Способ регулирования тяги судового машущего движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям с колеблющимся рабочим органом в виде крыла малого удлинения. Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения в любом режиме работы движителя максимальной тяги. Измеряются скорость V<SB POS="POST">X</SB> набегающего потока, амплитуды A<SB POS="POST">0</SB> и β соответственно линейных и угловых колебаний крыла, а также частота F. Угловые колебания отстают по фазе от линейных на φ/2. Между измеряемыми величинами, варьируя β<SB POS="POST">0</SB>, непрерывно поддерживают соотношение: β<SB POS="POST">0</SB> = (6<SP POS="POST">.</SP>A<SB POS="POST">0</SB>/B-30)<SP POS="POST">.</SP>LG(V<SB POS="POST">X</SB>/4A<SB POS="POST">0</SB>F)-(22-6(A<SB POS="POST">0</SB>/B), где B - хорда крыла. Способ обеспечивает тягу, близкую к максимальной при 0,1+1. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU „„1516424 (51) 4 В 63 Н 1/36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
K АBTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4262572/31-11 (22) 24.03.87 (46) 23. 10.89„ Бюл. Р 39 (71) Институт гидромеханики АН УССР (72) В.П.Каян, Л.Ф.Козлов, В.Н.Глушко, А.A.Àôîíèí и A.M.Áóðäåíêî (53) 629.12 ° 532 ° 582.5 (088,8) (56) Патент Франции Р 2278565, кл ° В 63 Н 1/36, 1976. (54) СПОСОБ PE ГУЛИРОВАНИЯ ТЯГИ СУДОВОГО МАН ШКГО ДВва тКЛЯ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям с колеблющимся рабочим органом в виде
Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям с колеблющимся рабочим органом в виде крыла малого удлинения.
Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения в любом режиме работы движителя максимальной тяги.
На чертеже изображена принципиальная блок-схема, реализующая предлагае. мый способ.
Способ осуществляют следующим образом .
Рабочему органу установленного на транспортном средстве машущего движителя в виде жесткого прямоугольного крыла малого удлинения (около 3) с хордой профиля Ь(м ) задают линейные перпендикулярно передней кромке крыла и угловые относительно нее же гармонические колебания с амплитудой
A (м 3 и р (град 3 соответственно синусоидального (или близкого к нему) 2 крыла малого удлинения. Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения в любом режиме работы движителя максимальной тяги. Измеряются скорость V„ набегающего потока, амплитуды А, и f3, соответственно линейных и угловых колебаний крыла, а также частота f. Угловые колебания отстают по фазе от линейных íà lf/2. Между измеряемыми величинами, варьируя р непрерывно поддерживают соотношение:
p;(6 А,/b 30) 1g(V х/4Ао f) (22
-6А,/Ь), где Ь вЂ” хорда крыла. Способ обеспечивает тягу, близкую к максимальной при 0,1+1. 1 ил. вида и частотой f (1/с ), причем угловые колебания происходят относительно линейных с запаздыванием по фазе на 1(/2. С помощью приводного механизма и системы управления угловую амплитуду колебаний p,(град ) задают таким образом, чтобы ее величина при любом режиме работы машущего движителя была связана с величиной скорости v„(M/с3 набегающего потока и с величиной средней за период колебаний крыла поперечной скорости ч „
=4А f (м/с ) соотношением,=(6А—
30)х 1g(ч „/v „, )+.(22-6А), где
Ао
А= — — — лежит в пределах 0 1-1 0
Ь у х э и затем поддерживают указанную величину р, в течение работы машущего движителя ° Одновременно с помощью специальных датчиков, установленных на приводных элементах крыла, осуществляют постоянный контроль величин р,, А, и f а также ч„и в слу1516424 чае изменения во время работы машущего движителя одной из них или нескольких, производят с помощью микропроцессорного устройства и приводных механизмов корректировку величины р таким образом, чтобы она снова удовлетворяла указанному соотношению.
Предлагаемый способ может быть реализован с помощью автоматизированной системы управления приводом машущего движителя, принципиальная блок-схема кс>торой изображена на чертеже. Потребляемая от источника
1 питания (например, типа аккумуляторной батареи или судовой электросети) электрическая энергия поступает на входы регуляторов 2 и 3 напряжения электроприводов линейных и угловых колебаний крыла и затем через соответствующие полупроводниковые преобразователи 4 и 5 к электродвигателям б и 7 приводов линейных и угловых колебаний крыла, которые уже непосредственно или опосредованно 25 связаны с исполнительными органами
8 и 9, обеспечивающими линейные и угловые перемещения крыла 10.
Задак>ш=.å устройство 11 формирует закон движения плавсредства (Разгон,. торможение, равномерное движение), Сигналы nr задающего устройства 11 и ст датчиков 12-14 об амплитуде А, и яастоте >.,>;iíåéi>ы . коп..бэ ий крыла„ об ам>ыи г > д .>„.: г в>овнх .,олебаний
pt>iëз,»- О „>3 рости v .„нэпе! аюшегс2
35 пото а по<"-упают на входь> микропро-пессорногс» .-мплекса 15, кс торый в ...ос>тве г гв.ти . заданной программой., учитывающей выполнение приведенного
4 формула изобретения
Способ регулирования тяги судового машущего движителя, основанный на изменении амплитуды угловых колебаний крыла в зависимости от скорости набегающего потока, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения в любом режиме работы движителя максимальной тяги, амплитуду б, угловых колебаний крыла изменяют в соответствии с зависимостью
Ао (6
О
+(22-6 ----)
Ао
Ь вЂ” Зо) 1 (— — -)+ ч
4Aof амплитуда линейных колебаний крыла; скорость набегающего потока; частота колебаний крыла; размер хорды крыла. где А, ч
>>
Е соотношения между величинами я, v
А, и f, выдает сигналы управления регуляторами 2 и Э напряжения и полупроводниковыми преобразователями 4 и
5 приводов линейных и угловых колебаний крыла 10, осуществляя таким образом как регулирование потока электрической энергии для обеспечения заданного закона движения транспортного средства, так и оптимальные соотношения между кинематическими характеристиками линейных и угловых колебаний крыла, обеспечивающие получение максимальной тяги машущим движителем.
1516424
Составитель А.Петрушин
Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Бескид
Редактор Н.Тупица
Заказ 6343/21
Тираж 373
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101