Способ испытания металла сварного соединения на склонность к образованию холодных трещин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания металла сварного соединения на склонность к образованию холодных трещин. Цель изобретения - повышение точности испытаний. Пластину материала разрезают в продольном направлении на две полосы. Полосу 1 оставляют целой, а другую полосу разрезают на несколько частей 2 в поперечном направлении, перепендикулярном продольному разрезу. Соединением разрезанных частей 2 и оставшейся целой полосы 1 образуют Т-образные стыки. Между частями 2 пластины размещают прокладки 3 из сплава, имеющего в сварном соединении с материалом пластины большую прочность, чем прочность металла сварного соединения частей 2 с полосой 1. Сварной шов 4 выполняют по кромкам продольного разреза сварочной головкой 5. Выполнение сварного шва 4 осуществляют за один проход с непроваром 6 в корне шва 4. При переплавке прокладок 3 в зонах концентрации напряжений Т-образных стыков имеет место более высокая технологическая прочность, чем в зонах сплавления основного материала. Таким образом в этих зонах предотвращается образование горячих и холодных трещин. Для нагружения сварного шва 4 полосу 1 устанавливают на подкладке 7 и нагружают через элементы 8, закрепленные на оси 9. Поворот элементов 8 осуществляют через плоские пружины 10, соединенные с коромыслом 11, установленным на оси 12. В процессе нагружения регистрируют параметры трещинообразования и по ним оценивают склонность металла сварного соединения к образованию холодных трещин. 1 ил.

союз соВетских социАлистичесних

РЕСПУБЛИК (19) (И) (5ц 4 G 01 N 3 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОтнРытиям

llPH ГКНТ СССР I (21) 4301036/25-28 (22) 19.06.87 (46) 23.10.89. Бап. 1к 39

- (71) Московский вечерний металлургический институт (72) Н.Никиф. Прохоров и Н.Никол.Прохоров (53) 620.17(088.8) ! (56) Авторское свидетельство СССР

У 1045061, кл. С 01 N 3/00, 1982. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛА СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ НА СКЛОННОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ХОЛОДНЫХ ТРЕЩИН (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания металла сварного соединения на склонность к образованию холодных трещин. Цель изобретения — повышение точности испытаний.

Пластину материала разрезают в продольном направлении на две полосы.

Полосу 1 оставляют целой, а другую полосу разрезают на несколько частей

2 в поперечном направлении, перпендикулярном продольному разрезу. Соединением разрезанных частей 2 и оставшейся целой полосы 1 образуют Тобразные стыки. Между частями 2 пластины размещают прокладки 3 иэ сплава, именхцего в сварном соединении с мате1516843

10 риалом пластины большую прочность, 1 чем проч ность металла свар ного соединения частей 2 с полосой 1. Сварной шов 4 выполняют по кромкам продольног о разреза сварочной головкой 5. Выполнение сварного шва 4 осуществляют эа один проход с непроваром 6 в корне шва 4. При переплавке прокладок 3 в зонах концентрации напряжений Т-образных стыков имеет место более высокая технологическая прочность, чем в зонах сплавления основного материала. Таким образом в этих зонах пре- i

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания металла сварного соединения на склонность к образованию

i 25 холодных трещин.

Цель изобретения — повышение точности испытаний.

На чертеже изображена схема испытаний.

Способ осуществляют следующим об- 30 разом.

Пластину материала разрезают в продольном направлении на две полосы.

Полосу 1 оставляют целой, а другую полосу Разрезают на несколько частей 35

2 в поперечном направлении, перпендикулярном продольному разрезу. Соединение разрезанных частей 2 и оставшейся целой полосы 1 образуют Т-образные стыки, при этом между частями 40

2 пластины размещают прокладки 3, которые имеют большую .технологическую прочность сварного соединения с основным металлом пластины (меньшую склонность к образованию холодных 45 трещин), чем прочность соединения частей 2 и полосы 1.

Сварной шов 4 выполняют по кромкам продольного разреза сварочной голов- ( кой 5. Выполнение сварного шва 4 осуществляют эа один проход с непроваром

6 в корне шва 4. При переплавке прокладок 3 в зонах концентрации напряжений Т-образных стыков имеет место более высокая технологическая проч55 ность, чем в зонах сплавления основного материала, и таким образом предотвращается образование горячих дотвращается образование горячих и холодных трещин. Для нагружения сварного шва 4 полосу 1 устанавливают на подкладке 7 и нагружают через элементы 8, закрепленные на оси 9. Поворот элементов 8 осуществляют через плоские пружины 10, соединенные с коромыслом 11, установленным на оси 12.

В процессе нагружения регистрируют параметры трещинообраэования и по ним оценивают склонность металла сварного соединения к образованию холодных трещин. 1 ил. трещин ° Прокладки 3 при сварке стали мартенситиого класса выполняют из стали с пониженным содержанием углерода или из стали аустенитного класса.

Использование прокладок предотвращает также возникновение холодных трещин на Т-образных стыках между частями 2 образца, что повышает стабильность результатов испытаний.

Для нагружения сварного шва 4 полосу 1 устанавливают на подкладку 7 и нагружают через элементы 8, закрепленные на оси 9. Поворот элементов 8 осуществляют через плоские пружины

10, соединенные с коромыслом 11, установленным на оси 12.

В процессе нагружения регистрируют параметры трещинообразования и по ним оценивают склонность металла сварного соединения к образованию холодных трещин.

Пример. Испытывают пластину

200х330х10 мм. Продольным разрезом образовывают две полосы 100х300х х10 мм, одну из которых разрезают на

10 ч. 100х30х10 мм. Прокладки размером 100хЗх10 мм выполняют из стали, соответствующей составу сварочной проволоки СВ-08. Разделку кромок выполняют с углом Ф /2 на глубину 4 мм.

Для сварочного тока 280 А, напряжение

25 В, скорость сварки 0,65 см/с, высота сварного шва 5,5 мм. Изгибающий момент варьируется от 34,2 до

125,6 Нм, что обеспечивает растягивающие напряжения в корне шва от

225 до 300 МПа. Разрушение достигнуто в 8 из 10 ч. образца при Р 375 МПа.

Формула и эобр етения

Составитель М. Кузьмин

Техред Л.Олийнык Корректор M. Поко

Редактор С. Пекарь

Заказ 6380/42 Тираж /89 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101

5 15

Интерполяция результатов разрушения на время выдержки 20 ч приводит к параметру G 350 МПа.

Способ испытания металла сварного соединения на склонность к образованию холодных трещин, по которому разрезают пластину материала в продольном направлении на две полосы, затем разрезают одну из полос на несколько частей в поперечном направлении, образуют П-образные стыки соединением разрезанных частей и оставшейся це16843 6 лой полосы, выполняют сварной шов по кромкам продольного разреза, нагружают сварной шов, регистрируют парамет5 ры трещинообразования и по ним оценивают склонность металла сварного соединения к образованию холодных трещин, отличающийся тем, что, с целью повышения точности испытаний, мелду частями пластины размещают прокладки иэ сплава, имеющего в сварном соединении с материалом пластины большую технологическую прочность, чем прочность металла сварного соединения частей пластины с полосой, а сварной шов выполняют sa один проход с непроваром в корне шва.