Роторно-поршневая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет упростить конструкцию и повысить эффективность смазки роторно-поршневой машины. В корпусе 1 размещены эксцентриковый вал и профилированный ротор (Р) 7. Система охлаждения и смазки включает перепускные каналы (К) и выполненные в валу и в торцовых крышках 2,3 осевые и радиальные К 9,10 подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости. Р 7 установлен в подшипниковых узлах 11 на валу с образованием рабочих камер с корпусом 1. В крышке 3 выполнена расточка 13, в к-рой и на Р 7 закреплены шестерни 14 с возможностью взаимодействия. Узлы 11 и расточка 13 сообщены с К 9,10 и между собой перепускными К. Вал со стороны К 4 выполнен пустотелым. В крышке 2 выполнена кольцевая камера 15. Внутренняя полость вала сообщена с узлами 11 и камерой 15, сообщенной с К 9. Цилиндрический патрубок (П) закреплен на валу в полости с образованием кольцевой щели. В щели последовательно установлены мембрана, направляющая втулка и шнек 20. В Р 7 выполнены К. Втулка размещена с радиальным зазором относительно цилиндрического П. Вход шнека 20 сообщен через зазор с камерой 15, выход - через К с узлами 11. К 4 сообщен с камерами через П. Вал со стороны крышки 3 выполнен пустотелым. П 23 закреплен концентрично внутри вала с зазором и сообщен с К 5. К 10 выполнены в валу напротив П 23 в виде сквозных радиальных отверстий 24. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5D 4 Г 01 С 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬП ИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
tl 3 f3 (21) 4231133/25-29 (22) 01,04.87 (46) 07.11.89. Бюл. Ч 41 (72) И.B.Çèíîâüåâ, Г.Г.Игнатова, А.Ю.Кринский, A С,Кубяк, Б.А,Нухачев, И.С.Пятов и В,Г.Щигорцев (53) 621.662 (088.8) (56) Патент CUIA Г 4215533, кл. F 02 В 53/Об, 1980. (54) РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ ПАШИНА (57) Изобретение;позволяет упростить конструкцию и повысить эффективность смазки роторно-поршневой машины. В корпусе 1 размещены эксцентриковый вал и профилированный ротор (P) 7..
Система охлаждения и смазки включает перепускные каналы (К) и выполненные в валу и в торцовых крышках 2, 3 осевые и радиальные K 9, 10 подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости. P 7 установлен в подшипниковых узлах 11 на валу с образованием рабочих камер с корпусом 1. В крышке ,3 выполнена расточка 13, в к-рой и
2 на Р 7 закреплены шестерни 14 с возможностью взаимодействия. Узлы 11 и расточка 13 сообщены с К 9, 10 и между собой перепускными К. Вал со стороны К 4 выполнен пустотелым, В крышке 2 выполнена кольцевая камера
15. Внутренная полость вала сообщена с узлами 11 и камерой 15, сообщенной с K 9 ° Цилиндрический патрубок (П) закреплен на валу в полости с образованием кольцевой щели. В щели последовательно установлены мембрана, направляющая втулка и шнек
20. В P 7 выполнены К, Втулка размещена с радиальным зазором относительно цилиндрического П. Вход шнека 20 сообщен. через зазор с камерой 15, выход — через К с узлами 11. К 4 сообщен с камерами через П. Вал со стороны крышки 3 выполнен пустотелым.
П 23 закреплен концентрично внутри вала с зазором и сообщен с К 5. К 10 выполнены в валу напротив П 23 в виде сквозных радиальных отверстий 24.
2 з.п .ф-лы, 7 ил.
1520254
1О
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роторно-поршневым машинам.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение эффективности
5 смазки роторно-поршневой машины.
На Фиг. 1 показана роторно-поршневая машина, продольный разрез; на
Фиг. 2 - разрез А-А на Фиг. 1; на фиг. 3 - вал, продольный разрез; на фиг. 4 - разрез Б-Б на Фиг. 1; на фиг. 5 - разрез В-В на Фиг; 4; на Фиг.бразрез Г-Г на фиг. 5; на фиг, 7разрез Д-,ц на фиг. 6.
I.
