Зубчато-реечный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для перемещения ведомых звеньев в любом направлении в плоскости их расположения. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей механизма. Для получения положительного эффекта между стойкой 3 и зубчатым колесом 5, взаимодействующим с рейкой 4, размещенной на стойке 2, установлена двусторонняя опора 6 скольжения, криволинейная поверхность которой взаимодействует с колесом 5, а прямолинейная - со стойкой 3, при этом стойки 2 и 3 параллельны. Для снижения потерь на трение опора 6 скольжения может быть выполнена из антифрикционного материала, например фторопласта или полиэтилена. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИА ЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБ Л ИН
„,SU„„1 51667 (51)4 F 16 Н 19 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
CA
Cb
Cb 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
{21) 4335711/25-28 (22) 26. 11 .87 (46) 23,10,89, Бюл. У 39 (71) Усть-Каменогорский строительнодорожный институт и Специальное конструкторское бюро по подземному самоходному горному оборудованию
"Гормаш (72) П.Ф.Дейнеко и П.Р.Синдеев (53) 621.01 (088,8) (56) Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике, т.111, Наука, 1973, с. 48, фиг. 39, 2 (54) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ тХАНЦЗМ (57) Изобретение относится к общему . машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для перемещения ведомых звеньев в любом направлении в плоскости их расположения. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей механизма, Для получения положительного эффекта между стойкой 3 и зубчатым колесом 5, взаимодействующим с рейкой 4, размещенной на стойке 2, 1516677 установлена двусторонняя опора 6 скольжения, криволинейная поверхность которой взаимодействует с колесом 5, а прямолинейная — со стойкой 3, при этом стойки 2 и 3 паралИзобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для перемещения ведомых звеньев в любом направлении в плоскости их расположения.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей механиэма.
На фиг.1 изображен зубчато-реечный механизм, общий вид; на фиг.2 разрез А-А на фиг ° 1, Зубчато-реечный механизм состоит из звена 1, выполненного в виде двух параллельных стоек 2 и 3, рейки 4, установленной на стойке 2, зубчатого колеса 5, взаимодействующего с рейкой, и двусторонней опоры 6 скольжения, установленной между колесом 5 и стойкой 3 и взаимодействующей кри= волинейной поверхностью с наружной поверхностью зубьев колеса 5, а прямолинейной — с внутренней поверхностью стойки 3.
Зубчатое колесо 5 жестко установлено на валу 7 и имеет фланец 8,, который обеспечивает его неподвижность в осевом направлении относительно рейки 4 °
Зубчато-реечный механизм работает следующем образом, При возвратно-вращательном движении вала 7 зубчатое колесо 5 передает это движение рейке 4, которая перемещается в плоскости расположения звена 1 в любом направлении. лельны. Для снижения потерь на трение опора 6 скольжения может быть выполнена из антифрикционного материала, например фторопласта или полиэтилена, 1 з,п. ф-лы, 2 ил.
При этом двусторонняя опора 6 сколЬжения совершает возвратно-поступательное движение относительно звена
1, взаимодействуя одной поверхностью с колесом 5, а другой — со стойкой 3.
При выполнении опоры скольжения из антифрикционного материала, например фторопласта или полиэтилена, соответственно снижаются потери на трение между рабочими поверхностями опоры скольжения, колесом 5 и стойкой 3.
Формула изобретения
1. Зубчато-реечный механизм, содержащий выполненное из двух параллельных стоек звено, установленную на внутренней стороне одной из стоек рейку и взаимодействующее с ней зубчатое колесо, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью расширения его кинематических возможностей за счет возможности перемещения звена в любом направлении в плоскости его расположения, механизм снабжен двусторонней опорой скольжения, одна из поверхностей которой предназначена для взаимодействия с колесом, а другая — с другой стойкой °
2, Механизм по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что двусторонняя опора скольжения выполнена иэ
45 антифрикционного материала, например фторопласта или полиэтилена, )5)6677 авиа 2
Составитель А.Николаев
Редактор В.Данко Техред Л.Сердюкова Корректор В.Кабаций
Заказ 6366/34 Тирах 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101