Антифрикционный сплав
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к антифрикционным сплавам. Целью изобретения является повышение износостойкости покрытий и уменьшение коэффициента трения. Сплав содержит, мас.%: олово 60-75, алюминий 20-25, сурьму 3-9 и медь 2-6, причем пористость сплава составляет 7-20 об.%. Покрытия из антифрикционного сплава на стальных образцах испытывали в условиях ограниченной смазки и давления 10 МПа. Предлагаемый антифрикционный сплав обладает относительной износостойкостью 1,22-1,30 (по отношению к литому баббиту 83) и коэффициентом трения пары покрытие - сталь 45, равным 0,056-0,061. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 С 22 С 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4221825/23-02 (22) 06.04.87 (46) 15.10.89. Бюл. Р 38 (71) Брянское научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства "ВКТИстройдормаш", и Волжское производственное объединение цементного машиностроения
"Волгоцеммаш" (72) Д.И.Фильченков, В.Г.Путилин, E.Â.ÁåçâåðõíHé и Е,Н.Самсонович . (53) 669.6.71(088.8) (56) Исследование материалов для подшипников современных автомобильных двигателей. Труды НАМИ. N., 1966, вып, 82, с. 41-42.
Патент Англии М 876938, кл. 82(1), .1961.
Изобретение относится к металлургии, а именно к подшипниковым сплавам, и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения тяжелонагруженных машин, в частности оборудования цементной, горной и металлургической промышленности, Целью изобретения является повышение износостойкости сплава и снижение коэффициента трения °
Пример. Приготовлены образцы предлагаемого антифрикционного сплава различного состава, а также известный сплав.
Составы полученных сплавов представлены в таблице.
Сплавы были нанесены на образцы, изготовленные из стали Ст.3 диаметром
„„SU„„1514818 А1
2 (54) АНТИФРИКЦИОННЬЁ СПЛАВ (57) Изобретение относится к антифрикционным сплавам. Целью изобретения является повышение износостойкости покрытий и уменьшение коэффициента трения. Сплав содержит, мас ° .".: олово
60-75, алюминий 20-25, сурьму 3-9 и медь 2-6, причем пористость сплава составляет 7 — 20 об.X. Покрытия из антифрикционного сплава на стальных образцах испытывали в условиях ограниченной смазки и давления 10 МПа.
Предлагаемый антифрикционный сплав обладает относительной износостойкостью 1,22-1,30 (по отношению к литому баббиту 83) и коэффициентом трения па- Я ры покрытие — сталь 45, равным 0,0560,061. 1 табл, 50 мм и толщиной 16 мм методом заливки и электродуговой металлизацией.
Варьирование состава сплавов осу— ществлялось за счет химического сос тава исходных материалов и режимов электродуговой металлизации. В качестве исходных материалов использовались проволоки из алюминия марки
АДУ! диаметром 2 мм и баббита марки
Б-88 диаметром 2,5 мм.
Электродуговая металлизация произ.водилась на следующем режиме:род тока постоянный; сила тока 200-300 А; напряжение на дуге 18-25 В; рабочее давление 0,5 МПа; дистанция металлизации 100-200 мм.
При этом определялись в условиях ограниченной смазки и удельного давСплав Химический состав, мас.%
Коэффициент трения пары покрытие— сталь 45
Износостойкость
Пористость, об,%
Sb А1 Sn
Си покрытия относительно баббита
Б83 ) 75
68
2 3
3 7
6 9
0,056
0,060
0,061
14
1,22
1,30
1,25
22
3-4 7-8 0,01-0,09 88-90
0,069
0,71
Формула изобретения
Составитель Л, Карасева
Редактор N.Áàíäóðà Техред A.Kðàâ÷óê Корректор M.Êàêñèìèøèíåö
Заказ 6197/29 Тираж 576 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101
3 151481 ления, равного IO Kla, износостойкость относительно литого баббита 83 и коэффициент трения пары покрытие— сталь 45. Испытания износостойкости проводились на установке МИ-IМ на следующем режиме: скорость вращения образца относительно контртела 7 об/с; удельное давление в паре трения
10 МПа; смазка ограниченная- масло 10 авиационное NK-20 ГОСТ 21743-76.
1 (предлагаемый)
2— и
3 -"4 (известный) 50
Как следует из представленных данных, предлагаемый антифрикционный сплав. имеет износостойкость в 1,7 раза большую и коэффициент трения в
1,2 раза ниже, чем у известного спла- .
4 ва.
Проведенные испытания сплавов опытных составов, выходящих за заявляемые содержания компонентов и с запредель- 4 ной пористоетью, показали, что при этом антифрикционное покрытие облада- . ет недостаточной износостойкостью и повышенным коэффициентом трения по сравнению с оптимальным составом, 45
Оценка линейной величины износа производилась через 1 ч непрерывных испытаний с помощью профилографа-профилометра модели 201, База наработки составляла 4 ч. Коэффициент трения измерялся с помощью тензометрической системы установки МИ-IM.
Результаты испытаний (средние) приведены в таблице.
Антифрикционный сплав, содержащий олово, сурьму и медь, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения износостойкости покрытий и уменьшения коэффициента трения, он содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:
Олово 60-75
Алюминий 20-25
Сурьма 3-9
Медь 2-6 причем пористость сплава составляет
7-20 об,%,