Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель - увеличение нагрузочной способности и повышение надежности работы путем снижения добавочных потерь в торцовых частях сердечника при одновременном повышении механических и магнитных свойств. Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник, в пазах которого размещена обмотка 2. Листы 3, из которых составлены торцовые пакеты, имеют ориентированные вдоль оси зубца шлицы 5, заполненные изоляционным компаундом. Для того, чтобы повысить механические и магнитные свойства зубцовой зоны торцовых пакетов при одновременном снижении нагрева сердечника под воздействием аксиальных полей рассеяния, шлицы в смежных листах выполнены неповторяющейся конфигурации: в одном листе шлицы выходят к расточке сердечника 9, а в другом - к стенке паза между дном паза и вырезом под клин. Ширина шлицов не превышает толщину листа, что позволяет разместить на зубце два, три шлица при сохранении его высоких механических свойств. Смежные с пазом шлицы вблизи дна паза выполнены с изгибом к оси паза, причем минимальное расстояние между этими шлицами под дном паза меньше ширины паза. Для повышения прочности коронки зубца часть шлицов выполнена открытой и выведена к боковой стенке паза, а часть выполнена с закрытыми концами и не имеет выхода за контур листа, что также снижает нагрев центральной области зубца. Для исключения концентрации механических напряжений на концах шлицов, не выходящих за контур листа, выполнено местное уширение 10. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (11 4 Н 02 К 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 7 Л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБР1 ЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4329829/24-07 (22) 20.11,87 (46) 15,10.89, Бюл. 1(38 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода

Электротякмаш" им.В.И.Ленина (72) В. В. Кузьмин, В. Б, Каплунов, В.П.Логвинов, В.Г.Ракогон и А. К.111офул (53) 621 . 313, 04 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1065965, кл. Н 02 К 1/16, 1984.

Патент ФРГ 1 2353309, кл. Н 02 К 1/16, 1975.

2 (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель — увеличение нагрузочной способности и повышение надежности работы путем снижения добавочных потерь в торцовых частях сердечника при одновременном повышении механических и магнитных свойств.

Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник, в пазах которого размещена обмотка 2. Листы 3, из которых составлены торцовые пакеты, имеют ориентированные вдоль оси зубца шлицы 5, заполненные изоляционным компаундом. Для того, чтобы повысить механические и магнитные свойства

3 151526 зубцовой зоны торцовых пакетов при одновременном снижении нагрева сердечника под воздействием аксиальных полей рассеяния, шлицы в смежных листах выполнены неповторяющейся конфигурации: в одном листе шлицы выходят к расточке сердечника 9, а в другом .к стенке паза между дном паза и вырезом под клин. Ширина шлицов не пре- 10 вышает толщину листа, что позволяет разместить на зубце два, три шпица при сохранении его высоких механических свойств. Смежные с пазом шлицы вблизи дна паза выполнены с из- 15

1 4 гибом к оси паза, причем минимальное расстояние между этими шлицами под дном паза меньше ширины паза.

Для повышения прочности коронки зубца часть шлицов выполнена открытой и выведена к боковой стенке паза, а часть выполнена с закрытыми концами и не имеет выхода за контур листа, что также снижает нагрев центральной области зубца, Для исключения концентрации механических напряжений на концах шлицов, не выходящих за контур листа, выполнено местное уширение. 6 з.п.ф-лы, 4 ип.

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции сердечников статора мощных турбо- и гидрогенераторов, характеризующихся большими электромагнитными и тепловыми нагрузками.

Цель изобретения — увеличение на- 25 грузочной способности и повышение надежности работы путем снижения добавочных потерь в торцовых частях сердечника при одновременном повыше— нип механических и магнитных свойств, 30

1Ia фиг.1 изображен статор электрической машины; на фиг,2-4 — варианты выполнения листов торцовых пакетов сердечника.

Ограничепия по на руэочной способ в 35 ности мощных электрогенераторов связаны с повышенным нагревом эубцовой зоны статора и уровнем устойчпности.

