Устройство для контроля расхода жидкости через ветви обмоток электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности. Электрическая машина 1 соединена с устройством для контроля расхода жидкости, состоящим из сливных труб 2, изогнутых в виде колена, коллектора 3 и датчиков 4 давления, установленных в отверстиях на наружной и внутренней стенках колена сливной трубы по биссектриссе угла колена. При движении жидкости на участке поворота потока в результате действия центростремительных сил появляется поперечный градиент давления, который измеряется с помощью датчиков 4. Это упрощает конструкцию устройства контроля, а также повышает точность контроля расхода жидкости, что увеличивает надежность и долговечность машины. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1515265 А 1 (50 4 Н 02 К 9/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4378450/24-07 (22) 11.01.88 (46) 15.10.89. Бюл. Р 38 (71) Северо-Западный заочный политехнический институт и Ленинградский политехнический институт им.М.И.Калинина (72) О.А.Маринова, Ю. Г.Полубояринов, И.К.Спрудэ, Н.А.Яковлев и Ю.В,Кокорин (53) 621.3)3.713(088.8) (56) Филиппов И.Ф. Теплообмен: в электрических машинах. Л.: Энергоизсцат, 1986, с.255.
Авторское свидетельство СССР
У 228766, кл. Н 02 К 9/24, 1968, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАСХОДА
ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ВЕТВИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электро2 машиностроению. Цель изобретения— упрощение конструкции и повьппение надежности. Электрическая машина 1 соединена с устройством для контроля расхода жидкости, состоящим из сливных труб 2, изогнутых в виде колена, коллектора 3 и датчиков 4 давления, установленных в отверстиях на наружной и внутренней стенках колена сливной трубы по биссектрисе угла колена. При движении жидкости на участке поворота потока в результате действия центростремительных сил появляется поперечный градиент давления, который измеряется с помощью датчиков
4. Это упрощает конструкцию устройства контроля, а также повьппает точность контроля расхода жидкости,что увеличивает надежность и долговечность машины. 2 ил.
1515265
P — Р г
R о
В
Обычно у выпоЛняется ния,, Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при жидкостном охлаждении обмоток статора в электромашинах переменного тока, якоря — в электромашинах постоянного тока и ротора — в асинхронных эл ктромашинах.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности. 10 ца фиг.1 показана схема устройства для контроля расхода жидкости через ветви обмоток электрической машины; на фиг.2 — схема установки датчиков статического давления. .15
Электрическая машина 1 соединена с устройством для контроля расхода жидкости, состоящим из сливных труб
2, изогнутых в виде колена, коллектора 3 и датчиков 4 давления, установленных в отверстиях 5 и 6 на наружной и внутренней стенках колена сливной трубы по биссектрисе угла колена.
При движении жидкости на участке поворота потока в результате действия центростремительных сил появляется попере--нный градиент давления, который отсутствует на прямьгх участках до и после поворота. 11аличие попереч30 ного градиента давления приводит к тому, что давление Р, на внешней стенке (точка 5) оказывается большим, чем давление Р на внутренней стенке (точка 6). 35
Давления Р и Р измеряются при
1 2 помощи датчиков давления 4. Величина расхода в зависимости от,перепада давления Р, -Р, определяется по формуле
Р, Р 1, э
О. S о)
". о 4 где Π— объемный расход охлаждаю- 45 l щей среды в ветви;
S — площадь поперечного сечения потока в ветви; поперечный перепад статического давления, плотность среды; радиус кривизны колена; диаметр трубы; поправочныи коэффициент. гол 9 изгиба колена (фиг,2) о равным 90 и плотность расчетного поперечного сечения проо ходит по биссектрисе под углом 45
При этом поправочный коэффициент В равен 1 и не зависит от относительно" го радиуса кривизны колена R /d.
При величине угла 6 в пределах от
О
90 до 1 80 ко эффициент изменя ется незначительно: от 1 до l,l. Применео ние 90 в устройстве по изобретению не рекомендуется из-за увеличения гидравлического сопротивления сливной трубы, что снижает эффективность охлаждения и является общепринятым ограничением для гидросистем любого назначения.
Иэ сливных труб жидкость поступает в коллектор, откуда возвращается в проточную часть системы охлаждения электромашины.
Использование изобретения упрощает конструкцию устройства контроля, поскольку при этом исключается компенсационный бак, а в коллекторе не требуется иметь камеру со свободной поверхностью жидкости, что присутствует в прототипе. Кроме того, достигается повышение точности контроля расхода в каждой ветви системы охлаждения благодаря установке датчиков давления на участке поворота потока в каждой ветви, что повышает надежность и долговечность машины, так как позволяет своевременно устранить нарушения режима охлаждения в отдельной ветви, исключая тем самым отказы, вызванные местным перегревом обмотки.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Устройство для контроля расхода жидкости через ветви обмоток электрической машины, содержащее коллектор с с подведенными к нему сливными трубами от ветвей обмоток с измерительными приборами, установленными в каждои трубе, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, каждая из труб выполнена в виде колена, но биссектрисе угла которого на внутренней и внешней стенках расположены отверстия с установленными в них датчиками статического давле1515265
Составитель А.Волнов
Редактор А.Долинич Техред А.Кравчук Корректор Т.Палий
Заказ 6287/51 Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101