Роторно-поршневая машина содер>хит корпус 1, переднюю и заднюю торцовые крышки 2 и 3 с каналами 4 и 5 подвода и отвода рабочей среды, размеценными в корпусе 1, эксцентриковый вал 20
6 и профилированный ротор 7 и систе му охлаждения и смазки, включаюцую перепускные каналы 8 и выполненные в вале 6 и в крышках 2 и 3 осевые и
|радиальные каналы 9 и 10 подвода и 25 отвода смазочно-охлаждающей жидкости, Ротор 7 установлен в подшипниковых узлах 11 на валу 6 с образовани,ем рабочих камер 12 с корпусом 1. В задней торцовой крышке 3 выполнена ! расточка 13. В ней и на роторе 7 закреплены шестерни 14 с воэможностью взаимодействия, Подшипниковые узлы
11 и расточка 13 сообщены с каналами подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости 9 и 10 и между собой перепускными каналами 8. Вал 6 со стороны канала 4 подвода рабочей срецы выполнен пустотелым. В передней крышке 2 выполнена кольцевая камера 40
15. Внутренняя полость 16 вала 6 сообщена с подшипниковыми узлами 11 и кольцевой камерой 15, а последняя с каналом 9 подвода смазочно-охлаждаюцей >хидкости. На валу 6 в его 45 внутренней полости 16 закреплен цилиндрический патрубок 17 с образованием кольцевой цели, в последней установлены мембрана 18, направляющая втулка 19 и шнек 20, при этом в рото50 ре 7 выполнены дополнительные каналы
21. Втулка 19 размещена с радиальным зазором 22 относительно патрубка 17.
Вход шнека 20 сообщен через радиальный зазор 22 с кольцевой камерой 15, выход — через дополнительные каналы
21 с подшипниковыми уэлами 1, а
1 канал подвода рабочей среды сообщен с рабочими камерами 12 через патрубок 17, Вал 6 со стороны задней крышки 3 выполнен пустотелым. Внутри него концентрично с зазором закреплен дополнительный патрубок 23, сообщенный с каналом 5 отвода рабочей среды, а каналы !0 отвода смазочно-охлаждаюцей жидкости выполнень> в валу 6 напротив патрубка 23 в виде сквозных радиальных отверстий 2!).
Роторно"поршневая машина работает следующим образом.
Рабочая среда поступает в канал 4 и далее - в одну из рабочих камер 12.
Повышение давления в одной из камер
12 приводит к воздействию его на ротор 7 и повороту его на эксцентриковом валу 6. Поскольку ротор 7 кинематически через шестерни 14 связан с корпусом 1, повороту ротора 7 соответствует определенный поворот вала
6 и поступление рабочей среды в следующую камеру !2, а предыдущая рабочая камера 12 в дальнейшем соединяется с каналом 5 отвода. При работе машины охлажденная жидкость подается по каналу 9 в зазор 22 между патрубком 17 и валом 6, откуда она поступает к шнеку 20 и производит интенсивный отбор тепла от рабочей среды, проходящей по каналу 4. Затем по каналам 8 охла>хдающал жидкость поступа-. ет к подшипниковым узлам 11 и шестерням 14, смазывает их, а затем через радиальные отверстия 24 — в каналы
10 отвода смазочно-охлаждающей жидкости, что позволяет улучшить систему смазки и обеспечить более эффективное функционирование всех узлов машины.
Формула изобретения
1. Роторно-поршневая машина, содер>хащая корпус, переднюю и заднюю торцовые крышки с каналами соответственно подвода и отвода рабочей среды, размещенные в корпусе эксцентриковый вал и профилированный ротор, и систему охла><дения и смаэки, включающую перепускные каналы и выполненные в вале и в крышках осевые и радиальные каналы подвода и отвода смазочно-охла>хдающей жидкости, причем ротор установлен в подшипниковых узлах на валу с образованием рабочих камер с корпусом, в задней торцовой крышке выполнена расточка и в ней и на роторе закреплены шестерни с возможнос21
4 иг 7 .
10 б
5 152025 тью взаимодействия, подшипниковые узлы и расточка сообщены с каналами подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости и между собой перепускными каналами, о т л и ч а ю щ а я 5 с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения эффективности смазки подшипников ротора, вал со стороны канала подвода рабочей среды выполнен пустотелым, в передней крышке выполнена кольцевая камера, внутренняя полость вала сообщена с подшипниковыми узлами и кольцевой камерой, а последняя — с каналом под- 15 вода смазочно-охлаждающей жидкости.
2. Ившина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена цилиндрическим патрубком, закрепленным на валу в его внутренней полости с 20 образованием кольцевой щели, и установленными в ней последовательно мемЯ-A
6 браной, направляющей втулкой и шнеком, при этом в роторе выполнены l0 полни тель ные каналы, втулка ра змещена с радиальным зазором относительно патрубка, вход шнека сообщен через радиальный зазор с кольцевой камерой, выход — через дополнительные каналы с подшипниковыми узлами, а канал подвода рабочей среды сообщен с рабочими камерами через патрубок, 3. Ившина по пп. 1 или 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительным патрубком, вал со стороны задней крышки выполнен пустотелым, дополнительный патрубок закреплен концентрично внутри вала с зазором и сообщен с каналом отвода рабочей среды, а каналы отвода смазочно-охлаждающей жидкости выполнены в валу напротив патрубка в виде сквозных радиальных отверстий.
Составитель Ю.Федоров
Техред А,Кравчук Корректор Л.Патай
Редактор Н.Яцола
Тираж 456
Подписное
Закаэ 6736/37
ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101 -Г
no8epeyrno
1 520254