Создание мощных аспнхронизированных генераторов снимает ограничение по устойчивости, однако при расширении диапазона потребления реактивной. мощности растет в 1,5 — 2 раза уровень добавочных потерь, Для обеспечения необходимого темпе45 ратурного режима зубцовой зоны путем эффективного гашения вихревых токов от аксиальных полей рассеяния при одновременном сохранении его высоких механических и магнитных свойств пред ложена конструкция статора электрической машины, содержащего IIIIIxzoII akIный из листов электротехнической стали сердечник 1, в пазах которого размещена обмотка 2. 1!исты 3, из которых составлены торцовые пакеты 4, имеют ориентированные вдоль оси зубца шлицы 5, выполненные, например, при по. мощи лазерной или элек гроэрозио|шой обработки металлов и заполненные-изоляционным компаундом с высокими клеющими и прочностными свойствами, например на основе эпоксидных смол.

Для того, чтобы снизить добавочные потери при одновременном сохранении высоких механических и магнитных свойств сердечника, шлицы в смежных листах выполнены неповторяющейся конфигурации: в одном листе шлицы имеют открытые концы с выходом к стенке паза 6 между дном паза 7 и вырезом под клин Я, а в другом листе — к расточке сердечника 9. Ширина шлицов не превышает толщины листа, что позволяет разместить на зубце 23 шлица при сохранении высоких механических свойств изоляционной вставки.

Для снижения нагрева области вблизи дна паза смежные с пазом шлицы вы-< полнены вблизи дна с изгибом в сторону оси паза, причем минимальное расстояние а между этими шлицами под дном паза меньше ширины паза в, Для повышения прочности коронки зубца, часть шлицов выполнена открытыми с вьгходом к боковой стенке паза, а часть шлицев не имеет выхода на контур листа, что также снижает нагрев центральной части зубца, На конце шлица, не выходящем па контур листа, с целью исключения концентрации механических напряжений выполнено уширение 10, Технико-экономическая эффектив-. ность от внедрения предлагаемой конструкции статора в мощных турбо- и гидрогенераторах мощностью 500 МВт и выше достигается за счет увеличения нагрузочной способности и повыше! 5! 526! ния надежности работы машины, вследствие использования шлицев специальной конфигурации со значительно уменьшенной шириной. При этом снижается нагрев листов крайних пакетов, особенно в режимах недовоэбуждения, а также улучшаются магнитные и механические характеристики сердечника статора.

Формула изобретения

1, Ста то р элек триче ской машины, содержащий шихтованный из листов !5 электротехнической стали сердечник, в пазах которого уложена закрепленная клиньями обмотка, а в листах крайних пакетов выполнены ориентированные вдоль оси зубца шлицы, о т л и ч а ю- 2б шийся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности и повышения надежности работы путем снижения добавочных потерь в торцовых частях сердечника при одновременном повыше- 25 нии механических и магнитных свойств, по крайней мере на части длины край— них пакетов шлицы в смежных листах выполнены различной конфигурации.

2. Статор по п. I о т л и ч а юшийся тем, что ширина шлицев не превышает толщины листа сердечника.

3. Статор по пп. I и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что ближайшие к стенке паза шпицы у его дна выполнены с изгибом в сторону оси этого паза.

4. Статор по пп.1 — 3, о т л и— ч а ю шийся тем, что минимальное расстояние между смежными с пазом шлицами под дном паза меньше ширины паза.

5. Статор по пп.! — 4, о т л ич а ю шийся тем, что часть шлицев имеет открытый конец, обращенный к боковой стенке паза между его дном и вырезом под клин.

6, Статор по пп.1 — 5, о т л ич а ю шийся тем, что часть шлицев выполнены закрытыми с обоих концов.

7. Статор по пп.1 — 6, о т л и— ч а ю шийся тем, что закрытые концы шлицев выполнены с местными ушире ниями.

151526)

Составитель И.Посадский

Редактор А.Долинич Техред А,Кравчук Корректор Т.Палий

Заказ 6287/51 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101