Щитовой способ сооружения тоннелей монолитно-прессованной бетонной обделкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к подземному строительству. Цель изобретения - снижение трудоемкости процесса сооружения тоннеля, повышение маневренности щита и качества тоннелей обделки путем предотвращения перекоса прессующего кольца. Внутри щитовой оболочки устанавливают формирующую опалубку. Перед нагнетанием бетонной смеси в нижней части запалубочного пространства между формирующей опалубкой и прессующим кольцом устанавливают закладочную деталь. Посредством закладочной детали увеличивают объем заопалубочного пространства в процессе прессования бетонной смеси при перекосе прессущего кольца в профиле. Передвигают щит на величину заходки. По окончании процесса прессования бетонной смеси и выдерживания ее в течение необходимого времени для схватывания и затвердения опалубки возвращают в исходное положение. 5 ил.

1518525 А 1 (б1) 4 Е 2) D 9/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ.Ф. - х!

v ß e.:@, t!„g савв ссввтсннх (, ссйихвистичесних

1 -...: РЕСПУБЛИК х .. ::-" "- -=Ы т=с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252789/23-03 (22) 29.05.87 (46) 30.10,89, Бюл„ Р 40 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Главтоннельметростроя (? 2) А, С, Силкин, Б.И. Брычев и В.В. Филатов (53) 624.196(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 750084, кл. Е 21 D 9/06, 1977. (54) 1ЦИТОВОЙ СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ С МОНОЛИТНО-ПРЕССОВАННОЙ БЕТОННОЙ ОБДЕЛКОЙ (57) Изобретение относится к подземному строительству. Цель изобретения — снижение трудоемкости процесса сооружения тоннеля, повышение ма невренности щита и качества тоннельИзобретение относится к подземному строительству и может быть использовано например, при сооружении перегонных тоннелей метрополитенов.

Цель изобретения — снижение трудоемкости процесса сооружения тоннеля, повышение маневренности щита и качества тоннельной обделки путем предотвращения перекоса прессущеюго кольца.

На фиг. 1 изображено положение щита в забое в процессе прессования и передвижки щита при появлении пе рекоса прессующего кольца; на фиг.2 — положение шита в забое в процессе прессования и передвижки щита при выравнивании прессующего кольца, на фиг. 3 — положение щита. 2 ной обделки путем предотвращения перекоса прессующего кольца. Внутри щитовой оболочки устанавливают формирующую опалубку, Перед нагнетанием бетонной смеси в нижней части заопалубочного пространства между форми" рующей опалубкой и прессующим кольцом устанавливают закладочную деталь, Посредством закладочной детали увеличивают объем заопалубочного пространства в процессе прессования бетонной смеси при перекосе прессующего кольца в профиле. Передвигают шит на величину заходки. По окончании процесса прессования бетонной смеси и выдерживания ее в течение необходимого времени для схватывания затвердения опалубку возвращают в исходное положение. 5 ил. в забое после прессования и пере-. движки щита; на фиг, 4 — щит с ме3® в ханизмом для выравнивания прессующего кольца, продольный разрез; на фиг, 5 — вид А на фиг.4. ЯО

Способ сооружения тоннеля вклю- ©1Щ чает в себя основные операции по 4 разработке забоя, передвижению щита на величину заходки и возведению сзади щита монолитно-прессованной бетонной обделки.

Щит для осуществления данного способа содержит корпус 1, внутри которого посредством опор 2 установлена с возможностью продольного перемещения формующая опалубка 3. Прессующее кольцо 4 установлено внутри щитовой оболочки 5 корпуса 1 щита и связано

1518525 с ним посредстВОм штОкОВ щитОВых гидроцилиндров 6. Прессующее кольцо 4 имеет в нижней части закладную деталь, 7, посредством которой изменяют объем эаопалубочного пространства. Деталь

7 выполнена в виде части прессующего

; кольца, установленной в его направ ляющих 8 с возможностью осевого выдвижения в заопалубочное пространство с помощью дополнительных гидроцилиндров 9, связанных с основной частью кольца.

На фиг. 1-3 также обозначены бетонная смесь 10 и монолитно-прессованная обделка !l.

Пример. Очередной цикл работ начинают с установки в проектное

l.т. e <, IacxopIIoe для прессования) жение формующей скользящей опалубки 3. Для этого Опалубку перемещают на опорах 2 до совмещения ее,заднего торца с плокостью, в которой находится передний торец последнего возведенного кольца монолитно-прессованной бетонной обделки ll, После установки опалубки 3 устанавливают в проектное положение прессующее кольцо 4. Закладная деталь 7 прессующего кольца с помощью гидроцилиндров 9 выдвигается в эаопалубочное пространство. После нагнетания бетонной смеси 10 осуществляют ее прессование с помощью прессующего кольца 4, перемещаемого в сторону обделки штоками щитовых гидроцилиндров 6. В результате воздействия прессующего кольца на бетонну1о смесь она начинает .уплотняться, создавая действующие на щит реактивные усилия. При превышении реактивных усилий со стороны бетонной смеси над усилиями щитовых гидроцилиидров 6 щит начинает смещаться в сторону забоя и движется относительно формующей опалубки и тоннельной обдел H,, Освобождаемое с этого момента сзади щита при его пвижении пространство в грунтовом массиве заполняется прессуемым бетоном.

В процессе проведения работ осуществляют контроль за выдвижением-, штоков щитовых гидроцилиндров 6.

При 110HEJJIeEIèè пере:.<Оса (Выдвиже-" ние штоков В Верхней части прессующего кольца больше, чем В нижней} закладная детапь 7 посредством гидроцилиндра 9 втягивается,а прессующее кольцо, пере11рессoвывая бетонную смесь в нижней части бетонного кольца, выравнивается.

Выравнивание прессующего кольца происходит вследствие того„ что закладная деталь, Втягиваясь, освобождает часть заопалубочного пространства, которое заполняется бетонной смесью 11, перераспределяющейся относительно горизонтального диаметра, В результате выдвижение штоков нижних гидроцилиндров увеличивается и достигает величины выдвижения штоков верхних гидроцилиндров. Реактивные усилия со стороны бетонной смеси .по периметру прессующего кольца выра.вниваются, заклинивания подвижных

9I частей щита не происходит, и обделка получается с равномерным торцом и отличного качества, После выравнивания прессующего кольца гидроцилиндр 9 закладной детали 7 отключается. По окончании процесса прессования бетонной смеси и выдерживания ее в течение времени необходимого для схватывания и затвердения, опалубку возвращают в исходное положение, Прессующее кольцо, находясь соосио с опалубкой и оболочкой, отходит без Особых усилий. Далее цикл работ повторяется.

Формула изобретения

Щитовой способ сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой, включающий установку внутри щитовой оболочки формующей

4О опалубки, нагнетание бетонной смеси в заопалубочное пространство, осевое пргссование бетонной смеси посредством прессующего кольца, передвижку щита иа величину заходки и снятие формующей опалубки, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости процесса сооружения тоннеля, повышения маневренности щита и качества тоннельной обделки путем предотвращения перекоса прессующего кольца, перед нагнетанием бетонной смеси в нижней части заопалубочного пространства между формующей опалубкой и прессующим кольцом устанавливают закладную деталь, посредством ко15 торой увеличивают объем заопалубочного пространства в процессе прессования бетонной смеси при перекосе прессующего кольца в профиле.!

5!8525

Фие.1

l5l8525 1518525

8ид A

Составитель Н. Кононова

Редактор А. Огар Техред Л.Сердюкова Корректор В. Кабаций ,Заказ á582/38 Тираж 449 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101