирующие трубки 9, надевают податливое упругое опорное устройство 7 до упора с торцом трубки 9 и закрепляют его опорной частью анкера 5.
После этого в отдельных точках поверхности наружного слоя 2 обделки, покрытой разделяющим составом, часть покрытия удаляют и бетонируют внутренний слой 1 обделки. При этом бетонная смесь проникает в борозды или отверстия (на снятой части покрытия) и образует выступы 10, которые служат в качестве контактных точек для обеспечения совместной работы обоих слоев обделки на сжатие, одновременно обеспечивается заделка выступающих концов анкеров 5, размещенных в каналах 6 внутреннего слоя обделки. При этом часть анкеров 5, выполненная в виде полых перфорированных трубчатых элементов, соединенных своими отверстиями с воздушным зазором 3 между слоями обделки, обеспечивает необходимый температурный режим наружного слоя 2 обделки.
Формула изобретения
1. Сейсмостойкая тоннельная обделка, состоящая.из внутреннего и наружного слоев, размещенных относиl5t3148
Составитель Л.Березкина
Редактор И.Шулла Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни
Заказ 6054/33 Тираж 449 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат."Патент", r.Óæãoðaä, ул. Гагарина,101 тельно друг друга с зазором, образованным выступами на внутреннем слое, отличающаяся тем, что, с целью.повыщения несущей способности обделки, ее наружный слой выполнен из вмещающих пород, в которых размещены анкеры с выступающими из него концами, а внутренний слой выполнен с каналами, при этом выступающие концы анкеров упруго-податли-. во соединены с внутренним слоем обдел5 ки °
2.0бделка по .п.1 о т л и ч а ющ а я с я тем, что анкеры выполне" ны полыми и перфорированы в месте пересечения их с зазором,