Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повышение надежности путем снижения уровня вибраций лобовых частей. Поставленная цель реализуется благодаря выполнению начала отгиба верхних 1 и нижних 2 стержней обмотки на участках, образующих цилиндрические поверхности по выходу из паза статора. При этом от начала отгиба до линии пересечения цилиндрических 7, 8 и конических 9, 10 поверхностей отгиб стержней выполняется по кривой, являющейся ортогональной проекцией эвольвенты на цилиндрическую поверхность. В результате сокращается вылет головок 3. 2 ил.
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК и» 4 Н 02 К 3/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21} 4331300/24-07 (22) 23.11.87 (46) 30.10.89.Бюл- М 40 (71) Научно-исследовательский,проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого эпектромашиностроения Харьковского завода
"Электротяжмаш им, В.И.Пенина (72) Н.В.Куценко, В.Г.Ракогон, Б,В.Спивак, А.Л.ливщиц, И.Я.Черемисов и В.В.Кузьмин (53) 62!.3!3.04 (088 R) (Se) Патент ФРГ !! 1057913, кл. Н 02 К 3/28, 08.02,67.
Патент Франции 1! 1408666, кл. Н 02 К 3/28, 24,09.87„
„„SU„„1518851 A 1
2 (54 } CTA70P Х!ЕКТРИЧЕСКОЙ ИА!!!ИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроенпю. Цель изобретения поныщение надежности путем снижения уровня вибраций лобовых частей.Поставленная пель реализуется благодаря выполнению начала отгиба верхних
1 и нижних 2 стержней обмотки на учас тках, абра з ующнх цилиндрические поверхности по выходу из паза статора.
При этом от начала отгиба до линии пересечения цилиндрических 7 и 8 и конических 9 и 10 поверхностей отгиб стержней выполняется по кривой,являющейся ортогональной проекцией эвольвенты на цилиндрическую поверхность.
В результате сокращается вылет головок 3, 2 ил.
1518851
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям лобовой части обмоток статора крупных электрических машин.
Цель изобретения — повышение
5 надежности работы электрической машины путем сокращения длины и снижения уровня вибрации лобовых частей„
На фиг, l изображена лобовая часть обмотки статора, продольный разрез; на фиг. 2 — развертки эвольвенты верхних и нижних стержней обмотки, В представленной конструкции обмотки статора корзиночного типа крупHoA neK H ec oA M HHbi Bep>:íèå l u нижние 2 стержни расположены двумя параллельными слоями и замкнуты головками токовых соединений .Стержни по выходу из паза сердечника статора 4 имеют отрезки 5 и 6, которые образуют цилиндрически поверхности
7 и 8, плавно переходящие в конические 9 и 10. При этом начало отгиба стержней в тангенциальном направлении выполнено на участках, образующих цилиндрические поверхности по кривой, являющейся ортогональной проекцией эвочьвенты вцпа: х = R (const о 30
t sint); у = Ro (sint — t ° cost) на цилиндрическую поверхность радиуса г, плавно переходящую в упомянутую эвольвенту (х, у) на конической поверхности 9, где t, — шаг обмотки
Н z статора; R — - — радиус начальной окружности энолюты; Н вЂ” расстояние между соседними стержнями в лобовой части обмотки; z — число пазов„, В результате предложенного решения вылет лобовой части 1, уменьшается на величину 61 = 1 — 1,, где
1 — расстояние от торца сердечника 4 до линии пересечения цилиндрической и конической поверхностей верхнего стержня, 1, — то же самое для ния.не— го стержня, а радиус основания конусной поверхности R < на величину АН вЂ” 6 1 ° tp+, Уменьшение вылета головок обмотки статора ведет к снижению уровня вибрации лобовой части эа счет изменения геометрии и жесткости стержней обмотки, а также к сокращению длины машины при сохранении изоляционных промежутков в торцевой зоне.
Экономический эффект от использования изобретения обусловлен сокращением внеплановых простоев генератора из-за повреждения лобовых частей обмотки статора, а также увеличением межремонтных периодов и снижением стоимости ремонтов обмотки статора.
Кроме того, на заводах-изготовителях будут сокращены расходы меди и изоляции из-за уменьшения лобовой части обмотки статора, Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Статор электрической машины,содержащий шихтованный сердечник, в пазах которого расположена обмотка корзиночного типа, включающая верхние и нижние стержни, расположенные двумя параллельными рядами, образующими на выходе из паза цилиндрические поверхности, отогнутые в лобовой части в радиальном направлении на конические поверхности, в которых стержни выполнены в форме эвольвент и соединены в головках, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности электрической машины путем снижения уровня вибрации лобовых частей и сокращения ее длины, отгиб по меньшей мере верхних стержней в тан" генциальном направлении выполнен на участках, образующих цилиндрические поверхности, по кривой, являющейся ортогональной проекцией эвольвенты на цилиндрическую поверхность.
ISIR85I фиг.2
Составитель И.Посадский
Корректор Л,Бескид
Редактор А.Лежнина Техред М.Ходанич
Тираж 648 Подписное
Заказ 6609/55 м и отк ытиям при ГКНТ СССР
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 5
"П тент" г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
П оизводственно-издательский комбинат .,ате т", P